План по самообразованию «Финансовая грамотность дошкольников» на 2021-2022 г.г. Для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая, подготовительная группа)
Актуальность.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время особенно остро актуально и востребовано. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021-22_mmi.docx | 93.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Росинка» | Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан Хурамхаанай "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг | ||
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, д. 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765 | 671640, Буряад Улас, Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа, 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru утас 8(30149) 41 765 |
План работы по самообразованию на тему:
«Финансовая грамотность дошкольников»
на 2021-2022 г.г.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Мохоева Марина Ивановна.
с.Курумкан 2021 г
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме:
«Финансовая грамотность дошкольников».
Актуальность.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время особенно остро актуально и востребовано. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель самообразования:
- Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
- Помочь детям дошкольного возраста войти в социально - экономическую жизнь.
- Создание основ для формирования финансово - грамотного поведения детей дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи самообразования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
- Определить направления работы по формированию финансово - грамотного поведения детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать формы и методы работы по экономическому образованию.
- Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.
- Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно - развивающей среды.
- Проанализировать работу по формированию финансово-грамотного поведения детей дошкольного возраста.
- Активизировать словарный состав у детей.
Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г.
Предполагаемый результат:
- употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- Оформить центра активности «Умка - финансист».
- Собрать картотеку наглядного материала.
- Организовывать тематические мероприятия с воспитанниками в соответствии с перспективным планом.
Формы и методы работы:
- игра (настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры)
- беседа
- чтение
- экскурсии
- наблюдения и др.
- проектная деятельность
- ситуационные задачи
- мастерские, трудовая деятельность (продуктивная деятельность)
- викторины и конкурсы
- театрализованные постановки и др.
- мультфильмы
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Перспективный план работы по финансовой грамотности в группе старшего дошкольного возраста.
№ | Месяц | План работы с детьми, педагогами, родителями |
1. | Сентябрь | 1.Беседа на тему «Товары первой необходимости». 2.Д.и. «Кому что нужно?» (чудесный мешочек). Дети объясняют кому и для чего нужны эти вещи. 3.С.-р.игра . «Магазин». 4.Изготовление копилки своими руками «Благотворительность». 5.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 1: Как Миша стал бизнесменом. 6. Квест – игра «Путешествие Буратино». |
2. | Октябрь | 1.Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени: «С детства не научишься, всю жизнь промучаешься»; «Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи» и т.д. 2.С.-р.игра «Парикмахерская». 3.Настольная игра «Ассоциации»(необходимость предметов в различных ситуациях). 4.Совместная деятельность детей и родителей (изготовление машины из бросового материала). 5.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся? |
3. | Ноябрь | 1.Беседа на тему «Что такое товары и услуги». (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»?). 2.С.-Р.игра «Аптека». 3.Квест-игра «Финансовый ринг». 4.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал». Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех». 5.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила. |
4. | Декабрь | 1.Просмотр мультфильма «Простоквашино». 2.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 4. Как Миша цену назначал. 3.Рисунок «Магазин игрушек». 4.С.-р. игра «В автобусе». 5.Игра-занятие «Природные богатства нашего края». 6.Труд. Создание подарков, игрушек к новому году. |
5. | Январь | 1.Просмотр мультфильма «Кабы не было зимы». Простоквашино. 2.Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые «Металл», «Земля», «Вода», «Уголь». 3.Д.и.«Чудесный мешочек»- овощи, фрукты,зерно. Расширить представления детей о профессиях, занимающихся растениеводством. (иллюстрации, презентация). |
6. | Февраль | 1.Рассматривание альбома Полезные ископаемые: «Минералы», «Газ», «Нефть». 2.Игры с мелким стройматериалом. «Наша ферма». 3. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 5. Как Миша продал много-много малины. 4.Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств - воздух, древесина, редкие животные, ягоды, грибы, орехи. |
7. | Март | 1.Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги?» 2.Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр. 3.Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» 4.Чтение сказки А. Толстого «Буратино» - обсуждение поступков героев. 4.«Где хранятся деньги?». Изготовление кошелька - оригами. 5. Беседа “Зачем нужны деньги?” С.-р. игра "Путешествие на Трамвае". |
8. | Апрель | 1. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку». 2. Выставка рисунков «Сказки и деньги» 3.Беседа на тему «Семейный бюджет. Из чего он складывается?» 4.Совместная деятельность «Кондитерский цех». 5.С-р. игра «Семья», «Стройка», «Гастроном» |
9. | Май | 1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 6. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 2. Беседа на тему «Как сохранить Семейный бюджет». 3. Игра «Хорошо-плохо» - сладости, игрушки. 4.Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление одежды для бумажной куклы» 5.Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги». |
Список литературы:
1.Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.
6.Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 2019
7. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
8. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
9. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя САИТОВОЙ З. Ш. (подготовительная группа)Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
Содежится план работы по самообразованию для воспитателей по теме: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Эксперимент...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения...
план по самообразованию по теме «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволя...
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.
Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) оп...
План по самообразованию «Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»...