Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Первые шаги в детский сад"
проект
Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный.
В раннем возрасте организм ребёнка уязвим, и сопротивляемость к болезням низкая, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создать комфортную обстановку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Первые шаги в детский сад»
Автор: педагог-психолог Шаяхметова Л.Р.
п. Приозёрный
Информационная карта проекта
Название проекта: «Первые шаги в детский сад»
Автор проекта: Шаяхметова Лиля Рашидовна
Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный.
В раннем возрасте организм ребёнка развивается в условиях повышенной уязвимости и низкой сопротивляемости к болезням. Поэтому в период адаптации к детскому саду особенно важно создать комфортную обстановку, чтобы малыш чувствовал себя в саду как дома.
Назначение проекта
Поступление ребёнка в детский сад всегда вызывает у родителей серьёзную тревогу. За время, проведённое в семье, малыш привыкает к определённому режиму дня, способам кормления и укладывания. У него складываются свои отношения с родителями, и он испытывает к ним глубокую привязанность.
От того, как ребёнок адаптируется к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его дальнейшее развитие и благополучное существование как в детском саду, так и в семье.
Практическая работа строится на взаимодействии воспитателя, родителей и детей. Её цель – создать в группе благоприятную эмоциональную атмосферу, которая станет основой для успешной адаптации малышей раннего возраста.
Актуальность проекта
Когда ребёнок переходит в новый для него мир дошкольного учреждения, он испытывает стресс. Его поведение становится более заторможенным и напряжённым, и он подвергается множеству новых для него влияний. Возникает так называемый синдром адаптации – скопление неизвестных факторов, которое может вызывать у ребёнка страх и отрицательные эмоции.
Процесс адаптации во многом зависит от способности воспитателя понять потребности, интересы и склонности ребёнка, а также от его умения своевременно снимать эмоциональное напряжение и согласовывать методику проведения режимных процессов с семьёй.
Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, адаптироваться.
Наша общая задача, как воспитателей, так и родителей, – помочь ребёнку как можно более безболезненно войти в жизнь детского сада.
Участники проекта: дети разновозрастной группы раннего возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог, мед. работник, муз. руководитель.
По времени проведения: сентябрь – декабрь.
Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду;
- формирование активной позиции родителей в процессе адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач, мы также уделяем внимание комплексному развитию детей:
- снимаем эмоциональное и мышечное напряжение. Уменьшаем импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревожность и агрессию;
- развиваем навыки взаимодействия детей друг с другом. Улучшаем внимание, восприятие, речь и воображение;
- формируем чувство ритма, общую и мелкую моторику, координацию движений. Способствуем развитию игровых навыков и произвольного поведения.
Ожидаемый результат
Такая система работы поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит защитные силы детского организма и будет способствовать процессу социализации.
Успешная адаптация ребёнка к детскому саду во многом зависит от того, как семья и детский сад будут взаимодействовать.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный (организационный):
Подобрана методическая и художественная литература, иллюстрации и дидактические игры, которые помогут детям адаптироваться к новым условиям.
Кроме того, разработаны конспекты адаптационных занятий, совместные мероприятия с родителями, и консультации для них.
Для самостоятельной активности детей подготовлены центры развития:
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр книги;
• центр сенсомоторного развития;
• центр настольно-печатных игр;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровая зона (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы все условия для того, чтобы дети могли активно двигаться. В помещении достаточно свободного пространства, свободного от мебели и игрушек.
2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский): (см. Приложение 1)
На следующем этапе реализации проекта мы начали собирать информацию о новых детях, общаясь с их родителями и наблюдая за ними в первые дни пребывания в детском саду. Уже в этот период можно получить ценные сведения о развитии ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения с взрослыми и сверстниками и многом другом.
Однако наибольшее внимание мы уделяли тому, как проходит процесс адаптации. Для каждого ребёнка педагог-психолог ведёт индивидуальный адаптационный лист, в котором фиксируются результаты наблюдения за ним по определённым критериям с момента поступления в группу. Это позволяет нам отслеживать, как ребёнок привыкает к условиям дошкольного учреждения, и при необходимости планировать профилактические и коррекционные мероприятия, чтобы облегчить адаптационный синдром.
Кроме того, в ходе бесед с родителями мы устанавливаем контакт, который помогает снять их тревогу за ребёнка. Мы информируем их о процессе адаптации и ориентируем на активное взаимодействие с ребёнком.
Базовые средства работы
Основными инструментами нашей деятельности являются разнообразные игры, направленные на развитие речевого воображения. Среди них:
Игровая деятельность: игры «Ласковое имя», «Сороконожка», «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», помогают детям раскрыться и выразить свои чувства. Дидактические игры: «Божья коровка», «Дружные ребята», «Поймай жучка» способствуют формированию навыков общения и взаимодействия.
Занятия: «Листопад», «Мячики», «Мыльные пузыри» помогают детям не только познать мир, но и развить моторику и творческие способности.
Пальчиковые игры: «Пальчики», «Веселый огород», «Замок», «Буду маме помогать» помогают детям освоить основы речи и развить мелкую моторику.
Творческий проект «Музыка в движении»: эти игры быстро увлекают детей в свой ритм, помогают им переключаться с плача на радостные хлопки и топанье, объединяют их и создают положительный эмоциональный настрой.
Кроме того, мы стремились установить доверительные отношения с детьми, создать благоприятную психологическую атмосферу в группе и снять эмоциональное напряжение. Для этого мы проводили различные мероприятия: «Вместе весело шагать...» – беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами помогают детям почувствовать себя частью коллектива.
«Обнималки»: телесная терапия способствует сближению и установлению эмоциональной связи между детьми. Релаксации: «Мячики отдыхают» помогают детям расслабиться и снять напряжение, создавая атмосферу спокойствия и безмятежности.
Все эти игры и занятия направлены на развитие речи и воображения у детей, что способствует их всестороннему развитию и благополучию в группе.
3 этап. Заключительный (результативность):
Таким образом, процесс привыкания детей к детскому саду был максимально комфортным благодаря комплексному подходу к решению индивидуальных проблем каждого малыша.
В ходе реализации проекта были подготовлены материалы для родительского собрания:
- фотоальбом «Как я пошёл в детский сад»;
- анкеты («Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ», «Социальная анкета»);
- консультации «Растим малыша здоровым», «Где моя большая ложка?», «В царстве упрямства и капризов. Кризис трёх лет»;
- памятки для родителей «Подготовка ребёнка к посещению детского сада», «В первые дни пребывания в детском саду», «Детская истерика».
После знакомства с группой родители проявили инициативу и внесли свой вклад в оформление сюжетно-ролевых игр, изготовив фартучки и создав игровой центр в едином стиле. Они с интересом приняли участие в организации проекта, помогая в изготовлении дидактических игр «Времена года», «Где вы живёте?», «Цветочная полянка».
Родители активно посещали родительские собрания и отвечали на вопросы анкетирования, что позволило нам с уверенностью оценить успешность адаптации детей в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада
После внедрения проекта «Мои первые шаги», направленного на облегчение процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, был проведён тщательный анализ. Результаты показали следующее:
высокий уровень адаптации: 10 детей;
средний уровень адаптации: 4 ребёнка;
низкий уровень адаптации: 0 детей.
Эти результаты свидетельствуют о том, что цель проекта – оптимизация психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения – была успешно достигнута, а поставленные задачи реализованы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
Приложение 1
План работы по адаптации
Период | Содержание | Ответственные |
Сентябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «Первые дни пребывания в детском саду»; Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация: «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» | Заведующий ДОУ Зам. зав. по УВР воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог, воспитатели педагог-психолог педагог-психолог
педагог-психолог воспитатели |
Октябрь | Консультация «Растим малыша здоровым»; Занятие: «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация Занятие: «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; Игровая деятельность: - «Зайка серенький сидит»; - «Солнце и дождик»; - массаж БАТ «Считалка для мышки»; - пальчиковая игра «Пальчики» | Мед. работник педагог-психолог муз. руководитель воспитатели педагог-психолог
воспитатели |
Ноябрь | Консультации: - «Где моя большая ложка?»; - «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; Занятие: «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» Занятие: «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это - папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; Игровая деятельность: - «Ладонь на ладонь»; - «Пропавший малыш» | Мед. работник Педагог-психолог Муз. руководитель Педагог-психолог Воспитатели |
Декабрь | Консультации: - «В царстве упрямства и капризов; - «Кризис трех лет». - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; Совместные занятия с родителями: - «Дом дружбы»; - «Радуга». Игровая деятельность: - «Солнышко»; - «Колокольчик»; Занятие: «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Стихотворение «Ель» 3. Игра «Заморозь» 4. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 5. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!» Диагностика адаптации к ДОУ. | Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели Муз. руководитель |
Приложение 2
Консультации для родителей
- «Адаптация ребёнка к детскому саду»
Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь их жизнь кардинально меняется.
Процесс адаптации можно условно разделить на три категории:
Лёгкая адаптация: 2-3 недели.
Средняя адаптация: 1-1,5 месяца.
Тяжёлая адаптация: более 1,5 месяцев.
Большинство детей адаптируются относительно легко, в течение 2-3 недель, особенно если родители заранее позаботились о правильной подготовке ребёнка. Другим детям может потребоваться больше времени — около 1-1,5 месяцев, чтобы их тревога значительно снизилась. Если же ребёнок не смог адаптироваться к садику по истечении двух месяцев, это считается тяжёлой адаптацией и требует помощи специалиста — педагога-психолога.
Оптимальным возрастом для начала посещения детского сада считается возраст после 3 лет. Если у вас есть возможность посидеть с ребёнком до 3-4 лет, не отказывайтесь от неё.
Очень важно, чтобы начало посещения садика не совпадало с другими значимыми изменениями в жизни ребёнка, такими как:
- Выход мамы на работу.
- Рождение другого ребёнка.
- Переезд.
- Смена или уход няни, к которой привык ребёнок.
- Развод родителей.
Любое из этих событий может значительно усложнить или продлить период адаптации к детскому саду.
С поступлением в детский сад в жизнь ребёнка приходит множество изменений:
- чёткий режим дня;
- новая еда;
- отсутствие родных рядом на 8 и более часов;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому человеку;
- резкое уменьшение персонального внимания.
Все эти изменения наступают для ребёнка одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Длительность периода адаптации зависит от множества факторов:
- возраста;
- умения находиться какое-то время без мамы;
- уровня развития речи;
- самостоятельности;
- умения занять себя игрой;
- способности ребёнка вступать в контакт с незнакомыми взрослыми;
- умения контактировать с другими детьми;
- чёткого режима дня.
Тяжелее всего адаптироваться детям, которые:
- не достигли 3-летнего возраста;
- сильно привязаны к матери;
- имеют небольшой опыт общения с другими детьми и взрослыми;
- не могут выразить свои желания через речь;
- не могут самостоятельно играть и заниматься;
- не могут самостоятельно кушать и одеваться.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем дольше происходит адаптация ребёнка в детском саду.
Процесс адаптации зависит от возраста ребёнка, уровня его развития и способности спокойно отпускать маму. Если у ребёнка хорошо развита речь, он общителен и самостоятелен, то в группе он быстрее установит контакт с воспитателем, сможет занять себя игрой, по мере сил позаботиться о себе и не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Такой ребёнок привыкает к детскому саду в течение 10-20 дней. Это – Лёгкая степень адаптации.
Если же у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не может обойтись без взрослых, не умеет самостоятельно играть, занимать себя, не может самостоятельно кушать и засыпать, то ему будет очень сложно в детском саду. Обычно такому ребёнку сложно отходить от мамы, он будет плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца и больше. Это – Средняя степень адаптации.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и с небольшим социальным опытом. Отсутствие общения со сверстниками, недостаточные контакты с другими взрослыми, малое посещение людных мест – всё это может значительно усложнить процесс адаптации. Чаще всего это касается возраста от 1 года до 3 лет. Если ребёнок не адаптировался к садику по истечении 2 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста – педагога-психолога.
- «Как подготовить ребёнка к условиям детского сада»
Важно, чтобы ребёнок был готов к новым впечатлениям и переживаниям, связанным с детским садом. Начните рассказывать ему о том, что его ждёт в группе, начиная с самых первых моментов:
- Как родители приводят детей в детский сад и уходят на работу.
- Как ребёнок раздевается и вешает одежду в шкафчик.
- Как он входит в группу, где его встречает воспитательница.
- Чем занимаются дети в группе.
- Какой распорядок дня их ожидает.
- Как дети вместе кушают.
- Как они играют.
- Как гуляют на свежем воздухе.
- Как спят днём.
- Как ходят в туалет.
Эта книга станет вашим помощником в подготовке ребёнка к новым условиям. Внимательно изучите её вместе, чтобы ребёнок смог лучше понять, что его ждёт впереди.
Фотографии помогут ребёнку лучше представить, как проходили его детские годы, и станут для него источником радости и приятных воспоминаний.
Частое пребывание в новых местах и общение с новыми людьми помогут ребёнку адаптироваться к изменениям. Не бойтесь выходить из дома и приглашать друзей, чтобы у ребёнка был разнообразный опыт.
Чем больше у ребёнка будет возможность общаться с другими детьми, тем проще ему будет привыкнуть к новым условиям в детском саду.
Ролевые игры станут отличным способом подготовиться к новой жизни. Вы можете инсценировать, как родители приводят ребёнка в детский сад, как он там проводит время и как они забирают его домой. Проигрывайте с ребёнком сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, воссоздавая типичные сюжеты из книги «Я иду в детский сад».
Самостоятельность – это важный навык, который поможет ребёнку адаптироваться к новым условиям. Научите его:
- Одеваться.
- Ходить в туалет.
- Кушать самостоятельно.
- Спрашивать разрешения, если что-то нужно.
- Помогать в домашних делах.
- Выполнять небольшие поручения по дому.
- Ходить в туалет перед прогулкой и перед сном.
Режим дня в детском саду будет отличаться от домашнего, поэтому важно научить ребёнка просыпаться заранее. Родителям также следует перестроить свой режим дня, чтобы ребёнок мог легко адаптироваться к новым условиям.
Если ваш ребёнок уже не спит днём, приучите его просто лежать в постели одного. Пока он отдыхает, занимайтесь с ним: вспоминайте выученные стихи и песни, сочиняйте сказки, считайте или рассматривайте окружающие предметы, запоминая мелкие детали.
За месяц до начала посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к следующему распорядку:
7:30 – подъём, умывание, одевание;
8:30 – крайнее время для прихода в сад;
8:40 – завтрак;
10:30 – прогулка;
12:00 – возвращение с прогулки;
12:15 – обед;
13:00 – 15:00 дневной сон;
15:30 – полдник.
Для того чтобы легко вставать утром, рекомендуется ложиться не позже 21:00.
Если ребёнок увидит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начнёт кушать в саду. Еда и питьё – это залог более уравновешенного состояния.
Основу рациона в детском саду составляют:
Каши.
Творожные запеканки и сырники.
Омлет.
Различные котлеты (мясные, куриные и рыбные).
Тушеные овощи.
Супы.
Если у ребёнка есть какие-то особенности в питании или маленький аппетит, обязательно поговорите об этом с воспитателем. Попросите его быть мягким и терпеливым, потому что проблемы с едой очень часто становятся причиной, по которой дети не хотят идти в детский сад.
Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. В возрасте до 3 лет у детей, как правило, нет ярко выраженной потребности в тесном контакте, дружбе и игре с другим ребёнком.
Научите его:
Правильно здороваться с группой детей.
Предлагать детям свои игрушки.
Просить разрешения играть с ними.
Правильно реагировать на отказ.
Обмениваться игрушками.
Договариваться.
Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания.
Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.
Создавайте ситуации, в которых ребёнку необходимо будет какое-то время побыть одному. Это поможет ему адаптироваться к новым условиям и научиться справляться с эмоциями.
Придумайте ритуал прощания, который будет вызывать у ребёнка приятные воспоминания. Хорошо подходят воздушный поцелуй, сдуть поцелуй с ладошки, поцелуй в обе щёчки или помахать из окна.
Приучите ребёнка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. Ребёнок не обязан делиться своей игрушкой, но должен понимать, что другие дети тоже будут хотеть её посмотреть.
Приложение 3
Карта наблюдения за ребенком в период адаптации
Фамилия, имя ребенка ________________________________________ Возраст _____________ Дата поступления в группу _____________
Сфера наблюдения/показатели поведения | Дни посещения ДОУ | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Разлука с мамой: спокойная | |||||||||||||||||||||
лёгкое беспокойство, быстро успокаивается | |||||||||||||||||||||
тяжёлая | |||||||||||||||||||||
Общий эмоциональный фон: ребёнок спокоен в течение дня | |||||||||||||||||||||
выглядит равнодушным, ничем не интересуется | |||||||||||||||||||||
настороженно относится к окружающим | |||||||||||||||||||||
постоянно плачет, зовёт маму | |||||||||||||||||||||
раздражён, агрессивен | |||||||||||||||||||||
Режимные моменты: хорошо ест | |||||||||||||||||||||
быстро засыпает | |||||||||||||||||||||
Навыки самообслуживания: стремится самостоятельно есть | |||||||||||||||||||||
стремится самостоятельно одеваться | |||||||||||||||||||||
просится на горшок | |||||||||||||||||||||
Действия с предметами: может сам найти для себя занятие | |||||||||||||||||||||
играет длительно и увлечённо | |||||||||||||||||||||
играет вяло | |||||||||||||||||||||
отказывается от игры | |||||||||||||||||||||
Общение со взрослыми: проявляет инициативу в общении | |||||||||||||||||||||
охотно откликается на инициативу взрослого | |||||||||||||||||||||
предпочитает совместные игры с предметами | |||||||||||||||||||||
предпочитает физический контакт | |||||||||||||||||||||
отказывается от контактов | |||||||||||||||||||||
Средства общения: положительные экспрессивно-мимические средства (улыбки, смех, жесты) | |||||||||||||||||||||
отрицательные экспрессивно-мимические средства (плачь, выражение грусти, уныния) | |||||||||||||||||||||
предметные действия (предложение игрушки, совместные игры с предметами) | |||||||||||||||||||||
лепет | |||||||||||||||||||||
активная речь (слова, предложения) | |||||||||||||||||||||
Общение со сверстниками: охотно играет рядом с другими детьми | |||||||||||||||||||||
проявляет инициативу в общении | |||||||||||||||||||||
охотно играет вместе с детьми | |||||||||||||||||||||
избегает любых контактов | |||||||||||||||||||||
проявляет агрессию (бьёт, толкает и др.) | |||||||||||||||||||||
Примечания |
Уровни адаптации ребёнка к условиям ДОУ
2,6 – 3 балла – высокий уровень – в течение дня у ребёнка радостное, спокойное эмоциональное состояние. Он охотно идет на контакт со взрослыми и детьми. Реакция на изменение обычной ситуации положительная.
2,1 – 2,5 балла – средний уровень – состояние ребёнка в течение дня неустойчивое. Присутствует настороженность. Ребёнок конфликтует со взрослыми и детьми. На изменения привычной ситуации реагирует с тревогой.
1,6 – 2 балла – низкий уровень – ребёнок в течение дня напряжен, агрессивен. Эмоциональное состояние нестабильно. Ребёнок выглядит равнодушным, ничем не интересуется. На изменение привычной ситуации реагирует плачем.
Оценка параметров адаптации
Параметры | Оценка | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели физического здоровья | Аппетит | хороший | Выборочный, ест долго | Отказ от еды |
Сон | глубокий | Засыпает с трудом | Тревожен во сне | |
Стул | регулярный | учащенный | запор | |
Мочеиспускание | регулярный | учащенный | редкое | |
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с взрослыми | Инициативен, контактен | Принимает инициативу взрослому | Реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | Активен, проявляет интерес | Активен при поддержке взрослого | Пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации
Легкая | До 15 дней | 29-36 баллов |
Средняя | 15-25 дней | 21-28 баллов |
Тяжелая | Более 25 дней | 13-20 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».
В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112181-1549284579.jpg)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-252237-1560705064.jpg)
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1384898-1668342156.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1286543-1679253069.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...
Проект: Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад»
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....