СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.
материал (средняя группа)

Фомина Ирина Владимировна

Опыт работы по социализации воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы23.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ –

 ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.

Фомина Ирина Владимировна

воспитатель

МБДОУ № 56 г. Апатиты

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников. Ребенку необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений. Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение.

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно- ценностной ориентаций.

Педагог в детском саду призван помочь ребенку, направив его в нужное русло. Здесь важно не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. 

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим, что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре.

Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.

Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:

1.Создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социально-нравственного развития детей.

2.Формировать  у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире через игровую деятельность.

3.Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми, вести и поддерживать диалог, развивать речевую активность.

4.Воспитывать социальные чувства: эмоциональную отзывчивость, сопереживание, активную жизненную позицию, моральные и нравственные ценности,

5.Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития в группе создана благоприятная, комфортная предметно-развивающая среда, способствующая развитию его индивидуальности, творчества.

Для каждой игровой зоны характерно своё наполнение: оборудованы игровые уголки:  в которых находится разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель. «Салон красоты», где дети могут попробовать себя в роли парикмахера, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Доктор», «Автомастерская» (наборы инструментов, строительный материал).

Чтобы разнообразить игровую деятельность регулярно обновляю уголки новым разнообразным  игровым материалом, предметами-заместителями, что создаёт основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.

В уголке ряженья есть не только наряды, костюмы, но и отдельные детали, символизирующие ту или иную роль (шапочки, воротнички, повязки, маски и т.д.). Имеются разные виды театра (магнитные, пальчиковые, би-ба-бо, фланелеграф, настольные и т. д.).

В игровой зоне представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, настольно-печатные игры, шнуровки, напольные и настольные игры, пазлы, домино, лото, мольберт (с учётом возраста детей).

Всё игровое оборудование доступно детям. Гибкость и трансформируемость в использовании пространства позволяет решить проблемы, связанные с дефицитом площади. Дети свободно могут передвигать столы, стулья; игровые материалы «Магазин», «Доктор»- мобильны, «Кухня» и  «Парикмахерская» находятся рядом, чтобы можно было объединять их в любой момент в один сюжет.

В уголке книги проходят периодические выставки тематических произведений, картин, иллюстраций способствующие  развитию словотворчества у детей, общению друг с другом, познанию окружающего.

Мини-лаборатория является часть уголка природы, в котором имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.); настольно-печатные и дидактические игры, позволяющие познакомить ребенка с окружающим миром, природой, безопасным поведением.

Игры и игровые ситуации – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников, в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность.

Эффективным приемом работы при формировании у детей положительных моральных качеств, умения вести диалог, общаться со сверстниками является театрализованные игры, разные игровые ситуации, игры- драматизации. Так при разыгрывании сюжетов из сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» - дети видят, что зло наказуемо; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить.Через сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» - учатся слушаться родителей.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа.Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

При организации дидактических игр воспитываю в детях отзывчивость, развиваю умение общаться со сверстниками, понимать игровую задачу, слушать и слышать друг друга – все это способствует социально- личностному развитию ребенка,

Такие игры как «Назови ласково», «Моя любимая игрушка», «Перевоплощение», «Подарок другу» - способствуют снятию негативных переживаний, развивают коммуникативные навыки, слуховое восприятие.

Сюжетно-ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. Например: «Как поступить», «Поможем кукле Кате встретить гостей», «Кого можно встретить в лесу», «Загорелся кошкин дом» и т. п.  В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

   Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями, ведь существенное значение в накоплении социального опыта имеет семья. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В работе с семьей с целью повышения их роли в социализации личности ребенка использую разные формы работы. Были проведены творческие проекты «Мы опрятны, аккуратны, всем смотреть на нас приятно!», «Моя семья – моя опора», «Приди, весна, с радостью!», «Спешите делать добрые дела» где приоритетной задачей ставилась содействие семьи в создании и обеспечении условий социально-личностного развития ребёнка.

В рамках проектов совместно с родителями были проведены выставки творческих работ «Мамин день», «День защитника», «Мои добрые дела», «Весна-красна», «Пасхальное чудо», изготовлены и развешаны на территории детского сада кормушки для птиц, собран корм в приют для бездомных животных. Для ознакомления ребенка с окружением своей семьи были изготовлены гербы и родословные каждой семьи. Для повышения родительской компетентности были подготовлены консультации и буклеты: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народными праздниками», «Кризис трех лет», «Чтобы ребенок рос общительным», «Игра в семейном воспитании» ит. п., и проведены следующие методические мероприятия для родителей: родительские собрания: «Возрастные особенности ребенка 3-4 лет», «Развиваем речь детей», «Игра - основной вид деятельности дошкольника», «Чему мы научились за год».
Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе. Ни один человек не рождается готовым членом общества. Самый короткий путь прохождения социализации в детском саду – это путь через игру. Она делает их активными участниками жизни общества; они участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых через игровую деятельность: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...

Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.

Нравственность -  это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...

Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка

С данной презентацией я выступала на городском мероприятии в рамках методического сопровождения ФГОС дошкольного образования, на городской педагогической мастерской «Современные подходы и направ...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...