Организация режимных процессов в ДОО
учебно-методический материал

Наталья Александровна Столярова

Под режимом принято понимать научно обоснованный распоря­док жизни, предусматривающий рациональное распределение време­ни и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и со­провождается ритмическими изменениями в деятельности всех внут­ренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rezhimnyh_protsessov_v_doo.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация режимных процессов в ДОО

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.

При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засыпание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппетита; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.

При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с 8 до 12ч. и с 16 до 18ч. и снижаются с 14 до 16 ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.

В. Алямовская вводит понятие «гибкий режим», которое можно рассматривать в трех аспектах:

— динамичный режим для детей;

— гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего
обслуживающего персонала;

— разная длительность пребывания детей в группе.

В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима.

1. «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.

2. «Мне хорошо», создание комфортного режима.

3. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов.

4. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».

Организация сна детей

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам.

Исследование показало, что полное торможение наступает только во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо оберегать сон детей на всем его протяжении.

В зависимости от индивидуальных особенностей сон некоторых легко возбудимых детей остается неглубоким и в старшем возрасте. Необходимо посидеть около такого ребенка, правильно подобрать одежду для сна, создать спокойную обстановку.

При организации сна учитываются следующие правила.

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Спальню перед сном проветривают.

3. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.

Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и следить за сном воспитанников.

Необходимо правильно разбудить детей.

Гимнастика после дневного сна помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. В основе подбора содержания этой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и тематического содержания образовательного процесса. Организуя гимнастику пробуждения в детском саду, надо соблюдать принцип постепенного подъема детей под звуки музыки, вызывающей положительные эмоции.

Схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:

  • гимнастика в постели;
  • упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
  • дыхательная гимнастика;
  • индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;

Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Во время ее проведения  целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Организация питания детей

Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду.

Учитывают и уровень самостоятельности детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.

За полчаса до приема пищи прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры. Дети моют руки и постепенно садятся за столы. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно, не ждать пока все поедят.

Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.

В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть.

Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи. 

Прогулка

В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 "С (младший возраст) и не ниже -22 °С (старший дошкольный возраст).

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку следует организовывать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.

Формирование культурно-гигиенических навыков

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье:  наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.


Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и методика организации режимного процесса во второй младшей группе

Конспект и методика организации режимного процесса во второй младшей группе....

"Личностно-ориентированные технологии в организации режимных процессов"

В презентации представлены личностно-ориентированные технолошгии в организации режимных моментов....

Конспект организации режимных процессов в первой половине дня для детей средней группы.

Большое значение для благополучного развития ребёнка имеет правильная организация режима дня.В детском саду,  день подчинён особому распорядку с предусмотренными различными видами деятельности и ...

Организация режимного процесса «Завтрак» с использованием малых фольклорных жанров.

продолжать  воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания  с использованием малых фольклорных жанров....

Конспект организации режимных процессов во второй половине дня для детей средней группы

Правильно составленный режим дня имеет большое значение в жизни ребёнка. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраня...

Методическая разработка "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению". Правила организации режимных процессов.

Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 м...

Правила организации режимных процессов

Предложения ребенку идти спать, кушать и другие должны совпадать с его потребностью. Необходимо создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Если однажды малыш был чем-то огорчен,...