Самообразование "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
материал
план и отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019.docx | 21.11 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2020g_2.pdf | 401.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Золотая рыбка»
План работы по самообразованию
воспитателя первой квалификационной категории
Николаенковой Марии Александровны
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
(подготовительная к школе группа)
с. Печерск
2019-2020 учебный год.
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания».
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности основ формирования финансовой грамотности.
Задачи:
- осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования
- конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание»;
- составить картотеку дидактических игр, пословиц по данной теме;
- разработать систему просвещения родителей;
- способствовать развитию профессиональных и личностных компетенций педагогической и родительской общественности в экономической сфере;
Актуальность выбранной темы.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Ожидаемые результаты:
- сформированность профессиональных и личностных компетенций педагогической и родительской общественности в экономической сфере;
- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- разработаны консультации, викторины, рекомендации для родителей и педагогов;
- получение мною новых знаний об экономическом воспитании детей;
Примерный план работы по самообразованию на 2019-2020 гг.
№ п/п | Месяц | План работы |
1. | Сентябрь | 1. Подбор материала по данной теме. 2. Детальное изучение выбранной темы (понятие финансовой грамотности; основные компоненты финансовой грамотности; особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет; особенности создания условий, направленных на формирования финансовой грамотности; Совместная с родителями образовательная деятельность, как основная форма работы по формирования финансовой грамотности; Основные принципы, подходы и методы формирования финансовой грамотности.) 3. Составление перспективного плана работы 4. Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; |
2. | Октябрь | 1. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против» 2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» |
3. | Ноябрь | 1. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности» 2. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
4. | Декабрь | 1. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников» 2. Разработка буклетов «Ребенок и финансы» |
5. | Январь | 1.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» 2. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
6. | Февраль | 1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну» 2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» 3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
7. | Март | 1. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» 2. Буклет «История о дереве и человеке» |
8. | Апрель | 1. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 2. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
9. | Май | 1.Отчёт- презентация 2. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Литература:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.
5. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С.
6. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.
7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
8. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.
9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.
10. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
11. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.
12. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
13. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.
14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. М.: Росмен, 1999.
15. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.
16. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
17. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4..
18. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.
19. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
20. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
21. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.
22. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
23. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
24. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
25. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
26. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.
27. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»воспитателя средней группы Черновой Н.С....
План по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
План самоообразования воспитателя...
План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...
Презентация для родительского собрания: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Цель: привлечение родителей к реализации программы по финансовой грамотности. Задачи: 1. Познакомить родителей с программой экономического воспитания и его возможност...
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
План по самообразованию по финансовой грамотности...
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...