ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рахимова Людмила Васильевна

В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная система ценностей нивелирована. Материальные ценности доминируют над духовными.В представленном мною материале можно увидеть, как дети подготовительной группы получают первоначальные представления о нравственных заповедях жизни русского человека и осваивают социокультурную категорию "Традиции слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_naputstvennoe_slovo.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема ООД: «Напутственное слово».

    Осваиваемая категория «Традиции слова».

    Книга для развития «Напутственное слово».

    Возрастная группа: подготовительная группа (дети 6 – 7 лет).

Образовательная область: Формирование целостной картины мира.

Задачи:

          Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений детей о нравственных заповедях жизни русского человека;
  • продолжать создавать условия для дальнейшего освоения детьми социокультурной категории «Традиции слова».

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • способствовать развитию умения слушать друг друга в процессе беседы и высказываний из личного опыта;
  • совершенствование умений детей работать в паре.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанное стремление к проявлению внимания, заботы и сердечной доброты к близким и родным людям на примере художественной литературы и личного опыта детей;
  • формирование способности договариваться и приходить к единому мнению;
  • воспитывать в детях желание подражать добрым образцам.

Тип организованной образовательной деятельности: закрепление ранее приобретённых знаний.

Форма организации: групповая (ресурсный круг), индивидуальная и работа в паре, ресурсный круг с делегированием.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы,  игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная, практическая.

Предварительная работа по плану интеграции:

  • чтение произведений К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;
  • знакомство с пословицами о добре и добром слове: «Добрые слова дороже богатства», «Жизнь дана на добрые дела», «Добрые слова лучше мягкого пирога», «Доброе слово сказать – посошок в руки дать»; со словами напутствия: доброго пути, доброй дороги, с Богом, добро пожаловать, доброе утро;
  • игровая деятельность: творческие ролевые игры по темам «Дом», «Семья», «Путешествие»,  театрализации по прочитанным произведениям, хороводные игры «Кто подарит слово», «Пожелай мне доброго пути»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы из личного опыта;
  • разучивание песенки Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Наглядный материал: иллюстрации из сказки «Василиса Прекрасная», книги № 2 для развития на каждого ребенка, мягкая игрушка «Солнышко», экран, магнитофон, слайды «Домашнее тепло. Дружная семья».

Место проведения: группа.

ХОД ООД:

1. Присоединительный этап  (5мин).

Дети заходят в группу и стают полукругом перед экраном. Их приветствует воспитатель. Звучит песня Паровозика «Доброго пути» из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Все вместе поют  песню. На экране слайды «Домашнее тепло. Дружная семья».

Поле большое,                                Хорошо на свете,

Зеленый песок,                               Солнышко свети,

Сколько на свете                            Пожелай нам, ветер,

Путей и дорог?                               Доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути,

Самого, самого доброго пути!

Воспитатель: Ребята, какие слова напутствия звучат в песне? (Дети отвечают)

Воспитатель: А что обозначает слово доброта?  

А что значит быть добрым? 

(Дети отвечают и передают сердечко по кругу)

Воспитатель: Да, доброта-это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.

2. АФОД. Ресурсный круг (17-20мин).

Воспитатель: Теперь, ребята, проходите, садитесь на стульчики, свой разговор мы продолжим в круге.

-Во все времена людьми особенно ценилось доброе Слово. В русском языке очень много добрых слов и выражений, которые начинаются со слова «Добро». Какие это слова?

Дети: «Добро пожаловать», «Доброго пути», «Будьте добры», Всего доброго», «Доброе утро».

Воспитатель: Зачем нужны добрые слова?

Дети: Добрые слова помогают людям в жизни, поднимают настроение, придают уверенности в себе, помогают в дороге.

Воспитатель: А какие пословицы о добре и добром слове вы знаете? (Ответы детей). А что означают эти пословицы? (Дети поясняют значение пословиц).

Воспитатель: Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда. - Какие слова обычно говорят люди перед дорогой?

Дети: «В добрый путь», «Доброго пути»

Воспитатель: «Да, слова «Доброго пути» - это слова напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Великая сила скрыта в напутственном слове - слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».

Воспитатель: - Ребята, какими напутственными словами вас провожают родные в детский сад?  - Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова напутствия?

1. Воспитатель: Чаще всего такие слова мы слышим из уст любящих нас людей, от родителей. Действительно, только родители любят так сильно и искренно. Жизнь  в согласии с родительским благословением дает человеку уверенность, защиту от всяческих невзгод, способствует успеху в любом добром деле.

Воспитатель обращает внимание на мольберт, где расположена иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная».

- К какой сказке эта иллюстрация?

- Что помогало Василисе в жизни?

- Какими словами благословила матушка Василису? Расскажите, как помогало в жизни Василисе матушкино благословение?

-А как бы вы поступили, если бы оказались на месте Василисы?

2. Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из сказок из книги для развития детей «Напутственное слово»:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка,

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику, мне покою,

Избу просит сварливая баба.

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе, с богом,

Так и быть, изба вам уж будет».

Воспитатель: Найдите напутственные слова в этих отрывках.

- Кто автор этих произведений?

-А сейчас, я приглашаю вас поиграть в хороводную игру.

 3. Хороводная игра «Кто пожелал тебе доброго пути?»

Задачи: закреплять спокойный шаг; закреплять умение подбирать добрые слова; развивать монологическую речь.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами стоит. Дети идут по кругу и говорят слова:

        1,2,3,4,5  

Постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит,

Слово доброе подарит?

Проговорив слова, дети поднимают руку. Один из желающих дарит добрые слова водящему, водящий отгадывает, кто это сказал.

Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

Индивидуальная работа.

Воспитатель предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».

Воспитатель: Внимательно послушайте, кто умеет читать - прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу.

Воспитатель: 

1строчка - Хорошей дороги, хороших попутчиков!

2 стр - В добрый путь!

3 стр - Ангела Хранителя!

4 стр - С Богом!

5 стр - Счастливого пути!

Время работы – 3 минуты. Засекаем песочные часы.

Ребята, наше время истекло, работу закончили. Послушайте следующее задание:

"Сейчас вы будете работать в паре".

Воспитатель: Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.

Время работы - 3 минуты. Обсуждение в группе.

Экспертная оценка:

Одна из пар представляет результаты совместной работы.

Воспитатель: Ребята, прошу вас свой ответ начинать со слов: Мы подумали и решили.

Кто ответил также? Кто по-другому?

А вот как ответила я:

Хочу отметить пару … они внимательно слушали друг друга, вежливо общались… вовремя справились с заданием.

Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его.

Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, во время справились с заданием.

В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.

3.Рефлексия (3-5 мин). Ресурсный круг с делегированием.

Воспитатель: Какие напутственные слова вам больше всего понравились и запомнились?

Воспитатель: Какие из них вы хотели бы чаще слышать и произносить?

В ресурсном круге с делегированием все дети высказывают свою точку зрения, поочередно передавая мягкую игрушку друг другу.

Воспитатель: Я предлагаю дома вместе с родными нарисовать иллюстрацию к сказке «Василиса Прекрасная», а потом в детском саду рассказать и показать этот рисунок.

По окончании занятия педагог благодарит всех детей и читает наизусть стихотворение:

Утро – добрая пора для зарядки и работы,

И поэтому с утра мы решаем все заботы.

Утра доброго тебе, бодрости и настроения,

Будь во всем на высоте и всегда имей терпение!

Комментарии к занятию.

Занятие «Напутственное слово» - это второе занятие, направленное на дальнейшее осмысление категории «Традиции слова».  Слайд 1, 2

Цель: приобщение детей к семейным ценностям  и традициям народного слова.  Для реализации этой цели  были поставлены следующие задачи. Слайд 3

Особенности образовательной деятельности на занятии представлены следующими видами деятельности и формами организации.  Слайд  4  а также  были использованы  на занятии такие формы реализации детских видов деятельности. Слайд 5

Мы пользуемся  книгой  для развития детей  дошкольного возраста 6-7 лет №2. Каждая книга начинается со слова для родителей. И я взяла  фрагменты слова для родителей в качестве присоединительного этапа для актуализации социокультурного опыта детей  по этой теме.

На основном этапе мною были использованы такие активные формы как ресурсный круг и работа в паре.

Я применила ресурсный круг для беседы, потому что именно так, я считаю, ребенок получает возможность высказаться перед всеми сверстниками, он активен , и дети учатся слушать, не перебивая. По окончании разговора был сделан мною вывод, который подводит итог, услышанного в круге.

Мною была проведена хороводная игра «Кто слово доброе подарит», которая также является одним из способов организации общения детей.

Для того чтобы выполнить игровые упражнения, предложенные в книге для развития по изучаемой теме, я применила работу в паре, которая предполагает необходимость прийти к единому мнению, договориться и вместе представить результат.

Этапы работы в паре: 1)  индивидуальный этап. Сначала объясняется задание детям и предполагается его самостоятельное выполнение. Время  5 мин.

2) на следующем этапе детям предлагается объединиться, сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению (1сообщает партнеру свой выбор, 2 слушает его и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением, подчеркивают те слова, которые у обоих совпали). Потом одна или несколько пар представляют результаты совместной работы. Также выявляются и те пары, у которых такие же или иные варианты ответов.

3) По окончании сам педагог обращает внимание на правильный выбор и аргументирует его.

Заключительный этап образовательной деятельности  мною представлен в виде ресурсного круга с делегированием.  Средством, усиливающим мотивацию к общению в круге, послужил использованный мною предмет – сердечко.  Мною было детям  делегировано  право ответить на вопрос:  «Какие напутственные слова им нравятся больше всего?»  Если в начале основного этапа была беседа в круге, и дети высказывались по желанию, то в ресурсном круге с делегированием все дети высказывают свою точку зрения поочередно и становятся равноправными партнерами общения  «ребенок – взрослый».

Вывод: считаю, что занятие удалось. Дети стали использовать напутственные слова в общении между собой и с родителями.

Хочу отметить, в рамках программы не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Но вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры,  и целью занятий по данной теме является знакомство детей с некоторыми внешними проявлениями веры в жизни народа и отдельного человека, позволяющими приблизиться к накопленному предшествующими поколениями социокультурному опыту. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является опорой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий (подготовительная группа) "Автоматизация звуков р рь в словах, словосочетаниях и предложениях. ( "Путешествие в Простоквашино")

Занятие построено в форме игры-путешествия в Простоквашино.Один из главных героев одноименной повести Э. Успенского кот Матроскин приглашает детей в Простоквашино. В пути они преодолевают различные "т...

"Крепыш" программа подготовительной группы №6 по освоению детьми образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»

Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей  необходимые знания, умения и навыки по здорово...

проектный метод -викторина в подготовительных группах по теме:" Доброта в родном слове"

в рамках проекта, направлено на взаимодействие межличностного общения воспитанников,развитие коммуникативных умений ,на речевое  и познавательное развитие детей...

Конспект ООД в подготовительной группе «Напутственное слово» (ресурсный круг с родителями)

Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение....