Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
статья по теме

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях», 2015 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников

к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства в условиях ДОО

(статья на  VI Всероссийскую научно-практическую интернет - конференцию «Гражданское и патриотическое воспитание         обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях» 5 – 20.05.2015 г.)

И.В. Викторова,

г. Юрга, Кемеровская обл.

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО) одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Изменился социальный статус дошкольного детства. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.

Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие.

Главная задача дошкольной организации создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью, которой, является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Реализация этих установок возможна только во взаимодействии дошкольной организации и семьи.

Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья закладывает основу духовно-нравственного воспитания детей. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы. Важность семьи вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность.

Образовательный процесс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» (МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок») по данному направлению реализуется в соответствии с:

- комплексно-тематическим принципом;

- учетом интеграции образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;

- единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач;

- развивающей предметно-пространственной средой.

В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности:

- проектная деятельность;

-экскурсии;

- беседы (ситуативные);

- выставки детского художественного творчества;

- ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором;

- музыкально - театрализованные представления;

-совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения)

В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе Центра развития ребёнка появились такие мероприятия, как «День радости», «День доброты», «День вежливости», «День влюблённых», «День прощения», «День объятий», «День любви и ласки».

Доброй традицией Центра развития ребёнка имеет место проведение тематических недель, с участием воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Основными целями проведения тематических недель является:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

-овладение речевым этикетом и культурой поведения во взаимоотношениях.

Для реализации этих целей МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» на протяжении многих лет тесно сотрудничает с социальным институтом детства:

-МБУК «ЦБС г. Юрги»;

- МБОУ УДО «ДЮЦ г. Юрги»;

- МАОУ «Гимназия города Юрги»;

- МБОУУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»;

- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;

- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»;

- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г. Юрги;

-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока».

Сотрудничество с социальным институтом детства составляет основу для приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях дошкольной образовательной организации.

Значительная роль в усвоении детьми социально-культурных норм и моделей поведения, в повышении уровня развития нравственных качеств, принадлежит семье.

        Педагогический коллектив Центра использует наилучшие формы работы с семьями воспитанников:

        - проектная деятельность;

- семинары – практикумы;

- совместные экологические акции;

- спортивные досуги;

- фото – выставки;

- совместные культурно – досуговые мероприятия

- ситуации – пробы (создание проблемных ситуаций, разрешая которые, родители будут овладевать определёнными коммуникативными навыками и умениями);

- праздники с народными традициями (календарные и народные: Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в ННОД в течение года;

- мероприятия, непосредственно связанные с историей России и русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников Центра развития ребёнка, но и ветеранов ВОВ, военнослужащих, художников, артистов фольклорных и музыкальных театров, педагогов и воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества (уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал;

- родительские встречи, несомненно, помогают сплотить субъектов образовательного процесса, больше знать о родителях (законных представителей), донести до них наши пожелания и идеи. Все это сплачивает родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет воспитание у ребенка социокультурных норм поведения.

        Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в свете нового ФГОС, следование общей цели формирования социально-нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.

Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни.

Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что ДОО может заложить в детях то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.

Пусть наши труды будут призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безразличие в мире, и в душах. Наша деятельность – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».

Литература:

  1. Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей [Текст] пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Н. М. Степина - М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 112.
  2. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй [Текст] методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н В Микляева - М.: Айрис-пресс, 2012. – С. 144
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"

Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...

«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваСоциальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему ...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

laquo;Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»....

Социальные акции - технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Социальные акции - технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства...