Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
презентация
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dou_otchet_po_samoobrazovaniyu_merzlyakova.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается по схеме: знаю-не знаю, умею-не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребёнка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является проектный метод. Он позволяет: -расширить образовательное пространство, придать ему новые формы; -развивать у детей умение наблюдать, анализировать явления и делать выводы, проводя сравнения, обобщения и умения; -даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка ; -способствует развитию творческого мышления, логики познания, пытливости ума . АКТУАЛЬНОСТЬ
Работая над темой самообразования, изучила психолого-педагогическую литературу. Учебно-методическое пособие Веракса Н.Е. «Пространство детской реализации. Проектная деятельность» помогло найти ответы на многие интересующие вопросы. Прослушала вебинар по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС ДО ». В начале прошлого учебного года провела наблюдение за детьми и пришла к выводу, что не все ребята умеют задавать вопросы познавательного характера, отсутствует отклик на познавательную задачу, задание выполняют, подчиняясь просьбе взрослого . Проектная деятельность возможна только на добровольной основе и желание что-либо исследовать, изучать возникает при наличии интереса, привлекательности темы. Темы проектов выбирала из окружающей действительности, учитывая сезонные явления, предстоящие праздники, интересы и потребности детей . Работа по проектам проходила в несколько этапов. На первом этапе методом мозгового штурма ребята выдвигали проблемные вопросы по предложенной теме («что мы знаем, что еще хотим узнать и как нам это сделать?»). На втором этапе мы с ребятами всевозможными способами искали ответы на поставленные вопросы (поиск в энциклопедиях, художественной литературе, беседа с родителями, в играх, в творчестве, в экспериментировании и т.д.). На итоговом этапе ребята на коллективном обсуждении делились своими новыми знаниями, проводили игры-викторины, тематические развлечения, конференции, оформляли альбомы, творческие стенгазеты, выставки поделок, рисунков.
Проект «День без игрушек» Цель : создание условий для развития инициативы, самостоятельности и игровой деятельности детей. К удивлению ребят , утром в группе их ждали пустые шкафы и, много коробок, различных лоскутов ткани, бутылочек, трубочек, ниток, крышек и т. п., заранее принесённых педагогами. В проект была вовлечена мама одного из воспитанников, все прошло естественно, неожиданно и непринужденно.
Проект «Огород на подоконнике» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Проект «Здравствуй театр!» Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Проект «Для чего нужна вода?» Цель : выяснить, что вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Исследовать свойства воды, с помощью опытов. Изучить, зачем человеку нужна вода? Выяснить, как путешествует вода в природе.
Опыты
Опыты
Проект «Кто такие насекомые?» Цель: расширить представления о мире насекомых. У знать какие бывают насекомые, чем они питаются, где они живут, как защищаются от врагов; выяснить нужны ли насекомые, пользу или вред они приносят.
Проект «Моя семья-мое богатство» Цель: Узнать историю своей родословной, традиции своей семьи. И сследовать традиции своей семьи, узнать ее корни; создать генеалогическое древо своей семьи, подготовить сообщение для ребят нашей группы о своей семье.
Проект «Скоро, скоро Новый год!» Цель: украсить группу детского сада, создать праздничное настроение.
Проект «Полезные свойства лимона» Цель: познакомиться с полезными свойствами лимона, выделить их достоинства и необычные особенности использования в жизни человека.
Реализация проектов невозможна без участия родителей. На организационном собрании в начале учебного года я ввела родителей в круг направлений своей деятельности с детьми на предстоящий год. В течение года практически все родители активно поддерживали интерес ребят, были для них надежными источниками информации, помогали в решении домашних заданий, изготовлении стенгазет, различных докладов – сообщений. Дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых объектах.
Наблюдения за детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности показали, что дети стали более активными в поиске путей решения проблемной ситуации. У ребят повысилась самостоятельность, любознательность. Они активно используют различные источники информации, способствующие обогащению знаний (кино, литература, наблюдения, опыты и эксперименты). Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Ребята стали чаще задавать вопросы познавательного характера. В течение года наблюдается сплоченность нашего коллектива, дети стали интересны друг другу, помогают друг другу, радуются общим успехам. Познавая мир, дети стали более успешны и в речевом развитии. Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Со своей исследовательской работой «Для чего нужна вода» мы приняли участие во всероссийском конкурсе методических разработок по социально-коммуникативному развитию обучающихся . Анализ и оценка полученных результатов дают мне возможность видеть пути дальнейшего использования проектного метода в своей практике.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...
Презентация на тему:"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образов...
Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....