Картотека игр по ТРИЗ технологии для формирования речевой активности детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Посредник Виктория Александровна

   В данной картотеке представлены игры по следующим методам технологии ТРИЗ:

- метод мозгового штурма

- метод системного анализа

- метод фокальных объектов

- метод Робинзона

- метод каталога

- метод маленьких человечков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГР   по

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\php3Bmxx2_Kartoteka-Igry-po-tehnologii-TRIZ_html_5e150a5092d875b.jpg

ТЕХНОЛОГИИ

для формирования речевой активности детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ                                  

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4

Игры по методу мозгового штурма

№ 1 «Что умеет делать?» ………………………………………………………………… 5

№ 2 «Дразнилка» ………………………………………………………………………….. 5

№ 3 «Мои друзья» ………………………………………………………………………… 6

№ 4 «Хорошо – плохо» …………………………………………………………………… 6

№ 5 «На что похоже?» ……………………………………………………………………. 7

№ 6 «Наоборот» ……………………………………………………………………………. 7

 Игры по методу системного анализа

 № 7 «Раньше – позже» …………………………………………………………………… 8

№ 8 «Где живет?» …………………………………………………………………………. 8

№ 9 «Волшебный светофор» ……………………………………………………………... 9

№ 10 «Теремок» …………………………………………………………………………… 10

№ 11 «Волшебный телевизор» …………………………………………………………... 11

№ 12 «Один, два, три – ко мне беги» …………………………………………………..... 11

Игры по методу фокальных объектов

 № 13 «Фоторобот» …………………………………………………………………………. 12

Игры по методу Робинзона

№ 14 «Помоги герою» ……………………………………………………………………… 12

Игры по методу каталога

№ 15 «Лимерики» …………………………………………………………………………… 12

Игры по методу маленьких человечков

№ 16 «Чем был – тем стал» ………………………………………………………………… 13

 Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по ТРИЗ технологии……………………………………………………………………14-22

Список литературы……………………………………………………………………… 23

Введение

   ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология была разработана около 50 лет назад учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. 

   Цель ТРИЗ – научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

    Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

   ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

 Алгоритм решения изобретательских задач основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, то нужно указать противоречие. Тем самым ставить ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ , т.е. в какой то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.  

    Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

-расширению словарного запаса;

-развитию связной речи (диалогической и монологической);

-развитие коммуникативных навыков; -интеллектуального развития;

-творческого развития (фантазирование);

-личностного становления.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываем следующие дидактические принципы:

-принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора

- принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.                                                                                     

- принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.                                                                             

- принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.                                                                                             

- принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.

   Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов.

    На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта.

   Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

   Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

   Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов.

   На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы

   В данной картотеке представлены игры по следующим методам технологии ТРИЗ:

- метод мозгового штурма

- метод системного анализа

- метод фокальных объектов

- метод Робинзона

- метод каталога

- метод маленьких человечков.

№ 1

«Что умеет делать?»

(метод мозгового штурма, проводится с детьми с 3-х лет)

Правила игры: необходимо отгадать объект с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве – брёвна даже таскает.

№2

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, проводится с детьми с 4-х лет)

Правила игры: ведущий называет объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

№3

«Мои друзья»

(метод мозгового штурма, проводится с детьми с 4-х лет)

Правила игры: ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

№4

«Хорошо – плохо»

(метод мозгового штурма, проводится с детьми с 3-х лет)

Правила игры: ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

№5

«На что похоже?»

(метод мозгового штурма, проводится с детьми с 2-х лет)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

№6

«Наоборот»

(проводится с детьми с 4-х лет)

Правила игры: ведущий произносит слова, а дети называют противоположные по значению (антонимы)

Ход игры: 

Воспитатель

Дети

горячий

холодный

мокрый

сухой

быстрый

медленный

острый

тупой

соединять

разъединять

№7

 «Раньше – позже»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 5-ти лет)

Правила игры: ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети

говорят, что было до этого, или что будет после.

Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

№8

 «Где живет?»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 3-х лет)

Правила игры: ведущий называет предметы окружающего мира, такие как: неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

№9

«Волшебный светофор»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 4-х лет)

Правила игры: у «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. Домашние, дикие животные).

Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шёрстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

№10

«Теремок»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 5-ти лет)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

№11

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 6-ти лет)

Правила игры: с помощью системы – телевизора с девятью экранами, которые открываются по очереди, выявляются все связи системы.

Ход игры: словесное восстановление по стихотворению:

- Если мы рассмотрим что-то…

- Это что-то из чего-то…

- Это что-то часть чего-то…

- Чем-то было это что-то…

- Что-то будет с этим что-то…

- Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

№12

«Один, два, три – ко мне беги!»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 3-х лет)

Правила игры: ведущий (это может быть и ребёнок) раздаёт детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала (группы, площадки), подбегают к ведущему по определённой установке.

Ход игры: ведущий говорит: «Один, два, три – у кого есть крылья, ко мне беги!»

Дальше игра проходит аналогично, называются предметы с картинок, находящиеся в руках у детей.

№13

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, проводится с детьми с 5-ти лет)

Правила игры: детям необходимо составить героя из частей других объектов, героев других сказок

Ход игры: придуманного героя необходимо зарисовать и «отправить» в новую сказку

№ 14

«Помоги герою»

(метод Робинзона, проводится с детьми с 6-ти лет)

Правила игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации

Ход игры: свободно общаясь дети фантазируют на придуманной ситуацией

Например: железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

№ 15

«Лимерики»

(от англ.-вариант сказочной небылицы)

(метод каталога, проводится с детьми с 6-ти лет)

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Например: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку)

- вторая строка – характеристика героя или его действие,

- третья строка - реализация действия,

- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

№ 16

 «Чем был – чем стал»

(метод системного анализа, проводится с детьми с 4-х лет)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Дидактические игры, проблемные ситуации

для работы по технологии ТРИЗ.

«Из сказки задачку»

Цель: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки, развитие умений детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

Пример: Сказка «Волк и семеро козлят»

Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?

«Сказка продолжается»

Цель: путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное

педагогическое русло; развитие воображение ребенка, ломая установившиеся

стереотипы.

Пример: Репку вытащили, а как ее делили? Кто им мешал при этом? Кто больше всего трудился для этого?

«Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель: побуждение ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример: Сказка «Гуси-лебеди»

Новая ситуация. На пути девочки встречается волк.

«Перевирание сказки»

Цель: воспитание чувства юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развитие умений сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).

Пример: Сказка. «Красная Шапочка» (Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т. д.)

Сказка. «Колобок» (Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр.)

«Старая сказка, но по-новому»

Цель: развитие умений наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов,

т. е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.

Пример: Старая сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая».

Старая сказка «Красная Шапочка». Сказка по-новому «Злая Красная Шапочка и добрый волк».

«Решение противоречий в сказке»

Цель: научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.

Пример: Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос: «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?»

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос: «Что было бы, если бы не прибежала мышка?»

«Сказки по аналогии с известными»

Цель: научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по

содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и

обосновывать свои решения.

Пример: Сказки «Кот, петух и лиса» и «Жихарка». Сказки «Лиса и

заяц» и «Заюшкина избушка».

«Сказки по комическим рисункам»

Цель: развитие навыков быстрого и четкого рисования, используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.) – все персонажи нарисованы с помощью избранной формы.

Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная

сказка.

«Сказки с новым концом»

Цель: развитие умений детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример: Традиционная концовка сказки «Три медведя» – Маша убежала от

медведей.

Возможный вариант: Маша помирилась с медведями, что было дальше?

«Моделирование сказок».

Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.

Цель: продолжать развивать умения детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.

Пример: показываем детям три одинаковых (по величине и цвету) кружка,

спрашиваем, о какой сказке пойдёт речь? Можно предположить, что эти кружки означают сказку «Три поросенка». Однако для этой сказки дети предложили использовать кружки одного размера, но разного цвета, утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или тогда взять три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка, тогда, по мнению детей, речь пойдёт о сказке «Три медведя».

Игра «Маша и медведь»

Цель: развитие умений разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация: Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Игра «Красная Шапочка»

Цель: развитие умений разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация: У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она

попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Игра «Корзинки для козлят»

Цель: развитие умений разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но  старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка».)

Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок»)

Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора»)

Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди»)

Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много»)

Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил.

(«Морозко»)

Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка»)

Полюбив, она сделала невозможное. («Аленький цветочек»).

Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).

Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).

Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин).

Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. («Три медведя»).

Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

«Сказка наизнанку» 

 игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Коллаж из сказок.»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя.

«Знакомые герои в новых обстоятельствах.»

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

«Спасательные ситуации в сказках».

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и

концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой,

трудных обстоятельств.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг

началась буря, и он начал тонуть..» Предложите свои варианты спасения котенка.

ТРИЗ- игры для развития речи детей.

«Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

«Хорошо- плохо»

— Ребята, вы рады, что весна наступила?

— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)

— Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)

«Да–Нет»

Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают

ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет».

Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации». К примеру:

– Я загадала слово (кошка).

– Это слово обозначает предмет?

– Да.

– Это растение?

– Нет.

– Это что-то неживое?

– Нет.

– Это животное?

– Да.

– Оно белого цвета?

– Это несущественно.

И т. д., пока слово не будет угадано.

«Увеличение – уменьшение».

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

«Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.

Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту

функцию.

 Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею

танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.

«Подбери слова»

Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.

«Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два

предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два

правильных варианта суждения.

Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

• Внучка маленькая, а бабушка старенькая;

• Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

• Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

• Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

• Заяц серый, а петушок смелый;

• Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

• Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

• У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого

воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск,

1991.

2. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1991.

4. Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей,воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.

5. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.

6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.

7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост.

Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.

10."Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.

11.Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.

12.Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.

13.Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.

14.Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.

15.Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии

https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...

Использование потешек в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Использование потешек в формировании речевой активности и формировании у детей представлений о здоровье....