Консультация для воспитателей на тему: «Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте»
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Мангушева Венера Шамильевна

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей на тему:

«Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте»

                     

Подготовила: Мангушева  В.Ш.,

воспитатель первой

квалифицированной категории МБДОУ № 59 г. Салавата

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старших группах необходимо обращать внимание детей на образность, выразительность языка, на умение писателя нарисовать образ героя зримо, выпукло, на зависимость заглавия от содержания художественного текста. Дошкольников учат вслушиваться в диалоги литературных героев, самим находить точные, меткие слова.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных возрастных особенностей эстетического восприятия.

Педагоги должны знакомить детей с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведения, уловить наиболее яркие примеры образности языка.

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть – уметь передавать близко к тексту. Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре – драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач – формировать самостоятельность детей в художественно – речевой и театрально – игровой деятельности, использования литературы вне занятий, развивать их творческие способности. Дети старшего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действенности художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....

Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Ознакомление  с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"...

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ....

конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста р.н.с. "Лиса и журавль"

Вы можете ознакомиться с конспектом занятия по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: ознакомление с русской народной сказкой "Лиса и жу...