Проект по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
по патриотическому воспитанию детей
средней группы
«С чего начинается Родина»
Актуальность проекта:
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, какие знания получит, какими впечатлениями обогатится, зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих людях.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы, важно показать ребенку, что и наш город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.
Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду и гармонично наполнять его мировоззрение.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России.
Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина».
Тема проекта: «С чего начинается Родина».
Руководитель проекта: Иванова Галина Николаевна, воспитатель.
Вид проекта: творческий, познавательный.
По количеству учащихся: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023).
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
- Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
- Воспитывать патриотические чувства.
Задачи проекта:
(для детей)
Обучающие:
- Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.
- Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
- Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.
Развивающие:
- Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
- Развитие познавательно-поисковой активности детей.
- Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
Воспитательные:
- Воспитание у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявление заботы к родным людям.
- Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.
- Приобщение к культуре поведения.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
- Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.
- Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
Для родителей:
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
- Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Методы и приемы
взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные | Беседы; Указание, пояснение, объяснение, разъяснение. Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; Загадывание и отгадывание загадок; Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала); |
Наглядные | Демонстрация наглядных пособий; Показ образца; Рассматривание иллюстраций; открыток. |
Практические | Игровые действия; Внезапное появление объектов; Художественное творчество; Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование. |
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).
Этапы проекта
1. Этап информационный – (сентябрь 2022) подготовительный включает в себя:
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
- Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2. Этап практический (октябрь 2022 – май 2023) включает в себя:
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- ОД по развитию речи, аппликации, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, рисованию;
- Проведение с детьми бесед, игр, викторин.
3. Этап заключительный – май 2023
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что такое «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представление об исторических памятниках.
Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
План реализации проекта
Сентябрь Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в детском саду». Составление перспективного плана работы по реализации проекта. |
Октябрь «Моя семья»
Работа с родителями
|
Ноябрь «Все профессии важны»
Работа с родителями
|
Декабрь «Я люблю свой детский сад»
Работа с родителями
|
Январь «Город, что сердцу дорог»
Работа с родителями
|
Февраль «Животный мир Кузбасса»
Работа с родителями
|
Март «Растительный мир Кузбасса»
Работа с родителями
|
Апрель «Декоративно-прикладное искусство»
Работа с родителями
|
Май «Мы помним, мы гордимся»
Работа с родителями
Подведение итогов по реализации проекта |
Заключение
Проект с детьми средней группы и их родителями в рамках патриотического воспитания успешно выполнен, поставленные задачи достигнуты.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли у Вас семейные традиции?
- Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?
Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Мама, папа, я - дружная семья»;
Цели:
Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.
Развивать связную речь детей, память, внимание.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши.
Ход
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
«Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная….?»
Дети: семья.
Воспитатель: Правильно. Вы угадали - это семья.
Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Беседа по картине
На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку - это мамина мама, дедушку - это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья.
Фотовыставка «Моя семья»
Воспитатель: Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?
Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.
Воспитатель: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. А сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем.
Игра «Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа….. (моложе)
Мама моложе, а бабушка…. (старше)
Папа выше, а мама…. (ниже)
Папа большой, а сын….. (маленький)
Воспитатель: А сейчас каждый нарисует свою семью.
Дети рисуют портреты членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.
Подведение воспитателем итога занятия.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Приложение 4
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Наш детский сад»
Цели:
Расширять у детей представления о мире взрослых, учить детей знать имена и отчества сотрудников детского сада; закреплять у детей названия профессий.
Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.
Воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада; воспитывать бережное отношение к детскому саду.
Предварительная работа: беседы о профессиях с использованием фотографий; экскурсии по детскому саду (пищеблок, кабинет заведующего, кабинет медсестры);
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;
Материалы и оборудование: картинки с профессиями людей.
Ход
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята.
Ребята вы узнали их, кто это?
Дети: Зайчик и Мишка.
Воспитатель: Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.
Зайка: Мы на полке лишь сидим,
На игры детские глядим.
Хотим мы в игры поиграть
И про детский сад все знать!
Воспитатель: Ребята, а давайте зверятам расскажем, что представляет собой детский сад.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
«Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Детский сад - второй наш дом.
Как тепло уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!» (Г. Шалаева)
Расскажите, ребята, как называется наш детский сад?
Дети: «Красная шапочка»
Воспитатель: Из чего построен детский сад?
Дети: Из панелей.
Воспитатель: Значит здание какое?
Дети: Панельное.
Воспитатель: Сколько этажей в нашем детском саду?
Дети: Два.
Воспитатель: Как называется наша группа?
Дети: «Цветик-семицветик» средняя группа
Воспитатель: На каком этаже наша группа?
Дети: На втором.
Воспитатель: Какие помещения есть в группе? Покажите.
Что делают в приемной, в спальне, в группе, в туалетной комнате?
В саду надо жить дружно, не ссориться, называть друг друга по имени.
Воспитатель: Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки? Как зовут воспитателей?
Дети: называют.
Воспитатель: Кто помогает воспитателю?
Дети: младший воспитатель.
Воспитатель: Как ее зовут?
Дети: называют.
Воспитатель: Кто еще работает в нашем детском саду?
Дети: повар, медсестра, рабочий по ремонту здания, музыкальный руководитель, дворник.
Воспитатель: Какую работу выполняют они?
Дети: рассказывают.
Воспитатель: Давайте назовем их имена и отчества.
Дети: называют.
Воспитатель: Детский сад веселый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный,
В кабинете кто сидит?
Всеми кто руководит?
Дети: заведующий.
Воспитатель: Как зовут заведующего?
Дети: называют.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картины о детском саде и составить небольшие рассказы.
Воспитатель: Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем детском саду. Все вместе они заботятся о вас, чтобы мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят.
Приложение 5
Консультация для родителей
«Взаимоотношения детей в детском саду»
Когда ребенок начинает посещать детский сад, то он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими детьми. Игра становится для него не только средством осознания окружающего мира, здесь ребенок еще проходит «школу» выстраивания отношений между людьми. В группе детского сада ребенок находится в достаточно устойчивой системе взаимоотношений, где имеет свое определенное место. Это обусловлено теми навыками и умениями, которые у него есть, его личными качествами, характером, все это влияет на взаимодействие со сверстниками.
Когда родители отдают ребенка в детский сад, они в той или иной мере сталкиваются с проблемой отношений между детьми в группе сада. Иногда ситуация складывается весьма печально. Ребенок через несколько дней начинает устраивать родителям истерики с целью получить возможность не посещать детское учреждение. Этому может быть много различных причин, но зачастую это проблемы в отношениях с детьми. Оказываясь в среде сверстников, малыш впервые надолго попадает в коллектив с правилами, традициями. И если в ясельной группе это не влияет на общение, так как ребенок еще не проявляет большого интереса к сверстникам в силу психологических особенностей возраста, то к трем годам отношения начинают выстраиваться. Ребенок еще не может пока объяснить, почему он чаще разговаривает и играет с одними детьми и меньше с другими, одним дает игрушки, а другим – нет. Пока еще дети не могут долго обижаться друг на друга, ссоры быстро забываются, и дети снова готовы играть вместе.
Первые дружеские отношения начинают «зарождаться» в этом возрасте, хотя еще и не проявляются активно. К возрасту шести лет дети уже начинают обосновывать свои интересы в отношении конкретных детей. Они могут объяснить, почему один ребенок им симпатичен, а другой нет. Если товарищ в группе дерется, то он будет «плохим» и отношения с ним вряд ли будут складываться положительно. А если партнер готов поделиться игрушкой, то он «хороший» и достоин дружбы. Себя ребенок всегда оценивает исключительно положительно, и здесь родителям нужно приложить усилия для поддержки ребенка в этом стремлении. Но значительную роль в «обеспечении» хороших отношений между детьми в группе играют воспитатели.
Когда дети находятся в позитивной и дружеской атмосфере, комфортными будут взаимоотношения между одногодками. Однако если воспитатель будет выделять в сообществе детей наиболее активных и ориентироваться на них, у этих детей может возникать завышенная самооценка, дети будут относиться к другим детям «покровительственно». Это в итоге может «заставить» других детей либо замкнуться в себе, либо усиленно добиваться дружбы с лидерами. Ребенок, оставшийся в аутсайдерах, в итоге стремится остаться дома, и не посещать такое «неприятное» для него место, как детский сад. Дома он чувствует себя значительно комфортнее и спокойнее. Такое разделение детей отрицательно влияет на их взаимоотношения и воспитание у них отрицательных черт личности. Микроклимат в группе должен стать объектом внимания, как работников детского сада, так и родителей.
Взрослым необходимо помочь детям найти общий язык и воспитывать у них уважительное отношение к сверстникам. В этом случае все возникающие конфликты и ссоры в детском коллективе, которых в любом случае детям избежать не удастся, будут иметь положительную динамику обучения общению, и у них будет формироваться система ценностей личности и поведения. Они будут понимать людей, и сопереживать им, научатся иметь собственное мнение и делиться им.
Приложение 6
Викторина
«Моя малая Родина»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.
«Разминка»
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Как называется улица, на которой расположен детский сад?
- В нашем городе много разных улиц. Кто знает, как они называются? Как называется улица, на которой вы живете?
«Достопримечательности города»
Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.
«Знатоки»
Воспитатель: Дети, вы знаете, что в городе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на вопросы и узнать, что это за здание.
1. Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
6. Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).
7. Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль? (театр).
«Собери картинку»
Детям предлагается собрать разрезные картинки достопримечательностей города, памятников.
«Отгадай загадку»
Детям предлагаются загадки о птицах, животных и растениях Кузбасса.
Все награждаются медалями «Знатоки города» и сувенирами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект
Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...
Проект по краеведению: «С чего начинается Родина?»
Предлагаю вашему вниманию патриотический проект по краеведению "С чего начинается Родина?" Данный материал будет полезен воспитателям,методистам ДОУ.Проект рассчитан на возраст детей 5-7 лет....
Проект на тему: "С чего начинается Родина?" дошкольный возраст дети 6-ти лет
Цель проекта:Создать условия по формированию представления у детей о Родине от древней Руси до современной России.Задачи проекта: Формирование у детей элементарных представлений о России, о симво...
Проект на лето: "С чего начинается Родина?"
Этот проект могут использовать воспитатели младшего дошкольного возраста....
Проект на тему: " С чего начинается Родина.." 2016-2017г.
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родн...
Проект по патриотическому «С чего начинается Родина…»
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее...
Совместный проект с родителями «С чего начинается Родина?» в старшей группе
Совместный проект с родителями «С чего начинается Родина?» в старшей группе...