Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины
статья (подготовительная группа)

Мухьянова Надежда Михайловна

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

«Мы должны строить

свое будущее

на прочном фундаменте.

И такой фундамент – патриотизм!»        

В.В. Путин

                            Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС Д/О является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

                     Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние  десятилетия,                     привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - становятся актуальными  и в настоящее время.

         Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания.

        Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что воспитывать патриотизм у детей надо с дошкольного возраста.

                   Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет дошкольное образование одним из уровней общего образования, а именно первым его уровнем.  Это значит, что дошкольное образование – не просто часть общего образования, это его основа. Чем полнее ребенок переживает дошкольное детство, тем успешнее он проявит себя в дальнейшем: в школе, других учебных заведениях, в жизни.  Всё, что усвоено в период дошкольного детства у ребенка, оказывается особенно прочным и является в полном смысле фундаментом его развития.

         Именно поэтому в работе со своими воспитанниками важную роль я отвожу   теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины».

                   Изучив  современные технологии и парциальные программы по гражданско-патриотическому воспитанию, такие как: Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина», Новицкая М.Ю. «Наследие», я с коллегами  разработала модифицированную программу «Растим патриотов с детства», основная цель которой:  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В соответствии с  этой программой организация духовно-нравственного развития дошкольников  осуществляется по следующим направлениям: «Я люблю свой детский сад», «Я и моя семья», «Улицами родного района», «Мой любимый город», «Наша Родина – Россия», «Я, ты, он, она, вместе – дружная семья», «Из беды любой нас выручат с тобой», «Богатырская наша сила», «Моя мама - лучше всех», «Путешествие в космос», «Спасибо деду за Великую Победу!»

    Данные направления реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, не только воспитывая в детях патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В работе с детьми по знакомству с родным городом и районом  широко использую такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрациям и слайдам невозможно. Дети должны, прежде всего, знать район, в котором они живут, видеть красоту  улиц  города. Мы учим детей наблюдать, видеть всё, что создается руками людей, уметь восхищаться их трудом, ценить и беречь то, что нас окружает. После таких экскурсий оформляются альбомы с рассказами детей, фотографиями, детскими рисунками, эти альбомы хранятся в патриотическом уголке группы.

   В патриотическом уголке дети могут познакомиться с картой и символикой страны, города, фотографиями, книгами и альбомами о культуре, истории, традициях народов, живущих в нашей республике: «Наша дружная семья», «Государственная символика России»,   «Богатыри Земли русской», «Всё о космосе», «Служу России», «Мой любимый город». Там же можно увидеть дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. Ко Дню Победы уголки пополняются книгами и альбомами о Великой Отечественной войне, организуется фотовыставка «Эшелон памяти» и выставка детских рисунков на тему «Салют Победы»

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. В нашей группе сотрудничество с семьей осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребенка, составления семейных альбомов, проведения совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывает у воспитанников сильные эмоции, заставляет сопереживать. Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций, что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства. Яркими  мероприятиями с участием родителей можно назвать и такие как: фотовыставки «Фото в парке», «От улыбки станет мир светлей», акции: «Подари тепло», «Бессмертный полк», «Неделя добра», «Сохраним дерево» и мн. др.

Силами педагогов, воспитанников и их родителей в группе был создан мини-музей «Русская горница». Это предоставило дополнительную  возможность  для приобщения детей и развития у них  интереса к обычаям русского народа, воспитания любви и уважения к своему Отечеству, развития речевой культуры с помощью поговорок,  пословиц, прибауток, загадок, подвижных и хороводных народных игр. 

В мини-музее  создана  атмосфера национального быта. Здесь дети слушают рассказы об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней, изучают народные традиции, обычаи  гостеприимства. Знакомство детей проходит как через специально организованные занятия, так и в форме игр и экскурсий. С детьми разучиваются потешки, прибаутки, игры. Дошкольники имеют возможность действенно познавать предметы  быта, изделия народных промыслов.

Особую значимость для ребят имеет реализация таких направлений программы как: «Из беды любой нас выручат с тобой»,  «Богатырская наша сила», когда дети знакомятся с  родами войск, разучивают песни, стихи об армии, изготавливают элементы военной формы: береты, погоны, галстуки, оформляют дидактические игры: «Оружие России, оружие древней Руси», организуются такие выставки как: «Наша армия сильна», «Мой папа солдат» и др. Дошколята очень любят состязаться в силе и выносливости в игре «Зарничка», «Донеси пакет до назначения», в игре-викторине «Оружие России, Древней Руси».

Хочется верить, что проводимая мной работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников  и есть тот прочный фундамент, на котором мы строим своё будущее, и  что ростки гражданственности и патриотизма, заложенные  в детском саду, продолжат свой рост  в  школьные годы и останутся в душах моих воспитанников на всю жизнь.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...