Самообразование "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
материал

Николаенкова Мария Александровна

план и отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx21.11 КБ
PDF icon otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2020g_2.pdf401.83 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Золотая рыбка»

План работы по самообразованию

воспитателя первой квалификационной категории

Николаенковой Марии Александровны

Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

(подготовительная к школе группа)

с. Печерск

2019-2020 учебный год.

   Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания».

   Цель:

    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности основ формирования финансовой грамотности.

   Задачи:  

- осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования

- конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание»;

- составить картотеку дидактических игр, пословиц по данной теме;

- разработать систему просвещения родителей;

- способствовать развитию профессиональных и личностных компетенций педагогической и родительской общественности в экономической сфере;

   

   Актуальность выбранной темы.

   Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

   Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

   В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

   Ожидаемые результаты:

 - сформированность профессиональных и личностных компетенций педагогической и родительской общественности в экономической сфере;  

- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

 - разработаны консультации, викторины, рекомендации для родителей и педагогов;

 - получение мною новых знаний об экономическом воспитании детей;  

Примерный план работы по самообразованию на 2019-2020 гг.

    № п/п

    Месяц

План работы

1.                  

Сентябрь

1. Подбор материала по данной теме.

2. Детальное изучение выбранной темы (понятие финансовой грамотности; основные компоненты финансовой грамотности; особенности формирования

финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет; особенности создания условий, направленных на формирования финансовой грамотности; Совместная с родителями образовательная деятельность, как основная форма работы по формирования финансовой

грамотности; Основные принципы, подходы и методы формирования финансовой грамотности.)

3. Составление перспективного плана работы

4. Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

2.

Октябрь

1. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»

2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

3.                    

Ноябрь

1. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности»

2. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.                    

Декабрь

1. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

2. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.                    

Январь

1.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

2. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.                    

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.                    

Март

1. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

2. Буклет «История о дереве и человеке»

8.                                        

Апрель

1. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

2. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

9.                    

Май

1.Отчёт- презентация

2. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Литература:

1.        Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

2.        Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.

3.        Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.

4.        Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.

5.        Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С.

6.        Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.

7.        Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.

8.        Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.

9.        Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.

10.        Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.

11.        Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.

12.        Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.

13.        Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.

14.        Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. М.: Росмен, 1999.

15.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.

16.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.

17.        Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4..

18.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.

19.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

20.        Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.

21.        Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.

22.        Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

23.        Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.

24.        Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4.

25.        Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511

26.        Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.

27.        Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»воспитателя средней группы Черновой Н.С....

План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...

Презентация для родительского собрания: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Цель:   привлечение родителей к реализации программы по финансовой грамотности. Задачи:  1.  Познакомить родителей с программой экономического воспитания и его возможност...

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...