инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
проект (подготовительная группа) на тему
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом.
Уважаемые коллеги! Перед началом своего выступления я хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видеоряд. Если высказывания, которые вы увидите на экране, соответствуют вашим убеждениям – поднимите флажок. Итак, внимание на экран. (видеоряд под музыку)
Рада, что сегодня я буду выступать в аудитории, которая меня понимает, разделяет мои взгляды и убеждения, и я уверена, что каждый из присутствующих здесь является настоящим патриотом своей страны!
Сегодня, уважаемые коллеги, я представляю инновационный проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердечко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной Программе Патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г.
Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила меня на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс ознакомления детей с историческим и культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.
Целью моей работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.
Задачи: (на слайде)
Исходя из поставленной цели и задач, я предположила, что создаваемые в рамках проекта условия дадут возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, станут основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В процессе работы я предполагала получить конкретные результаты.
(слайд) Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края и родного горда, поможет сформировать заботливое отношение к своей малой Родине.
В рамках реализации работы в данном направлении разработала долгосрочный информационно-творческий проект с участием детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей «Мой город мне дорог!».
Данный проект можно рассматривать как дополнение к образовательной программе ДОУ, а также при реализации регионального компонента.
Цель проекта:
Совершенствование педагогического процесса по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.
В соответствии с поставленной целью были определены условия и задачи проекта.
Задачи проекта: (слайд)
Условия патриотического воспитания (слайд)
Работа по проекту осуществлялась в четыре этапа:
На первом (подготовительном) этапе, в сентябре 2014г., я изучила нормативную, методическую и справочную литературу по данному вопросу. Для решения обозначенной проблемы в работе с детьми дошкольного возраста я определила цель проекта.
Проанализировав программу обучения и воспитания «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой и региональную программу «Родники Дона» под редакцией Р.М.Чумичевой, я пришла к выводу, что в детском саду для реализации поставленных программами задач недостаточно разработанных средств и условий. (слайд)
Мною были изучены методические материалы Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, Е.И Базова, книги наших земляков, Виктора Изаровича Зайдинера и Сталины Андреевны Ковыневой «Зерноград и Зерноградцы», Григория Ивановича Забегайлова, информация сайта «Наш Зерноград» и другие источники.
Изучив труды наших земляков по проблеме, я установила, что материал не адаптирован для детей дошкольного возраста, практически отсутствуют наглядно-дидактические пособия в ДОУ, что явилось мотивом к более тщательному подбору, разработке и подаче материала детям.
Далее было проведено комплексное диагностическое обследование детей, включающее наблюдение, беседы с родителями, и педагогами ДОУ, анкетирование. Основой опытно-педагогической работы стало внедрение системно-деятельностного подхода к разработке мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Свою опытно-практическую работу я начала с создания в группе предметно-развивающей среды. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Учитывались и основные принципы построения развивающей среды. Этому способствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов. Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу и полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью были созданы дидактические игры «Знатоки своего города», «Угадай по описанию», «Путешествие по Зернограду», «Подбери и назови».
Оснащенность техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.
Методика работы в рамках проекта была разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети исследовали, рисовали, конструировали, слушали музыку и т.д. Мною был разработан перспективный план для проведения дополнительных занятий и экскурсий познавательного цикла. Результатами таких мероприятий с детьми стали план-схема детского сада, макет улицы Ленина, презентации: «Достопримечательности и памятные места города», «Природа родного края», «Зажгу я памяти свечу..», «Наши земляки» и др. С участием педагогов, родителей, детей был создан мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город».
Подобранный материал и формы работы дали возможность детям закрепить знания практически: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций. Именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение дошкольников, в условиях интеграции всех образовательных областей.
В ходе реализации проекта передо мной стояла задача связать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми
ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально - значимую деятельность.
Самым ярким событием стали экскурсии в музей, школу, на почту, в библиотеку. Для многих детей это целое открытие. Такие путешествия помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
При ознакомлении с историей г.Зернограда была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут, частей города. Взрослые рассказывали ребятам об известных людях нашего города. Дети с удовольствием обменивались полученной информацией.
Совместно с родителями дети создавали схемы, на которой каждый ребенок обозначал путь из дома в детский сад, названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети легко запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.
Эффективным способом ознакомления детей с городом являлось моделирование. Учитывая месторасположение детского сада, дети с удовольствием работали с планом нового городка, придумывали, какими символами обозначить известные им объекты. Объемные детали с обозначением - детский сад, школа, магазин, почта, поликлиника - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее найдет место для объекта.
Педагоги детского сада прониклись идеей изучения родного города, с этой целью был накоплен богатый практический материал, разработаны дидактические игры, проведены тематические развлечения, семинар педагогов.
Наблюдения за деятельностью детей в начале проектной деятельности показали, что, несмотря на обилие предъявляемого детям материала о Зернограде, дети испытывают трудности в самостоятельном изложении. Я задалась вопросом: «Почему даже владея определенными знаниями, дети затрудняются в составлении связного рассказа о своей улице, своем городе»? Анализируя эту ситуацию, я пришла к выводу, что у детей нет четкого алгоритма построения последовательного рассказа. Главными помощниками в этом вопросе стали родители, которые помогали ребятам не только составлять рассказ о своей улице или городе, но и записывали рассказы детей, подбирали фотографии и иллюстрации. Сам процесс совместного поиска информации, оформления и представления своего труда вызвал массу положительных эмоций и детей, и у родителей. Такое сотрудничество способствовало формированию мотивации к познанию, творчеству, создавало в семье особо теплую атмосферу.
Проведенное анкетирование родителей наших воспитанников послужило разработке рекомендаций по формированию основ нравственно-патриотических качеств у детей.
Изучение результатов диагностики в начале исследования и в конце проводилось с помощью адаптированной методики, разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко. Данные диагностики представлены в диаграмме.
Сравнительный анализ за 4 месяца позволил выявить положительную динамику по формированию у дошкольников нравственно-патриотических качеств в среднем на 25%. У детей возрос уровень знаний о своем городе, его структуре, достопримечательностях, повысился интерес к истории и культуре Зернограда. Такой достаточно высокий показатель позволяет оценить результативность работы в образовательном процессе и правомерности выдвигаемой гипотезы.
Объективно оценив сделанное, я наметила дальнейшие перспективы:
Итак, я пришла к выводу, что проектная деятельность является действенным и эффективным средством формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.
Я уверена, что нравственность и патриотизм необходимо прививать с раннего возраста.
Любовь к Родине — одно из самых мощных, возвышающих чувств. Она в полной мере проявилась сегодня в нашем обществе, когда Россия переживает мощную волну патриотизма. Победа на Олимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма, поддержка народа братской Украины – все эти события навсегда останутся важнейшими вехами в отечественной истории, вехами подъема общероссийского патриотизма и национальной гордости, вехами возрождения Великой России!
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Э.А.Асадов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом
Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями...
Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"
Авторы проекта учителя - логопеды Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна.Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский.Вид проекта: познавательн...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...
«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»
В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй младшей группе №9 бы...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ (консультация для родителей)
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не ...
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" (на примере ознакомления с родным городом)
В современном мире одним из направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего на...