Открытые занятия (конспекты)
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Дорогою добра (для детей старшей группы)
Витамины - наши друзья (для детей средней группы)
Родные просторы (для детей старшей группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_konspekt_nod_dorogoyu_dobra.docx | 20.4 КБ |
konspekt_nod_vitaminy_-_nashi_druzya.docx | 1.1 МБ |
rodnye_prostory_otkrytoe_zanyatie.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Каравай» города Смоленска
Конспект НОД
по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
«Дорогою добра»
Подготовила:
воспитатель Лебедва О.В.
Смоленск, 2021 г.
Цель: создать условия для формирования в сознании детей понятия «доброта».
Задачи:
- расширить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость есть проявление красоты души;
- расширить словарный запас детей;
- подвести их к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.
В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам, приготовленным заранее (одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.
Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы) доброта должна жить в ваших сердцах.
Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?
а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.
б) Разговаривать с людьми вежливо.
в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.
г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.
д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.
е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.
ж) Он любит природу, бережно к ней относится.
з) Добрый человек заботится о родителях.
и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.
к) Добрый человек – добродушный.
Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - это все положительное, хорошее, полезное.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы - вторую.
1. Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - … (добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … (добрые дела).
5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
7. Добрые дела … (красят человека).
8. Без добрых дел … (нет доброго имени).
9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
Дети, вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро» (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.).
Воспитатель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.
Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.
(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.
«Добрые сказки». Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.
Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…). Почему?
- А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница). Какие были они?
Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)
Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)
Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…
Игра–обсуждение проблемной ситуации. Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.
1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….
2 ситуация – наступили нечаянно на ногу…
3 ситуация – одному из детей не хватило кубиков для постройки…
Воспитатель: Ребята, помните две дорожки, по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)
Дети, внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читают дети)
«Доброта» (Н. Тулупова)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта то роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!
Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. Композитор Минков М.
Оформляется выставка рисунков.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Каравай» города Смоленска
Конспект НОД
по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
«Родные просторы»
Подготовила:
воспитатель Лебедева О.В.
Смоленск, 2022 г.
Цель: Развивать духовно-нравственную основу учебно-воспитательного процесса в ДОУ, способствующую возрождению многовековых традиций России.
Задачи:
- Первоначальное освоение социокультурной категории «Родные просторы».
- Продолжать активизацию словаря.
- Создать условия для развития инициативной речи детей
- Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению.
- Формировать эмоционально- образное восприятие жизни в русской деревне.
- Формировать представление о взаимосвязи прошлого и настоящего.
Предварительная работа:
1.Чтение книг и рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, стихотворений и поговорок.
Оборудование и атрибуты:
- Музыкальное сопровождение: «Звуки города», «Звуки природы», детские песни.
- Демонстрационный материал: иллюстрации в альбоме.
- Русская «печь», колоски, зерно, мука, каравай.
- Руль, флажки (на каждого ребенка).
Ход НОД
Ребята, у нас сегодня интересный день. Давайте послушаем звуки за окном! Вы сейчас послушаете и угадаете, какие звуки нам подарила природа!
Звуки города (сирена, машины, шум)
Звучит музыка (звуки природы)
-Ребята, что вы сейчас услышали?
1 - звуки города;
2 - звуки сельского поселения и окр. природы (гром, дождь, шум леса, пение птиц, домашние животные).
(Дети обсуждают, какие звуки им больше понравились )
-Дети, назовите город, в котором мы живем? ( ответ детей)
А хотите мы сейчас отправимся в путешествие в Смоленскую деревню?
Дети садятся на стульчики, звучит музыка, дети поют и мы отправляемся в гости в русскую Смоленскую деревню.
Мы едем, едем, едем в далёкие края
Мы дружные ребята,
Весёлые друзья.
Детей встречает бабушка Арина.
Б.А.- Здравствуйте, дети! (дети приветствуют бабушку)
Дети:
Лады- лады, ладушки
Приехали мы к бабушке
К нашей милой бабушке
Приехали ребятушки
Б.А.- Какие вы хорошие, милые, красивые. Вы, наверное, любите своих мамочек, папочек, дедушек и, конечно, бабушек.
В.- Да, наши ребята очень любят своих бабушек. Они знают хорошие стихотворения о бабушке.
1 реб.
-Очень бабушку свою
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много
И на лбу - седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
2 реб.
Сказку бабушка расскажет,
Мне носочки, шапку свяжет,
Земляничное варенье
Сварит - просто объеденье.
Б.А.- Ой, какие добрые стихи. Как я рада. Да, бабушки много сказок знают. А я вам сейчас расскажу о том, кто у меня живет и что в поле растёт.
В.- Бабушка, а мы догадываемся, кто у тебя живет: домашние животные и птицы, а дети их сейчас тебе назовут (дети перечисляют их).
Б.А. -Ребята, какое хорошее стихотворение. Спасибо, что приехали ко мне в гости. Я люблю внучат, у меня хорошо и весело в доме, много животных и птиц, с которыми можно поиграть и которые приносят пользу. Они дают шерсть, молоко. Птицы дают яички.
Знаете, дети, за домашними животными нужно ухаживать, любить и кормить их. Очень любят все животные зерно, вот сейчас я про него вам расскажу. (Рассказ бабушки и показ наглядного материала)
Б.А.- Присаживайтесь на стульчики и слушайте мой рассказ. (Рассказ бабушки с показом дидактического материала из серии «Вырастим хлеб».
1. Показ 2 картин с пашнями, на которых сравниваем труд работников сельского хозяйства.
2. Показ картины «Нива»
В- Бабушка, наши дети знают об этом стихотворения.
1 реб.
На горе за рощей
Зреет хлеб хороший,
Зёрна наливаются
В ласковом тепле
Колоски тяжелые
Наклонили головы,
Благодарно кланяются
Матушке земле.
2 реб.
В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
Б.А.- А давайте и мы поиграем с солнышком.( Физминутка)
Вот так солнышко встает-
Выше, выше, выше! (дети встают на носочки тянут ручки вверх)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже! (дети приседают)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся, (хлопки)
А под солнышком нам всем
Весело живется! (кружимся, руками – фонарики)
Б.А.- Очень богатая наша родная земля. Есть у нас леса, реки и поля и мы должны любить свою Родину, свою Смоленщину. Вы знаете кто-нибудь стихотворение или песенку о нашей Смоленщине?
Реб.
– Да.
Смоленский край любимый,
Ты мил душе моей
Простор необозримый
Ржаных твоих полей.
Люблю твои большие дремучие леса
И реки голубые и птичьи голоса.
Б.А. показывает картину, где изображена печь и хлеб.
Б.А.- Только добрые, трудолюбивые люди могут вырастить хороший урожай зерна, из которого получают муку, а из муки пекут калачи и хлеб.
В.- Да, мы это знаем бабушка.
Реб.
Добро способно чудеса творить,
Оно нас учит верить и любить
И без него нам просто не прожить,
Давайте будем верить и мечтать
И только добрые поступки совершать.
Б.А. благодарит и угощает детей караваем.
Забираем каравай, благодарим бабушку и рассказываем, что мы возвращаемся в детский сад «Надежда» в группу «Звёздочки».
В. Ребята, вам понравилось путешествие? К кому мы ездили в гости? (ответы детей). Что вам больше всего понравились?
Чаепитие в группе.
Литература
- Л.П. Сильвестрова. Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2019 г.
- И.А. Кузьмин. Книги: 1, 2 под общей редакцией Развитие речи «Социокультурные истоки», 2020 г.
- А. Мишин. Сказки Смоленского края. Издательство «Смядынь»,
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.- 2 –е изд., перераб. и доп.- СПб.: Детство- Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие . Конспект интегрированного занятия по рисованию «Зима» в подготовительной к школе группе в технике монотипия
Консрект интегрированого занятия по рисованю "Зима" в подготовительной к школе группе в технике монотипия....
Открытое занятие. Конспект занятия-экспериментирования по экологии для детей средней группы (с фото)
Конспект занятия-экспериментированияпо экологии для детей средней группы на тему: «Воз...
Открытое занятие. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. «В гости к бабушке». (Фото)
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. «В гости к бабушке».Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речев...
Открытое занятие Конспект комплексного игрового занятия по продуктивной деятельности для детей с ОВЗ Тема: «Храм Василия Блаженного»
Знакомить детей с историческими памятниками Москвы; развивать умение детей подбирать признак к заданному предмету;ввести в активный словарь детей слова: резчик, художник, деревянная игрушка...