НОД по социокультурным истокам "Семейные традиции"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Конспект открытого занятия
по социокультурным истокам «Семейные традиции»
Воспитатель: Таранова Любовь Борисовна
Цель. Формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи.
Задачи:
- закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, о семейных традициях, об обязанностях членов семьи;
- формировать элементарное представление о родословной;
- обогащать духовный мир детей;
- воспитывать культуру общения и уважительное отношение ко всем членам семьи;
- развивать чувство гордости за свою семью;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать общительность и коммуникабельность;
- содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления.
Предварительная работа. (перечислить)
Оборудование. (перечислить)
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети стоят в кругу)
- Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
(Воспитатель предлагает детям пройти и присесть на стульчики)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях.
- Ребята послушайте и помогите мне отгадать загадку:
Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я
Что получится? (Семья)
- Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)
А какие бывают семьи? (Ответы детей, если дети не могут ответить помочь им: маленькие и большие, дружные и гостеприимные, трудолюбивые, веселые)
- Что объединяет членов семьи? (любовь, забота, преданность)
- Как нужно жить в семье? (помогать друг другу, заботиться друг о друге)
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит. Поймет и утешит?
Дети: - Мама, папа, бабушка, родные и др.
Воспитатель: - Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Семья для человека является самым важным в жизни.
- А сейчас, София вам расскажет стихотворение «Моя семья».
Ребенок.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Хочу быть похожим на маму свою. Она все умеет: и шить, и вязать,
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит и наша семья. Готовит на кухне большого гуся.
(Воспитатель хвалит ребенка)
Воспитатель. Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, традициями.
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, что такое традиция? Какие традиции вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель. Традиция –это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. Это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от пап, мам, бабушек, дедушек. У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник, это может быть семейный просмотр любимого фильма, утренняя пятиминутка за завтраком, просмотр семейных фотографий и многое другое.
Все семьи отличаются своими привычками, обычаями.
Расскажите об интересных традициях в ваших семьях – как вы проводите свободное время, отпуск? (ответы детей)
Мы знаем, что люди с давних времен старались сохранять память для будущих поколений – память о своих родственниках. Как они это делали? Смотрите, что это такое? (воспитатель показывает семейный альбом).
Как вы думает, с какой традицией связан этот альбом? (собирать и хранить фотографии). Традиция – эта очень важно! Недаром люди во время войны или в других ситуациях, уходя из дома, брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Послушайте, пожалуйста, вот эту запись (слушаем песню «Семейный альбом»).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, и продемонстрировать еще одну семейную традицию.
(Физкультминутка «Семейная зарядка» )
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты в право-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
(После физкультминутки дети снова садятся на стульчики)
Воспитатель. Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево.
Семья похожа на большое дерево. Как дерево она мощная и сильная! Семья как и дерево растет, появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.
И, чтобы никого не забыть из родственников, лучше во всем разобраться люди придумали «Генеалогическое древо». Это такое дерево, которое люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.
- Вы сегодня тоже будете рассказывать о своем генеалогическом древе, где мы рассмотрим только близких членов своей семьи.
(Несколько детей рассказывают о своей семье, демонстрируют генеалогическое дерево).
Воспитатель. А сейчас я, ребята, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Встаньте все те кто»
Встаньте — У кого есть старший брат
- у кого есть младший брат
- у кого есть младшая сестра
- у кого есть бабушка и дедушка, которые живут вместе с вами?
Воспитатель. Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок:
- В родной семье и каша слаще.
- В семье лад, так и не нужен клад.
- Вся семья вместе – так и душа на месте.
- семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Мой дом – моя крепость.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
(Спросить у детей знают ли они пословицы, поговорки о семье. Заранее выучить с детьми.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (предложить детям встать рядом со стульчиком, можно встать в круг)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!
Активное занятие «Семейные традиции» на стр. 12
Самостоятельно:
Задание:
- Внимание рассмотрите иллюстрации, на которых изображены семейные традиции. С какими семейными традициями они связаны? Время выполнения 3 минуты.
Работа в паре:
Задание:
Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. С какими семейными традициями они связаны? Время выполнения 3 минуты.
Обсуждение в группе и экспертная оценка:
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свое выступление начинают со слов: «Мы решили…, мы думаем…». Заслушивается мнение других пар. Педагог выявляет тех, кто имеет иные варианты выполнения задания, знакомит с экспертной оценкой.
Рефлексия: «Метод пяти пальцев».
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла), чем порадовал(а)?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
Воспитатель. Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье:
Будьте все вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"
Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...
Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6– 7 ЛЕТ. Тема – «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» Социокультурная категория – «ТРАДИЦИИ СЛОВА»
Тема жизненного пути очень важна для каждого человека, и не случайно в подготовительной группе с детьми говорят о важности смысла человеческой жизни .Скоро дети пойдут в школу, и у них начнется новый,...
Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."
Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваСоциальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему ...
ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"
В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная...