Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
статья по теме
Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях», 2015 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников
к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства в условиях ДОО
(статья на VI Всероссийскую научно-практическую интернет - конференцию «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях» 5 – 20.05.2015 г.)
И.В. Викторова,
г. Юрга, Кемеровская обл.
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Изменился социальный статус дошкольного детства. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.
Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие.
Главная задача дошкольной организации создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью, которой, является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Реализация этих установок возможна только во взаимодействии дошкольной организации и семьи.
Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья закладывает основу духовно-нравственного воспитания детей. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы. Важность семьи вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность.
Образовательный процесс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» (МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок») по данному направлению реализуется в соответствии с:
- комплексно-тематическим принципом;
- учетом интеграции образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
- единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач;
- развивающей предметно-пространственной средой.
В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности:
- проектная деятельность;
-экскурсии;
- беседы (ситуативные);
- выставки детского художественного творчества;
- ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором;
- музыкально - театрализованные представления;
-совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения)
В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе Центра развития ребёнка появились такие мероприятия, как «День радости», «День доброты», «День вежливости», «День влюблённых», «День прощения», «День объятий», «День любви и ласки».
Доброй традицией Центра развития ребёнка имеет место проведение тематических недель, с участием воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Основными целями проведения тематических недель является:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
-овладение речевым этикетом и культурой поведения во взаимоотношениях.
Для реализации этих целей МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» на протяжении многих лет тесно сотрудничает с социальным институтом детства:
-МБУК «ЦБС г. Юрги»;
- МБОУ УДО «ДЮЦ г. Юрги»;
- МАОУ «Гимназия города Юрги»;
- МБОУУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»;
- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;
- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»;
- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г. Юрги;
-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока».
Сотрудничество с социальным институтом детства составляет основу для приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях дошкольной образовательной организации.
Значительная роль в усвоении детьми социально-культурных норм и моделей поведения, в повышении уровня развития нравственных качеств, принадлежит семье.
Педагогический коллектив Центра использует наилучшие формы работы с семьями воспитанников:
- проектная деятельность;
- семинары – практикумы;
- совместные экологические акции;
- спортивные досуги;
- фото – выставки;
- совместные культурно – досуговые мероприятия
- ситуации – пробы (создание проблемных ситуаций, разрешая которые, родители будут овладевать определёнными коммуникативными навыками и умениями);
- праздники с народными традициями (календарные и народные: Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в ННОД в течение года;
- мероприятия, непосредственно связанные с историей России и русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников Центра развития ребёнка, но и ветеранов ВОВ, военнослужащих, художников, артистов фольклорных и музыкальных театров, педагогов и воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества (уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал;
- родительские встречи, несомненно, помогают сплотить субъектов образовательного процесса, больше знать о родителях (законных представителей), донести до них наши пожелания и идеи. Все это сплачивает родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет воспитание у ребенка социокультурных норм поведения.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в свете нового ФГОС, следование общей цели формирования социально-нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.
Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни.
Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что ДОО может заложить в детях то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.
Пусть наши труды будут призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безразличие в мире, и в душах. Наша деятельность – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».
Литература:
- Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей [Текст] пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Н. М. Степина - М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 112.
- Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй [Текст] методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н В Микляева - М.: Айрис-пресс, 2012. – С. 144
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"
Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...
«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваСоциальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему ...
«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому...
Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...
«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
laquo;Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»....
Социальные акции - технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Волонтёрство в ДОО...
Социальные акции - технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Социальные акции - технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства...