Отчет по самообразованию. Финансовая грамотность
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Отчет по самообразованию. Финансовая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.samoobrazovanie.finansovaya_gramotnost.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 27»
г. Воронеж
Отчет по самообразованию педагога
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Пархоменко А.В. |
2023
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
- определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
дети научились:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).
Результаты для педагога и родителей воспитанников:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- пополнена РППС группы.
- повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
- оформление РППС группы
Считаю, что данная тема самообразования актуальна и может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).
В основу изучения мною данной темы легла программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов).
Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).
Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей. Для ознакомления родителей с темой самообразования проведено предварительное анкетирование.
Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложна, но интересна для детей.
В течение года с родителями проводилась работа: родительские собрания, памятки, оформление стендовой информации, индивидуальные беседы; активное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях ДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Выявлено, на всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Считаю, что формирование финансовой грамотности у детей позволяет развивать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи.
В результате проведенных практических мероприятий в течение года: игр, чтения художественной литературы, просмотров презентаций и видеофильмов, мультфильмов, продуктивной деятельности, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы у детей сформировались первоначальные представления о труде и профессиях, о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с деньгами разных номиналов и стран, приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Расширили свой лексический запас и кругозор
В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 12 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 28%.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПОТРЕБНОСТИ | Владеет понятием «потребности» |
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) | |
ТРУД | Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний т.д.) |
Умеет выделять последовательность трудовых действий | |
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека. | |
ТОВАР | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров |
Может объяснить зависимость цены от его качества и количества | |
Имеет представление о формах сбыта продукции | |
ДЕНЬГИ | Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10 |
Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия) | |
Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии. |
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием (общее 25-33 балла)
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога (14-24 балла)
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется (0-13 баллов)
По итогам мониторинга в начале года воспитанники имели:
20% - высокий уровень;
52%-средний уровень;
28%-низкий уровень.
По итогам мониторинга в конце года воспитанники овладели:
32%-высокий уровень;
68%-средний уровень
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий (РППС в ДОУ и в семье) и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Итогом проведённых мероприятий запланировано создание в группе центра финансовой грамотности.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация моих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ детей старшей группы с презентацией
Презентация и текст отчета за учебный год по обучению финансовой грамотности детей содержит: фотографии, Актуальность проблемы, Цель, Задачи, Перечень используемых дидактических материалов, технически...
Самообразование "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
план и отчет...
План по самообразованию «Финансовая грамотность дошкольников» на 2021-2022 г.г. Для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Насыщение жизни дошкольников эле...
Конспект образовательной деятельности «Поиск острова Сокровищ пирата финансиста» в рамках самообразования: «Финансовая грамотность дошкольника посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр»
ОД по финансовой грамотности «Поиск острова Сокровищ пирата финансиста» ...
план самообразования "Финансовая грамотность"
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна на...
Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...
Отчет работы по финансовой грамотности "Азбука финансов"
Аналитическая справка по созданию кружка в группе "Азбука финансов"...