редварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Таким образом, главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети второй группы раннего возраста только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
Младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.
Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
Формирование навыка нравственной оценки произведения.
Развитие способности к сопереживанию героям.
В старшей группе список задач расширяется:
Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
К задачам подготовительной группы относятся:
Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
Развитие у дошкольников чувства юмора.
Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению детей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать - какие приёмы и методы можно использовать, определить тип занятия.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание (пересказ) воспитателя. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения и возраста слушателей).