Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Утро начинается с улыбки»
проект (младшая группа)

Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Это легло в основу создания  нашего проекта под названием«Утро начинается с улыбки!»

 Адаптационный проект «Утро начинается с улыбки!» для детей раннего возраста с 2 -3 лет, учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям. Проект реализовывался в течение 4 месяцев, с сентября по декабрь педагогами группы раннего возраста

Цель:

-создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx311.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Утро начинается с улыбки»

                                                             Выполнили Лабертова Р.С

                                                                                 

2022-2023г.г.

Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Это легло в основу создания  нашего проекта под названием«Утро начинается с улыбки!»

 Адаптационный проект «Утро начинается с улыбки!» для детей раннего возраста с 2 -3 лет, учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям. Проект реализовывался в течение 4 месяцев, с сентября по декабрь педагогами группы раннего возраста

Цель:

-создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Условия необходимые для реализации проекта:

- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

В игровой зоне поместили игрушки:

- для развития предметной деятельности - пирамидки, сенсорные игры, различного рода вкладыши, крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.

- для развития двигательной активности- мячи разных размеров, машины, каталки, коляски, шары и шарики;

- для развития сюжетных игр - куклы, предметы одежды, крупная мебель для кукольного уголка; больничка.

- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки, раскраски

Участники проекта

Воспитатель, родители, дети

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации:  Сентябрь –декабрь 2022 г.

Риски:

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

-предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

-постепенное заполнение группы;

-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

-наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

-протекание адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада. Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию.

-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

-Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

-Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

-Пополнение предметно-развивающей среды для групп младшего возраста;

-Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки».

-Составление плана работы с детьми и родителями.

Основной этап.

-Заполнение адаптационных листов.

-Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

-Проведение встреч с родителями.

Завершающий этап.

Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей по результатам наблюдений.

Разработка дальнейшего плана по непосредственно образовательной деятельности, с учетом особенности детей,

Формы работы с родителями

1. Анкетирование родителей –изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; привлечение к работе специалиста психолога.

3. Выпуск памяток об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Консультации на тему:

- «Адаптация ребёнка в детском саду»; - «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;

- «Привитие культурно-гигиенических навыков».

Формы работы с детьми:

-элементы телесной терапии (обнять, погладить);

-игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

-игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

-элементы театрализованной деятельности;

-элементы закаливающих мероприятий.

Ведущая деятельность в раннем возрасте игра, поэтому все взаимодействие с детьми основывается на игре, обыгрывании ситуаций.

В игровом уголке:

-создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.

Предметно – пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, конструирования, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.

Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).

Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

Игры с песком особенно для малышей, являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Использовали следующие упражнения:

«Песочные человечки» - рисуем ручками на песке

«Игрушки-потеряшки» - ищем игрушки в песке

«Маленький художник» - рисуем пальчиками на песке

Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался» и др.)

Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)

Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»)

Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)

Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», и т.д.)

Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)

Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")

Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу.

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование («Моя любимая игрушка», «Украсим платье - пальчиками»,

Лепка («Подарим солнышку лучики», «Рябинка».)

Аппликация («Цветик - семицветик».)

Чтение худ. литературы из цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки»

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок»

Результат:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться,  развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом, охотнее расставаться утром с родителями. Наряду с положительными результатами реализации данного проекта педагогами были выявлены следующие проблемы

‒        недостаточный уровень взаимодействия с  педагогом-психологом.

 ‒        использование традиционных форм взаимодействия с родителями.

Список используемой  литературы:

1.         Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;

2.         Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.

5.         Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

6.         Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.

8.         Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79

9.         Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.

10.      Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

11.      Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.

19.      Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7

20.      Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51

Анкета для родителей (1)

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

        а) бодрое, уравновешенное

        б) раздражительное, неустойчивое

        в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

        а) быстро (до 10 мин.)

        б) медленно

        в) спокойно

        г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

        а) дополнительные воздействия

        б) без дополнительных воздействий

4______________________________________________

                                                                                           (какие?)

. Какова продолжительность сна ребенка?

        а) 2 часа

        б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

        а) хороший

        б) избирательный

        в) неустойчивый

        г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

        а) положительно

        б) отрицательно

        в) не просится, но бывает сухой

        г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

        а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________                            

                                                                                                                                                                  (указать)

        б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

        а) умеет играть самостоятельно

        б) не всегда

        в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

        а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

         а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...

«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Первые шаги в детский сад"

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный.В раннем возрасте организм ребёнка уязвим, и сопротивляемость к болезням низкая, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создать комфортную обстановк...