«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.
методическая разработка на тему

Елена Анатольевна Барамыга
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty-priobshchenie_k_sots_kult_normam.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к социокультурным нормам ,

традициям семьи, общества и государства»

                                            Опыт работы

воспитателя Муниципального дошкольного образовательного  учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением познавательно – речевого развития детей № 35 «Колобок»

г. Зеленокумска Советского района

             Барамыга Елены Анатольевны

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Поэтому главная цель моей работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином. В связи с этим в своей работе с детьми мною намечены определенные задачи:

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

- формировать положительного отношения к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.) ; о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.) ; об обществе (ближайшем социуме и месте в нём) ; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.

Первой годовой задачей нашего детского сада  была «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»,поэтому свою работу я начала с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, в которой дети любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельность в выборе деятельности и партнёров. Для ознакомления детей с родным городом в группе собран богатый иллюстративный, демонстрационный и дидактический материал. Создан уголок с «Моя семья», «Мой город» оформлены альбомы: «Наш город Зеленокумск», «Я и  моя семья»

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляю в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно - тематическому планированию дошкольной организации. Традиционными стали тематические недели: «Мой любимый город», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья», «Масленица», «Солнечный хоровод у березки», «Мамочка милая – мама моя», «Мои папа хороший- на папу я похож» и т. д. Тематическая неделя заканчивается большим праздником, в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие: читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами.

В беседах с детьми учу их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Для этого использую материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых жизненных событий. Обратила внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и так далее. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, такие как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и так далее.

Воспитание чувств любви к родному городу начинаю от простого к сложному. Мною были выбраны более действенные формы: экскурсии на почту, в магазин,.,был применён метод вертуального путешествия по городу, показ презентаций «Моя мамочка», «Путешествие по городу» и т. д. Основной целью проводимых мероприятий является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к людям и тому месту, в котором он живет..

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому учу детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам, продолжая лучшие семейные традиции. Совместно с родителями организуем совместные проекты «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Дорого яичко к пасхальному дню», оформляем выставки рисунков, фотовыставки . В совместной деятельности с родителями стараюсь вызвать у них желание принимать активное участие совместно с детьми, проявляя инициативу, творчество, раскрывая свой талант.(Так ,например очень гордился Татаров Данил совместно созданным с мамой огромным пасхальным яйцом)  Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.

Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объемное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий, преобразователя; формируем у ребенка представление о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"

Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...

Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".

Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

laquo;Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»....

Партнёрство детского сада и семьи по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (трансляция педагогического опыта)

Повышение родительской компетентности осуществляется через различные формы работы с родителями и развитие партнёрских отношений детского сада и семей по духовно-нравственному воспитанию детей.1. Участ...