Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка
презентация к уроку (подготовительная группа)
С данной презентацией я выступала на городском мероприятии в рамках методического сопровождения ФГОС дошкольного образования, на городской педагогической мастерской «Современные подходы и направления в реализации краеведческого компонента в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений». Тема моего выступления: «Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.98 МБ |
![]() | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников продиктована потребностью российского общества. Актуальность проблемы выражается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, наше общество в современной России претерпевает духовный кризис. Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),17.10.2013., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»2009., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».
Цель нравственно-патриотического воспитания: воспитание гражданина и патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, памятники, природу, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Акцент на оптимизацию работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, наполнение её новым содержанием и изменением форм организации педагогического процесса. Этому способствуют различные направления образовательной работы , которые позволяют наиболее эффективно использовать средства краеведения по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. 1. Тематическое планирование. 2. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности. 4. Взаимодействие с семьей.
Проект «Моя семья» Проектная деятельность
Проект «Каша- кормилица наша»
Проект «От зёрнышка, до хлебушка»
Проект «Защитники Родины»
Проект «Россия - моя страна »
Мини-музеи в группе Мини-музей «Чудо земли- хлеб» Мини-музей «Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.» Мини-музей «Мамы-рукодельницы»
Мини-музей «Вещи с фронта»
Акции Берегите воду на планете Берегите птиц нашего края Мы за мир на Земле Помоги собрать корм для бездомных животных в приют города Новосибирска
70-летие Великой Победы Парад Литературный конкурс Поздравление ветеранов Возложение гирлянды к памятнику Б. Богаткова Посылка ветеранам. Посещение ветеранов на дому
День космонавтики
Опытно- экспериментальная деятельность
Трудовой десант
Экскурсия на монумент славы
Экскурсия в музей Г.У. МЧС России по Новосибирской области
Экскурсия в краеведческий музей НГПУ
Экскурсия в музей сказок «Тридевятое государство»
Экскурсия в планетарий г.Новосибирска
Вывод Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств, и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. Россия! Россия! Моя страна, Самая лучшая Для меня она. Мой город и улица, Даже семья – Всё это Россия, Отчизна моя! Я весел и счастлив, Я в садик хожу, Хороших и верных Друзей нахожу. Спасибо, Россия, За мир на земле! Поклон самый низкий Шлю я тебе!
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего выступления:
Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка.
К. Симонов в своем стихотворении «Родина» написал
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…»
К.Симонов
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников продиктована потребностью российского общества.
Актуальность проблемы выражается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, наше общество в современной России претерпевает духовный кризис.
Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации, которые представлены на слайде: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),17.10.2013., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»2009., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».
В последние годы идет переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. Одним из приоритетных направлений стало краеведение -
Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного города, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель нравственно-патриотического воспитания: воспитание гражданина и патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, памятники, природу, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Результаты исследования показали необходимость оптимизации работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием и изменением форм организации педагогического процесса.
Вместе с тем данная проблема обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Этому способствуют различные направления образовательной работы, которые позволяют наиболее эффективно использовать средства краеведения по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
1. Тематическое планирование.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.
4. Взаимодействие с семьей.
Работа ведётся в порядке нарастающей сложности:
ребёнок семья детский сад город страна
Это очень важные составляющие, без которых работа по патриотическому воспитанию будет неэффективна.
Я хочу поделиться своим опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию и рассказать о формах организации педагогического процесса средствами краеведения. Современные формы работы очень многообразны. (Формы на слайде)
Богатый диапазон в сфере краеведения представляет проектная деятельность.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.
Проект «Моя семья»
У детей обогатились представления о семье, членах своей семьи; сформировались представления о социальных понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”.
Проект «Каша-кормилица наша»
позволил детям пробудить интерес к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем; познакомиться с историей каши на Руси и понять, что каша - очень древнее и полезное кушанье; дети узнали какая каша приходит с полей Новосибирской области; у детей обогатились знания социальных понятий: семья, Родина, Россия, Русь.
Проект «От зёрнышка до хлебушка»
Ребята узнали как выращивают хлеб на полях, о том, что наша НСО славится выращиванием богатых урожаев хлеба. Дети познакомились с профессиями: земледелец, механизатор, тракторист, комбайнер, пекарь и др. Дети познакомились с мельницей, русской печью, научились различать виды злаковых культур и виды хлебобулочных изделий.
Проект «Защитники Родины»
расширил кругозор детей о видах войск, боевой технике, о героях- новосибирцах, о памятниках родного города и улицах. Дети рассказывали о своих прадедушках- героях, воевавших в В.О. войну, защищающих свою Родину.
Проект «Россия – моя страна».(4 декабря 2011)
познакомил детей с символикой нашей страны и города Новосибирска, с достопримечательностями родного города и улицами. Это так заинтересовало детей, что мы с ребятами изготовили герб нашей группы. Данный проект дал детям понять такой сложный политический процесс, как выборы в государственную думу Российской Федерации. Дети вместе с родителями ходили голосовать, приносили фотографии, затем мы делали баннер с фотографиями и стихами. Чтобы понять, как голосуют взрослые, в группе мы провели выборы времен года. Дети поняли, что когда они вырастут, то обязательно должны принимать участие в выборах. Хочется прочитать маленький кусочек стихотворения семьи Трифоновых:
Чтоб России процветать,
Людям нужно выбирать,
И на выборы ходить –
Верить: будем лучше жить!
Когда я вырасту
И стану изобретателем,
На выборы пойду
Вполне сознательно.
Знаю точно я, друзья,
Точка зрения важна моя!
Несомненно, что такая совместная работа педагогов, родителей и детей наложит положительный отпечаток на детские души.
Мини-музеи
В группе я организовываю различные мини-музеи «Путешествие в прошлое электроприборов», «Чудо земли –хлеб», «Мамы рукодельницы» и др. Для музея «Путешествие в прошлое» вместе с детьми и родителями искали старинные вещи по всем знакомым города Новосибирска и даже по деревням. Нам удалось найти для нашего музея: старинную печатную машинку, весы, прялку, фонарь, фильмоскоп, утюг, самовар, радио, фотоаппарат.
Мини- музей «Чудо земли –хлеб» вместе с родителями создали в русско-народных традициях. Родители представили различную выпечку, был и пряничный домик, и расписные куличи… Дети научились беречь и ценить хлеб - достояние нашего города и страны.
Неизгладимое впечатление на детей оказал музей «Вещи с фронта». Наши родители специально ездили в Куйбышевский район, Ордынский район, в село Северное, в те места, где проживали их родственники. Были собраны уникальные вещи: армейский котелок; солдатская фляжка, пробитая пулей; сумка-планшет, плащ-палатка, керосиновая лампа, ордена, медали и пожелтевшее письмо с фронта. Когда я читала детям письмо, одна девочка заплакала… Все усилия окупились сполна… Всё это - ради детской слезинки, ради проникновения в детские души гордости за наших героев, за наш край.
В нашем детском саду часто проходят различные акции: «Берегите воду на планете», «Берегите птиц нашего города», «Мы за мир на земле». Дети рисуют плакаты и мы развешиваем их близь лежащих домов. Недавно у нас была проведена акция «Помоги собрать корм для бездомных животных в приют г.Новосибирска».Было собрано очень много корма. Таким образом, дети чувствуют свою значимость в жизни нашего города, чувствуют, что их помощь нужна животным города Новосибирска.
Недавно наша страна отмечала 70-летие Великой Победы. У нас в ДОУ был организован парад строя и песни, прошёл литературный конкурс, прошла оживлённая встреча с ветеранами с интересной беседой и выступлениями детей. С ребятами мы готовили подарки ветеранам, а так же изготавливали гвоздики для большой гирлянды, которую впоследствии вместе с родителями возложили к памятнику Борису Богаткову. А ещё мы с ребятами и родителями собрали посылку ветерану – бабушке Кресс Наташи и поздравили её на дому.
Замечательные вехи истории нашей страны отражаются в празднике «День космонавтики». Что может быть чудесней, как запустить ракету в небо, посоревноваться в знаниях о космосе с командами детей из других групп, на развлечении встретиться с инопланетянами, создать выставку рисунков и поделок.
Велика роль опытно-экспериментальной деятельности. Дети знакомятся с полезными ископаемыми нашей местности и их использовании в жизни людей. Дети приобретают практический опыт в жизни растений, свойств воды, почвы и многое другое.
Облагораживание детского сада, субботники воспитывают в детях трудолюбие и чувство сопричастности во благо родного города.
Экскурсии являются лучшей формой работы с дошкольниками по нравственно- патриотическому воспитанию. Они вызывают чувство гордости и уважения за свой народ, за Родину, за место, где он родился. Монумент Славы… Это святое место, где каждый человек чувствует огромную благодарность погибшим воинам-новосибирцам за Великую Победу!
Экскурсия в музей Г.У. МЧС России по Новосибирской области. На действующих макетах ребята познакомились с видами пожарной автоматики, со всей противопожарной системой Н.С.О., обеспечивающей безопасность людей.
Экскурсия в краеведческий музей НГПУ. Здесь ребята познакомились с бытом наших предков, с интереснейшими находками прошлого.
Экскурсия в музей сказок «Тридевятое царство», где дети окунулись в мир сказок и сами приняли участие в театрализованных представлениях, навеянных национальными русскими традициями.
Экскурсия в планетарий г. Новосибирска вызывает у детей гордость за наш город- научную столицу Сибири, ведь это самый крупный астрофизический центр за Уралом.
Дети получили возможность понаблюдать за звёздным небом, посмотреть объёмные изображения, очутиться в космосе.
Можно ещё очень много рассказывать о разнообразных формах и видах деятельности: конкурсах, выставках, газетах, играх, инсценировках, чтении, слушании музыки, рассматривании картин природы, продуктивной деятельности и о многом другом. Эта малая толика того, чем я смогла с вами сегодня поделиться.
Применяя различный спектр форм и взаимодействий с детьми, а также и с родителями, мы оптимизируем работу по нравственно-патриотическому воспитанию, наполняем души и сердца наших маленьких патриотов любовью к своей малой Родине и нашей стране.
Вывод
Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств, и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что наша работа, работа педагогов-дошкольников вносит первостепенный огромный вклад в становление личности ребёнка, патриота, гражданина своей страны.
Мы, первые педагоги, которые должны привить детям чувство любви и привязанности к родному краю и научить гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!
Своё выступление я хочу закончить стихами, которые сочинялись вместе с детьми подготовительной группы. Конечно, я их немного отшлифовала, но смысл и рифму помогли найти дети.
Россия! Россия!
Моя страна,
Самая лучшая
Для меня она.
Мой город и улица,
Даже семья –
Всё это Россия,
Отчизна моя!
Я весел и счастлив,
Я в садик хожу,
Хороших и верных
Друзей нахожу.
Спасибо, Россия,
За мир на земле!
Поклон самый низкий
Шлю я тебе!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-910788-1694452090.jpg)
Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-910788-1694452090.jpg)
Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.
Нравственность - это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-254562-1368983382.jpg)
Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.
Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-773073-1475647256.jpg)
Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/07/picture-1529812-1723028894.jpg)
.Научно-практический семинар-практикум «Оптимизация физического развития дошкольников через нравственно-патриотическое воспитние» Выступление на тему «Формирование военно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста».
В наше время к проблеме военно-патриотического воспитания подрастающего поколения активно привлекается система дошкольного образования, имеющая огромный потенциал для формирования и развития ли...