НОД по познавательному, речевому развитию на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
НОД «Путешествие в мир книг» представляет собой целостное четко структурированное педагогическое занятие в группе для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемый НОД ориентирован на проведение воспитательно-образовательной работы в группе и на создание условий для ранней профориентации детей. Решение поставленных задач планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией. Для решения поставленных задач особое внимание уделяется ранней профориентации средствами художественной литературы, формированию личности ребенка, где существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. НОД рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций, и родителям для введения ребенка в мир профессиональной деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.docx | 33.87 КБ |
Методическая разработка мероприятия по профориентации | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по профориентации
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
НОД
по познавательному, речевому развитию
на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги»
для детей подготовительной группы
Олейник Людмила Ивановна
воспитатель
2023г.
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.
Мир взрослых манит и привлекает ребенка - там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и,поди, разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной - врач, продавец, повар - дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.
Современный мир профессий разнообразен. На разных этапах развития общества некоторые профессии утрачивают свою актуальность и появляются новые. Ориентациядетей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, в настоящее время, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Начинатьзнакомство детей с разными профессиямиважно уже в дошкольном возрасте, это расширяет представления о собственных способностях и возможностях и помогает сформировать уважение к труду взрослых.
«Профессия» - одна из тем, с которой педагоги дошкольной образовательной организации знакомят детей в рамках воспитательно-образовательной работы.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда, значимости профессий в жизни общества, а формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, знакомство с трудом взрослых - важное направление социально-коммуникативного развития дошкольников, которое направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Поэтому основная задача воспитателя и педагога не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Первичные трудовые навыки, отношения к труду, интерес к определенным профессиям закладываются именно в дошкольный период в процессе их участия в общественно-полезном труде.
В современном мире профессий огромное разнообразие, много различной информации и детям очень трудно ориентироваться. Дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых, даже если ребенок знает название той или иной профессии, он не до конца осознает ее суть, в чем она заключается.
Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что большой объем информации о мире профессий дети могут черпать из различных источников, например, художественной литературы и фольклора, которая сопровождает человека с первых лет его жизни.
Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например, «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Для решения задач ранней профориентации средствами художественной литературы, воспитателю необходимо правильно создать развивающую предметно-пространственную среду, которая поспособствует освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям. Это и подбор художественной литературы, энциклопедий, изготовление самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке: создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин.
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.
Одно из самых слагаемых счастливой жизни человека - это выбор профессии по душе. И поэтому детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Так как в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.
Цель:
Формирование у детей представлений о разных профессиях посредством произведений художественной литературы.
3адачи:
- сформировать у детей представление о разных профессиях посредством произведений художественной литературы и фольклора;
- познакомить воспитанников с различными видами труда, миром профессий и их социальной значимостью;
- сформировать у дошкольников связную, грамматически правильную диалогическую речь посредством чтения стихов, загадок, пословиц, поговорок, пересказа произведений художественной литературы и сказок.
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Методы и приемы:
- наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
- практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
- игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Оборудование: магнитофон, стеллажи, мольберт, настенная доска.
Демонстрационный материал: художественная литература, портреты писателей, картины русских художников.
Предшествующая работа воспитателяпо подготовке к занятию: оформление тематических стендов с художественной литературой, изготовление пособия для дидактической игры «Угадай профессию». Изучение методической литературы по теме«Ранняя профориентация старших дошкольников посредством чтения художественной литературы». Пошив одежды куклам в кукольный уголок по различным профессиям: медсестра, балерина, военный, космонавт. Изготовление пособия к дидактической игре «Все профессии важны».
Словарная работа: профессия, повар, летчик, полицейский, пожарный, летчик, столяр, спасатель, библиотекарь, экскаваторщик, почтальон, оператор.
Самостоятельная деятельность детей:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментирование.
Ожидаемые результаты:
В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
В сфере представлений:способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.
В сфере опыта и нравственных установок: положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий.
Предварительная работа с детьми
Чтение художественной литературы:
- С.Маршак. Откуда стол пришел.
- К.Ушинский. Стол и стул.
- И.Токмакова. Скоро в школу.
- С.Михалков. А что у вас?
- Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица.
- С.Маршак. Почта. Пожар.
- С.Маршак. Как печатали книгу.
- В.Маяковский. Кем быть?
- Е.Пермяк. Для чего руки нужны.
- Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла.
- К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо.
- К.ЧуковскийАйболит.
- В.Тюрин. Кто главный на корабле?
- А.Барто. Штукатуры.
- С.Маршак. Пограничник.
- Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике.
- Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.
- Заучивание стихотворения С. Михалкова «А у вас?»
- Наблюдение за работой дворника, водителями транспорта, работой повара.
- Экскурсия на кухню в детском саду, в методический кабинет, в кабинет старшей медицинской сестры.
- Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, связанных с профессиями людей.
Проведены НОД:
- «Кто работает в детском саду?»
- «Как я помогаю маме»
- «Пожарная безопасность»
- Презентации
- «Кем работают мои родители»
- «Умные машины»
- «Скорая помощь»
- «Мой дедушка пожарный»
- «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (женские профессии)
- «Мы идем в магазин»
- «Кто работает в банке?»
- Проведены сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Мы идем в кафе», «Поликлиника», «Кто работает в театре?», «Мы идем в музей».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, недавно я получила посылку от своих друзей. Я пошла на почту, и почтальон выдал мне огромную коробку. Мои друзья сказали, что это сюрприз для ребят, для вас. Давайте посмотрим, что в ней.
- О, да в ней книги. Книги и портреты писателей. Посмотрите, как много книг. Да это целая библиотека. Давайте все книги расставим на стеллажи, и у нас получится настоящая библиотека. Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну книг, библиотеку. А чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным. Надо взять с собой отличное настроение. Посмотрите другу на друга, улыбнитесь. А теперь потрите свои ладошки. Быстро-быстро. Молодцы! Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, тепло сердца и души. Это мы так передаем тепло и доброту друг другу. Наше путешествие начинается.
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
В библиотеке нас встречает библиотекарь. Он прекрасно знает, какие книги в библиотеке, кто их написал, о чем они. Вот смотрите портрет. Кто это?
Дети: Самуил Яковлевич Маршак.
Самуил Яковлевич Маршак
Был по жизни весельчак.
Писал стихи он для детей
Про добрых, сказочных зверей.
Про белочек, про зайчиков
Про девочек и мальчиков.
Воспитатель: Ребята, какие произведения С.Я. Маршака вы знаете?
Дети: «Пожар», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый», «Почта», «Пограничник», «Откуда стол пришел?, «Круглый год»».
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти замечательные книги вам знакомы. Обратите внимание на вот эти книги. («Пожар», «Почта», Пограничник», «Откуда стол пришел?») И объединяет их то, что в них рассказывается о разных профессиях. Вмире профессий тысячи. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, т. е. получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком в обществе, быть полезным стране.Вспомним, о чем произведение С.Я.Маршака «Пожар».
Дети вспоминают, о чем стихотворение. (в нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом).
Воспитатель: Правильно, ребята.Пожар — это очень опасно, все может закончиться очень трагически, и на помощь всегда приходят пожарные. Очень почетная и важная профессия. Пожарный спасает людей из огня, тушит пожар. Я вам загадаю загадки (по пожарной тематике), а вы попытайтесь их отгадать.
- Чтобы не было огня,
Не играйте вы в меня,
Я огня сестричка,
Маленькая …(спичка)
- Кто меня не бережется,
Тот скоро обожжется.(огонь)
- Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет.(пожар)
- При пожаре не сидим,
Набираем …(01)
- Дым увидел – не зевай,
Нас скорее вызывай.(пожарные)
Ребенок:А вот интересная книга «Почта». Я очень люблю это произведение. «Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне…» Это мое любимое стихотворение. В нем рассказывается о путешествии письма, которое путешествовало по всему миру. И важная профессия – это почтальон.
Ребенок: Когда я вырасту, то стану пограничником, как в стихотворении С.Я.Маршака «Пограничник».
Ребенок: Мне нравится стихотворение «Откуда стол пришел». Интересная работа у столяра. Как изготовить мебель, отремонтировать, порадовать людей красотой деревянной мебели.
Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы. У С.Я Маршака много интересных произведений, очень интересных и познавательных.
Воспитатель: Ребята, угадайте вот это произведение
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
Внашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Ребенок: Это «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака. Стихотворение о молодом человеке, который спас ребенка на пожаре. Он совершил настоящий подвиг – спас человека. Он скромный, спас ребенка и исчез, и в стихотворении его все ищут, чтобы отблагодарить за спасение ребенка, но не могут найти.
Воспитатель: Да, это героический поступок. Если бы он промедлил минуту, другую, то могло бы произойти непоправимое несчастье. Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем.
А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? Это геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок — это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным?
Ответы детей.
Ребенок:А вот портрет С.В.Михалкова.
Ребенок: Мне нравится его стихотворение «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Воспитатель: Стихотворение С.Михалкова «А у вас?» любят многие дети, потому что оно о наших любимых мамочках.
Звучит мелодия «Мама – первое слово». Музыкальная разминка.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение «А у вас?». Дети читают по ролям.
Воспитатель: Давайте ребята, вспомним, каким профессиями владели мамочки ребят.Ребята, мы с вами разобрались, о чем это стихотворение? А как можно передать настроение этого стихотворения?
Я приготовила для вас волшебный шарик, куда мы можем вложить настроение этого стихотворения, будем передавать шарик и называть профессии мамочек из произведения.
Дети отвечают, перечисляют профессии.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот интересное произведение «Дядя Степа». Кто вспомнит, какая профессия была у дяди Степы?
Дети: Милиционер.
Воспитатель: Раньше людей, работающих в полиции, называли милиционером, а теперь полицейский. Полицейский всегда стоит на охране порядка, ловит преступников, помогает найти людей. Очень почетная профессия, важная.
Воспитатель: Обратите внимание на книги, которые стоят вот на этой стойке. Они вам тоже знакомы. Расскажите, какие книги вам знакомы.
Дети:
- К.И.Чуковский «Доктор Айболит»;
- С.Я.Маршак «Как печатали книгу»;
- И.Токмакова «Скоро в школу»;
- Б.Заходер «Портниха», «Строитель»;
- В.В.Маяковский «Кем быть?».
- Д.Родари «Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?»
Воспитатель: Замечательно, прекрасно, что вы знаете все эти произведения. Умнички! Посмотрите в коробке еще одна коробка. Что там? Интересно…
Ребята, так здесь инструменты и принадлежности разных профессий.
Проводится развивающая игра «Назови профессию».
Воспитатель: Очень хорошо. Книга расширяет представление о мире, знакомит нас с различными вещами, природой, учит нас быть добрыми и отзывчивыми. Все книги, которые мы сегодня рассматривали, объединяет одна тема. Тема – профессии людей. В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».Все профессии, о которых мы сегодня говорили, очень важны и нужны всем людям.
Воспитатель: - О какой профессии вы мечтаете? Кем хотите быть? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:Я надеюсь, когда вы вырастите, выберите профессию по душе. Будете приносить пользу своей стране, людям, своим близким и родным.
Воспитатель: Ребята, здесь еще один сюрприз для вас. Книги в подарок. Любите, берегите книги, и вы многое узнаете, станете умными и добрыми детьми.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. -1978. - № 10. с.56–63.
5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К.П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по профориентации
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
НОД
по познавательному, речевому развитию
на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги»
для детей подготовительной группы
Олейник Людмила Ивановна
воспитатель
2023г.
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.
Мир взрослых манит и привлекает ребенка - там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и,поди, разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной - врач, продавец, повар - дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.
Современный мир профессий разнообразен. На разных этапах развития общества некоторые профессии утрачивают свою актуальность и появляются новые. Ориентациядетей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, в настоящее время, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Начинатьзнакомство детей с разными профессиямиважно уже в дошкольном возрасте, это расширяет представления о собственных способностях и возможностях и помогает сформировать уважение к труду взрослых.
«Профессия» - одна из тем, с которой педагоги дошкольной образовательной организации знакомят детей в рамках воспитательно-образовательной работы.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда, значимости профессий в жизни общества, а формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, знакомство с трудом взрослых - важное направление социально-коммуникативного развития дошкольников, которое направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Поэтому основная задача воспитателя и педагога не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Первичные трудовые навыки, отношения к труду, интерес к определенным профессиям закладываются именно в дошкольный период в процессе их участия в общественно-полезном труде.
В современном мире профессий огромное разнообразие, много различной информации и детям очень трудно ориентироваться. Дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых, даже если ребенок знает название той или иной профессии, он не до конца осознает ее суть, в чем она заключается.
Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что большой объем информации о мире профессий дети могут черпать из различных источников, например, художественной литературы и фольклора, которая сопровождает человека с первых лет его жизни.
Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например, «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Для решения задач ранней профориентации средствами художественной литературы, воспитателю необходимо правильно создать развивающую предметно-пространственную среду, которая поспособствует освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям. Это и подбор художественной литературы, энциклопедий, изготовление самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке: создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин.
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.
Одно из самых слагаемых счастливой жизни человека - это выбор профессии по душе. И поэтому детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Так как в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.
Цель:
Формирование у детей представлений о разных профессиях посредством произведений художественной литературы.
3адачи:
- сформировать у детей представление о разных профессиях посредством произведений художественной литературы и фольклора;
- познакомить воспитанников с различными видами труда, миром профессий и их социальной значимостью;
- сформировать у дошкольников связную, грамматически правильную диалогическую речь посредством чтения стихов, загадок, пословиц, поговорок, пересказа произведений художественной литературы и сказок.
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Методы и приемы:
- наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
- практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
- игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Оборудование: магнитофон, стеллажи, мольберт, настенная доска.
Демонстрационный материал: художественная литература, портреты писателей, картины русских художников.
Предшествующая работа воспитателяпо подготовке к занятию: оформление тематических стендов с художественной литературой, изготовление пособия для дидактической игры «Угадай профессию». Изучение методической литературы по теме«Ранняя профориентация старших дошкольников посредством чтения художественной литературы». Пошив одежды куклам в кукольный уголок по различным профессиям: медсестра, балерина, военный, космонавт. Изготовление пособия к дидактической игре «Все профессии важны».
Словарная работа: профессия, повар, летчик, полицейский, пожарный, летчик, столяр, спасатель, библиотекарь, экскаваторщик, почтальон, оператор.
Самостоятельная деятельность детей:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментирование.
Ожидаемые результаты:
В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
В сфере представлений:способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.
В сфере опыта и нравственных установок: положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий.
Предварительная работа с детьми
Чтение художественной литературы:
- С.Маршак. Откуда стол пришел.
- К.Ушинский. Стол и стул.
- И.Токмакова. Скоро в школу.
- С.Михалков. А что у вас?
- Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица.
- С.Маршак. Почта. Пожар.
- С.Маршак. Как печатали книгу.
- В.Маяковский. Кем быть?
- Е.Пермяк. Для чего руки нужны.
- Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла.
- К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо.
- К.ЧуковскийАйболит.
- В.Тюрин. Кто главный на корабле?
- А.Барто. Штукатуры.
- С.Маршак. Пограничник.
- Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике.
- Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.
- Заучивание стихотворения С. Михалкова «А у вас?»
- Наблюдение за работой дворника, водителями транспорта, работой повара.
- Экскурсия на кухню в детском саду, в методический кабинет, в кабинет старшей медицинской сестры.
- Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, связанных с профессиями людей.
Проведены НОД:
- «Кто работает в детском саду?»
- «Как я помогаю маме»
- «Пожарная безопасность»
- Презентации
- «Кем работают мои родители»
- «Умные машины»
- «Скорая помощь»
- «Мой дедушка пожарный»
- «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (женские профессии)
- «Мы идем в магазин»
- «Кто работает в банке?»
- Проведены сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Мы идем в кафе», «Поликлиника», «Кто работает в театре?», «Мы идем в музей».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, недавно я получила посылку от своих друзей. Я пошла на почту, и почтальон выдал мне огромную коробку. Мои друзья сказали, что это сюрприз для ребят, для вас. Давайте посмотрим, что в ней.
- О, да в ней книги. Книги и портреты писателей. Посмотрите, как много книг. Да это целая библиотека. Давайте все книги расставим на стеллажи, и у нас получится настоящая библиотека. Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну книг, библиотеку. А чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным. Надо взять с собой отличное настроение. Посмотрите другу на друга, улыбнитесь. А теперь потрите свои ладошки. Быстро-быстро. Молодцы! Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, тепло сердца и души. Это мы так передаем тепло и доброту друг другу. Наше путешествие начинается.
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
В библиотеке нас встречает библиотекарь. Он прекрасно знает, какие книги в библиотеке, кто их написал, о чем они. Вот смотрите портрет. Кто это?
Дети: Самуил Яковлевич Маршак.
Самуил Яковлевич Маршак
Был по жизни весельчак.
Писал стихи он для детей
Про добрых, сказочных зверей.
Про белочек, про зайчиков
Про девочек и мальчиков.
Воспитатель: Ребята, какие произведения С.Я. Маршака вы знаете?
Дети: «Пожар», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый», «Почта», «Пограничник», «Откуда стол пришел?, «Круглый год»».
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти замечательные книги вам знакомы. Обратите внимание на вот эти книги. («Пожар», «Почта», Пограничник», «Откуда стол пришел?») И объединяет их то, что в них рассказывается о разных профессиях. Вмире профессий тысячи. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, т. е. получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком в обществе, быть полезным стране.Вспомним, о чем произведение С.Я.Маршака «Пожар».
Дети вспоминают, о чем стихотворение. (в нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом).
Воспитатель: Правильно, ребята.Пожар — это очень опасно, все может закончиться очень трагически, и на помощь всегда приходят пожарные. Очень почетная и важная профессия. Пожарный спасает людей из огня, тушит пожар. Я вам загадаю загадки (по пожарной тематике), а вы попытайтесь их отгадать.
- Чтобы не было огня,
Не играйте вы в меня,
Я огня сестричка,
Маленькая …(спичка)
- Кто меня не бережется,
Тот скоро обожжется.(огонь)
- Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет.(пожар)
- При пожаре не сидим,
Набираем …(01)
- Дым увидел – не зевай,
Нас скорее вызывай.(пожарные)
Ребенок:А вот интересная книга «Почта». Я очень люблю это произведение. «Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне…» Это мое любимое стихотворение. В нем рассказывается о путешествии письма, которое путешествовало по всему миру. И важная профессия – это почтальон.
Ребенок: Когда я вырасту, то стану пограничником, как в стихотворении С.Я.Маршака «Пограничник».
Ребенок: Мне нравится стихотворение «Откуда стол пришел». Интересная работа у столяра. Как изготовить мебель, отремонтировать, порадовать людей красотой деревянной мебели.
Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы. У С.Я Маршака много интересных произведений, очень интересных и познавательных.
Воспитатель: Ребята, угадайте вот это произведение
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
Внашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Ребенок: Это «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака. Стихотворение о молодом человеке, который спас ребенка на пожаре. Он совершил настоящий подвиг – спас человека. Он скромный, спас ребенка и исчез, и в стихотворении его все ищут, чтобы отблагодарить за спасение ребенка, но не могут найти.
Воспитатель: Да, это героический поступок. Если бы он промедлил минуту, другую, то могло бы произойти непоправимое несчастье. Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем.
А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? Это геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок — это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным?
Ответы детей.
Ребенок:А вот портрет С.В.Михалкова.
Ребенок: Мне нравится его стихотворение «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Воспитатель: Стихотворение С.Михалкова «А у вас?» любят многие дети, потому что оно о наших любимых мамочках.
Звучит мелодия «Мама – первое слово». Музыкальная разминка.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение «А у вас?». Дети читают по ролям.
Воспитатель: Давайте ребята, вспомним, каким профессиями владели мамочки ребят.Ребята, мы с вами разобрались, о чем это стихотворение? А как можно передать настроение этого стихотворения?
Я приготовила для вас волшебный шарик, куда мы можем вложить настроение этого стихотворения, будем передавать шарик и называть профессии мамочек из произведения.
Дети отвечают, перечисляют профессии.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот интересное произведение «Дядя Степа». Кто вспомнит, какая профессия была у дяди Степы?
Дети: Милиционер.
Воспитатель: Раньше людей, работающих в полиции, называли милиционером, а теперь полицейский. Полицейский всегда стоит на охране порядка, ловит преступников, помогает найти людей. Очень почетная профессия, важная.
Воспитатель: Обратите внимание на книги, которые стоят вот на этой стойке. Они вам тоже знакомы. Расскажите, какие книги вам знакомы.
Дети:
- К.И.Чуковский «Доктор Айболит»;
- С.Я.Маршак «Как печатали книгу»;
- И.Токмакова «Скоро в школу»;
- Б.Заходер «Портниха», «Строитель»;
- В.В.Маяковский «Кем быть?».
- Д.Родари «Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?»
Воспитатель: Замечательно, прекрасно, что вы знаете все эти произведения. Умнички! Посмотрите в коробке еще одна коробка. Что там? Интересно…
Ребята, так здесь инструменты и принадлежности разных профессий.
Проводится развивающая игра «Назови профессию».
Воспитатель: Очень хорошо. Книга расширяет представление о мире, знакомит нас с различными вещами, природой, учит нас быть добрыми и отзывчивыми. Все книги, которые мы сегодня рассматривали, объединяет одна тема. Тема – профессии людей. В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».Все профессии, о которых мы сегодня говорили, очень важны и нужны всем людям.
Воспитатель: - О какой профессии вы мечтаете? Кем хотите быть? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:Я надеюсь, когда вы вырастите, выберите профессию по душе. Будете приносить пользу своей стране, людям, своим близким и родным.
Воспитатель: Ребята, здесь еще один сюрприз для вас. Книги в подарок. Любите, берегите книги, и вы многое узнаете, станете умными и добрыми детьми.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. -1978. - № 10. с.56–63.
5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К.П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на проект по социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию по теме: «Путешествие ёлочной игрушки»
презентация...
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...
ООД по познавательно - речевому развитию на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"
Организованная образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в средней группе на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"...
Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".
Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий»...
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Путешествие по русским народным сказкам» в первой младшей группе общеразвивающей направленности
Цель: обобщение знаний детей о сказках.Образовательные задачи: ...
Квест – игра по познавательному развитию на тему: «Космические помощники» с использованием технологий: обучение в сотрудничестве (для детей подготовительной группы)
Квест – игра по познавательному развитиюна тему: «Космические помощники»с использованием технологий: обучение в сотрудничестве(для детей подготовительной группы)...
.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...