Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин
статья по обж (старшая группа)

Алексеева Елена Владимировна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста.»

Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория.

ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. правилами передвижения пешеходов и велосипедистов; - продолжать знакомить с дорожными знаками:

  •  «Дети»
  • «Остановка автобуса»
  • «Пешеходный переход»
  • «Пункт первой медицинской помощи»
  •  «Пункт питания»
  • «Велосипедная дорожка».

Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких машин они знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности».) Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрёстках, пешеходных переходах и других местах оживлённого транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

Дети вместе с педагогом обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведёт автобус, объявляет остановки; контролёр проверяет билеты; пассажиры стоя на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются к друг другу ( «Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям. Возможны также такие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?», «Ты с другом громко смеялся в автобусе, один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?», «Ты с бабушкой вошёл в автобус, свободное место только одно. Как ты поступишь?».

Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и др. безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, т.к. они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребёнка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям следует предложить различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

О работе ГИБДД. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешехода было безопасным». Детям демонстрируются картинки с изображением патрульной машины ГИБД, вертолёта, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД . Можно пригласить работников ГИБДД в дошкольное учреждение.

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Проводя работу по обучению ПДД, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения. Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения: Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей. Принцип наглядности- дети должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Принцип доступности обучения. Принцип индивидуализации обучения. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения.

Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д. На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Досуг – викторина «Знатоки дорожных правил» на закрепление правил ПДД, участвуя в котором ребята получили массу положительных эмоций.

Работа с родителями. Эффективность проводимой работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагоги не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяют значительное внимание взаимодействию с семьями воспитанников. Цель взаимодействия: – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу на зелёный сигнал светофора , если родители сами этого не делают.) Используются следующие направления во взаимодействии с родителями: -Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». -Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?». -Предлагаем родителям специальные задания: "Составь план своего маршрута от дома до детского сада"- они учат ребёнка видеть, предвидеть и избежать.

Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию, доступную для понимания детям. Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.

Таким образом, получаемые при изучении основ безопасности, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта компетентность позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

" Формирование навыков культуры и безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста."

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительн...

Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста

пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора; - знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и ...

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

«Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 83 города Хабаровска Крюковой Альбины Викторовны)

Рекомендации по практической работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного...