Конспект в старшей группе по развитию речи на тему: «Наши любимые книги»
план-конспект занятия (старшая группа)

Полина Юлия Вячеславовна

Конспект в старшей группе по развитию речи на тему:  «Наши любимые книги»

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

-закреплять знания о сказке, придуманной народом, и сказке, написанной писателем.

Развивающие:

- расширять словарный запас детей;

-развивать логическое мышление;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к художественной литературе;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и демонстрационный материал: прочитанные книги; иллюстрации к скакам, раскраски, цветные карандаши; аудиозапись медленной музыки, магнитофон.

Предварительная работа: выставка книг с рассказами и сказками «Наши любимые книги».

Методы и приёмы:

Наглядный метод: показ, рассматривание иллюстраций;

Словесный метод: вопросы воспитателя, чтение стихотворения;

Практический метод: рисование в раскрасках, викторина;

Ход занятия:

  1. Вступление.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы проводим итоговое занятие по ОХЛ. Сегодня мы с вами вспоминаем, повторяем прочитанное за этот год. У нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. Вот ларец-загадка. Что в нём лежит? Ответить на этот вопрос вы сможете в конце занятия. 

  1. Основная часть.

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на иллюстрации к сказкам, которые мы читали в этом году. Назовите, что это за сказки.

Дети. Иллюстрации народных сказок: «Три поросёнка» (английская сказка),  «Три дочери» (татарская сказка),  «Хаврошечка» (русская сказка), «Пирог» (норвежская сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Мышка Вострохвостик» (чувашская сказка), «Куйгорож» (мордовская сказка).

Литературные сказки: «Винни Пух и все-все-все» А.А. Милн.

Воспитатель. Ребята, а почему это сказки?

Дети. Герои совершают что-то сказочное, например, превращение. Животные разговаривают. Им помогают волшебные существа или предметы. Добро борется со злом и побеждает.

Воспитатель. Перечислите.

Дети. Айога превращается в гусыню, дочери, забывшие мать, превращаются одна в лягушку, другая – в паука, а белочка разговаривает. Три поросёнка строят дома и защищаются от волка. Хаврошечка забирается в одно ушко, а вылезает в другое. Звери плывут на кораблике из арбузной кожуры. Дед находит в дупле яйцо. Из яйца вылупляется Куйгорож – то ли совёнок, то ли дракончик. Пирог убегает от всех, кто пытается его съесть.

Воспитатель. Это всё сказки, придуманные народом или писателями. А вот рассказы (показ иллюстраций). Рассказы: Н. Носов «На горке», Е. Пермяк «Самое страшное». Чем они отличаются от сказок?

Дети. Они рассказывают о невымышленных, реальных событиях. Котька испортил горку, но потом исправился. Вова всех обидел и остался совсем один.

Воспитатель. Вот стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (читает А. Нестерова). О чём оно? Чем отличается от рассказа и сказки?

Дети. Это рифмованные строки.

Физминутка.

Воспитатель. Буратино – это тоже герой сказки. Он искал и нашёл золотой ключик.

Буратино потянулся

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель. Внимательно слушаем вопрос и отвечаем, поднимая руку. Тому, кто правильно отвечает, даю жетон.

Викторина «Назови, кто это?»

  1. Она глядела без конца в зеркало, вместо того, чтобы помочь матери принести воды. (Айога).
  2. Он построил дом из кирпичей, прочный и надёжный. (Наф-Наф).
  3. Она нашла арбузную корку и сделала кораблик, чтобы путешествовать. (Мышка Вострохвостик).
  4. Его съела свинка-щетинка, когда он решил сесть ей на пятачок. (Пирог).
  5. Она превратила нерадивую дочь в паука. (Белочка).
  6. Он посыпал горку песком, чтобы можно было легко взобраться на неё на коньках. (Котька).
  7. Он постоянно дрался с мальчиками, девочками, обидел бабушку. Скоро он остался один. (Вова).
  8. Она помогала сироте: ткала, белила и скатывала холсты. (Коровушка).
  9. Он так любил мёд, что готов был стать тучкой. (Винни-Пух).
  10.  Он исполнял все желания хозяев, но стоило хоть раз не дать ему работу, как он в гневе всё разрушил. (Куйгорож).

Воспитатель. Молодцы. Вы ответили на вопросы викторины. Как вы думаете, что находится в ларце? Этот предмет связан с нашим занятием, со всем, о чём мы сегодня говорили.

Дети. Это книга.

Воспитатель. Да, правильно. В книге вы найдёте и прочитаете сказки, и рассказы, и стихи.

Воспитатель. А теперь давайте немного порисуем цветными карандашами. Вот раскраски, где вы можете разукрасить героев сказок и рассказов, прочитанных нами в этом году. (Звучит спокойная музыка).

Дидактическая игра «Шкатулка со сказками».

Игровое действие: Воспитатель  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

 

  1. Заключение.

Воспитатель. Давайте, ребята, подведём итог нашего занятия. Какие сказки, придуманные народом, мы сегодня вспоминали? Какие сказки, написанные писателями, мы вспоминали? Какие рассказы, прочитанные в этом году, вы знаете? Кто написал стихотворение, прочитанное на занятии? Как оно называется?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_lyubimye_knigi.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

17.05.2023

Конспект по развитию речи на тему:  «Наши любимые книги»

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи: 

Образовательные:

-закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

-закреплять знания о сказке, придуманной народом, и сказке, написанной писателем.

Развивающие:

- расширять словарный запас детей;

-развивать логическое мышление;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к художественной литературе;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и демонстрационный материал: прочитанные книги; иллюстрации к скакам, раскраски, цветные карандаши; аудиозапись медленной музыки, магнитофон.

Предварительная работа: выставка книг с рассказами и сказками «Наши любимые книги».

Методы и приёмы:

Наглядный метод: показ, рассматривание иллюстраций;

Словесный метод: вопросы воспитателя, чтение стихотворения;

Практический метод: рисование в раскрасках, викторина;

Ход занятия:

  1. Вступление.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы проводим итоговое занятие по ОХЛ. Сегодня мы с вами вспоминаем, повторяем прочитанное за этот год. У нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. Вот ларец-загадка. Что в нём лежит? Ответить на этот вопрос вы сможете в конце занятия. 

  1. Основная часть.

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на иллюстрации к сказкам, которые мы читали в этом году. Назовите, что это за сказки.

Дети. Иллюстрации народных сказок: «Три поросёнка» (английская сказка),  «Три дочери» (татарская сказка),  «Хаврошечка» (русская сказка), «Пирог» (норвежская сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Мышка Вострохвостик» (чувашская сказка), «Куйгорож» (мордовская сказка).

Литературные сказки: «Винни Пух и все-все-все» А.А. Милн.

Воспитатель. Ребята, а почему это сказки?

Дети. Герои совершают что-то сказочное, например, превращение. Животные разговаривают. Им помогают волшебные существа или предметы. Добро борется со злом и побеждает.

Воспитатель. Перечислите.

Дети. Айога превращается в гусыню, дочери, забывшие мать, превращаются одна в лягушку, другая – в паука, а белочка разговаривает. Три поросёнка строят дома и защищаются от волка. Хаврошечка забирается в одно ушко, а вылезает в другое. Звери плывут на кораблике из арбузной кожуры. Дед находит в дупле яйцо. Из яйца вылупляется Куйгорож – то ли совёнок, то ли дракончик. Пирог убегает от всех, кто пытается его съесть.

Воспитатель. Это всё сказки, придуманные народом или писателями. А вот рассказы (показ иллюстраций). Рассказы: Н. Носов «На горке», Е. Пермяк «Самое страшное». Чем они отличаются от сказок?

Дети. Они рассказывают о невымышленных, реальных событиях. Котька испортил горку, но потом исправился. Вова всех обидел и остался совсем один.

Воспитатель. Вот стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (читает А. Нестерова). О чём оно? Чем отличается от рассказа и сказки?

Дети. Это рифмованные строки.

Физминутка.

Воспитатель. Буратино – это тоже герой сказки. Он искал и нашёл золотой ключик.

Буратино потянулся

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель. Внимательно слушаем вопрос и отвечаем, поднимая руку. Тому, кто правильно отвечает, даю жетон.

Викторина «Назови, кто это?»

  1. Она глядела без конца в зеркало, вместо того, чтобы помочь матери принести воды. (Айога).
  2. Он построил дом из кирпичей, прочный и надёжный. (Наф-Наф).
  3. Она нашла арбузную корку и сделала кораблик, чтобы путешествовать. (Мышка Вострохвостик).
  4. Его съела свинка-щетинка, когда он решил сесть ей на пятачок. (Пирог).
  5. Она превратила нерадивую дочь в паука. (Белочка).
  6. Он посыпал горку песком, чтобы можно было легко взобраться на неё на коньках. (Котька).
  7. Он постоянно дрался с мальчиками, девочками, обидел бабушку. Скоро он остался один. (Вова).
  8. Она помогала сироте: ткала, белила и скатывала холсты. (Коровушка).
  9. Он так любил мёд, что готов был стать тучкой. (Винни-Пух).
  10.  Он исполнял все желания хозяев, но стоило хоть раз не дать ему работу, как он в гневе всё разрушил. (Куйгорож).

Воспитатель. Молодцы. Вы ответили на вопросы викторины. Как вы думаете, что находится в ларце? Этот предмет связан с нашим занятием, со всем, о чём мы сегодня говорили.

Дети. Это книга.

Воспитатель. Да, правильно. В книге вы найдёте и прочитаете сказки, и рассказы, и стихи.

Воспитатель. А теперь давайте немного порисуем цветными карандашами. Вот раскраски, где вы можете разукрасить героев сказок и рассказов, прочитанных нами в этом году. (Звучит спокойная музыка).

Дидактическая игра «Шкатулка со сказками».

Игровое действие: Воспитатель  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  1. Заключение.

Воспитатель. Давайте, ребята, подведём итог нашего занятия. Какие сказки, придуманные народом, мы сегодня вспоминали? Какие сказки, написанные писателями, мы вспоминали? Какие рассказы, прочитанные в этом году, вы знаете? Кто написал стихотворение, прочитанное на занятии? Как оно называется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект в старшей группе по развитию речи "Насекомые "

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитю речи составлен для проведения с детьми старшей логопедической группы. Материал полезен как воспитателям ,так и логопедам и родителям....

Конспект для старшей группы по развитию речи

Цель: Знакомство детей с традициями встречи Нового года.ормировать познавательный интерес....

Конспект НОД старшей группе по развитию речи с использованием словесных игр «Осень»

Конспект НОД старшей группе по развитию речи с использованием словесных игр «Осень»...

План-конспект в старшей группе по развитию речи с опорой на серию картинок: Составление рассказа «Как Слава лепил снеговика».

Основное внимание было уделено развитию связной речи, интонационной выразительности, способности детей к инсценированию эпизодов сказки....

Конспект в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"...

Конспект в старшей группе по развитию речи "Пудель" С.Я.Маршак

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем. Развивать внимтельность. Воспитывать интерес....