Отчет по самообразованию.
учебно-методический материал (старшая группа)
Русские народные игры имеют многовековую историю. У каждого народа свои игры, сказки, фольклёр. В жизни человека игры имели всегда большое значение. Наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе в детском возрасте и является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра занимает важное место в жизни и в настоящее время ей отводится большое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные игры имеют многовековую историю. У каждого народа свои игры, сказки, фольклёр. В жизни человека игры имели всегда большое значение. Наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе в детском возрасте и является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра занимает важное место в жизни и в настоящее время ей отводится большое значение.
Поэтому, считаю необходимым воссоздание игровых традиций. И, по –моему традиционные народные игры как нельзя лучше подходят для этого. Особенность народной игры в том , что она имеет нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Дети с большим удовольствием играют в народные игры. При объяснении правил игры я рассказываю им о том , что русские народные игры имеют многовековую историю, они и до наших дней из глубокой старины передаваясь из поколения к поколению, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Знакомство с русскими народными играми я начала ещё в младшем дошкольном возрасте. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью , эмоциональностью. Мне было важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого я использовала простые игры: «Догони меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и.т.д. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное , чтоб игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми использовала иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклёра: «Петушок , петушок», « Как у нашего кота». Старалась организовывать игру живо и весело. Радовалась успехам детей и огорчалась в случае неудач. Основными методами знакомства с русской народной игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года дети с удовольствием играли со мной. Это был подготовительный этап в моей работе.
Более углубленно я начала свою работу в средней группе, Теперь передо мной стояла задача - познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную передними задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по –разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекала детей к её содержаниию . Задавала один – два уточняющих вопроса, что бы убедиться что ребята поняли его правильно. Объясняла последовательность игровых действий, слова диалекта, расположение играков и атрибутов, правила игры .Иногда коротко рассказывала о сюжете игры, объясняла роль водящего. Следила за точностью выполнения движений , которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делала краткие указания, поддерживала эмоционально – положительное настроение, обращала внимание на взаимоотношения детей. В конце игры обращала внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую помощь. Использовала игру не только в свободной деятельности , но и в различных видах НОД.
Основной задачей в старшей группе стало сформировать осознанное отношение к игре, ввести понятие русская народная игра, познакомить с несколькими способами выбора водящего, научить детей играть активно и самостоятельно. В процессе ознакомления с игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклеру( познакомила с пословицами, поговорками , приметами). Начала работу с традиционным народным календарем: характерными особенностями времен года по месяцам, убранством жилища, предметами быта, орудиями труда, традиционным костюмом, со всем этим дети смогли ознакомиться при посещении нашего станичного музея, с праздниками : «Масленицы », «Пасхи», «Рождество», и.т.д. Дети с удовольствием играли в игры: « Ручеек», «Капуста», «Лошадки», «Бабка Ёжка» и многие другие. С середины года продолжала знакомить со способами выбора водящего, с понятиями : заклички, считалки, жеребьёвки. Сначала сама предлагала разные способы выбора водящего, потом обращалась за советом к детям. Старалась выделить голосом способ выбора водящего. К середине года в игру ввела роль ведущего, уверенного в себе ребенка, с хорошей речью, памятью, вниманием. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра, Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила. В конце игры указывала на ошибки допущенные детьми, отмечала тех кто играл без них. Обращала внимание на нравственные качества: честность, справедливость, доброта, взаимовыручка. Наблюдая за детьми, заметила, что игра становится яркой , подвижной, выразительной, движения все более осознанными и носят преднамеренный характер. Они уже понимали задачу, поставленную мною во время игры, самостоятельно выполняли указания. Общение со сверстниками стало более доброжелательней. Они уже могли вместе проводить простые игры, с небольшой подгруппой детей, без помощи взрослого «Колечко», «Жмурки», «Нитка, иголка, узелок», «Краски »и.т.д.
В подготовительной группе я планирую продолжить работать по данной теме. Приоритетными задачами станут:
-Самостоятельное проведение русских народных подвижных игр;
-Знать правила игры, уметь объяснить и выполнять;
-Знать несколько способов выборов водящего;
-Уметь дать оценку игре, водящему, объяснить ее;
-Уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием;
Познакомить с классификацией (условно)русских народных подвижных игр:
- Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «Заинька беленький », «В медведя», «В коршуна», и.т.д. Мы не только будем играть, но знакомить с природными особенностями родного края. Изучать влияние лекарственных трав, лесных ягод, природных факторов ( солнце, воздух и вода) на организм.
-Игры, отражающие историческое наследие русского народа. «Быт русского народа» в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. «Лапти», «Поясок», «Кузнецы», «Горшки».
- Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий . Эти игры интересны тем , что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся такие игры: «Горелки», «Ловишки», «Жмурки», «Краски», «Яша». И другие . Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплоченность коллектива.
- Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее ,победить всех. К ним относятся такие игры как «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни через черту», «Перетягивание каната», и другие игры. Эти игры очень нравятся особенно мальчикам. В этих играх развиваются силовые качества, ну и учат честным отношениям друг к другу.
В итоге проделанной мною работы, я пришла к выводу , что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формированию гармонически развитой , активной личности, сочетающее в себя духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таким образом работа по использованию народных игр решает проблему приобщения дошкольников к источникам отечественной культуры и формированию гражданской позиции личности ребенка.
В свою очередь я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, так как чаще нахожу им практическое применение . В дальнейшем я планирую расширить и систематизировать знания детей о народных подвижных играх. Закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки. Я планирую продолжать развивать заинересованное отношение детей к культуре своей страны, родного края и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
По работе с родителями я планирую продолжать совместное сотрудничество, проводить беседы, консультации, знакомить с мероприятиями ДОУ.
Своё выступление я хочу закончить словами: « В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны. Поэтому играйте, творите, развлекатйтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Отчет по самообразованию.
"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...