Отчет по самообразованию на тему: « Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан» 2022-2023 учебный год
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Отчет по самообразованию
на тему:
« Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан»
2022-2023 учебный год
Воспитатаель:
Ахунова А. З.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?
Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта
человечества. В современном мире народное творчество, к великой радости,
находится под пристальным вниманием воспитателей, педагогов дополнительного образования. Не стоит говорить о том, что часто представления детей о башкирской национальной культуре отрывочны, расплывчаты. Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт возможности показать самобытность башкирской культуры, самодостаточность башкирского народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов башкирского народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках, закличках.
Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным
смыслом, мы заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в самостоятельной деятельности.
То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше. Интересно увидеть в действии юрту, покачать в зыбке куклу, положить в сундук игрушки, сделать самому куклу-закрутку.
Тема над которой я работаю по самообразованию, называется «Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан».
Основной целью является: формирование у детей дошкольного возраста
ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-
исторических традициях башкирского народа.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
разработать и внедрить программу по данной теме;
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
формирование духовно нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, селу, культурному наследию своего
народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного
края;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного
отношения.
Я считаю, что у ребёнка с ранних лет нужно воспитывать эмоционально-
положительное отношение к любимому уголку земли, к тому месту, где он родился, к своей малой родине. Именно с неё начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром говорят в народе: Где родился - там и пригодился!
Поэтому я решила, что начиная работу с детьми по выбранному направлению,необходимо:
- создать «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес,
помогающие воспитать любознательность ребёнка; эти предметы должны отражать быт башкирского народа и их необходимо постоянно обновлять, пополнять.
- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время, сказки и
песенки, хороводы и игры, народные приметы, традиции и обряды; предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности
- необходимо знакомить детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки - заклички, разучивать с детьми народные танцы,
Чтобы порадовать детей, вызвать интерес к познанию башкирского быта и
культуры мы решила в группе создать мини - уголок. Экспонаты
постоянно пополняются. В нём собраны самые разные экспонаты:
предметы утвари и обихода старины, башкирский национальный костюм,
образцы башкирского народного творчества, , вышивки, которые
показывают талант и умение наших бабушек. Благодаря чему дети могут окунуться в атмосферу старинного башкирского быта.
В уголке , где дети поближе могут рассмотреть герб, флаг Башкортостана Познакомиться с гимном Башкортостана.
В процессе прогулок, экскурсий воспитанники знакомятся с растительным и
животным миром своей малой Родины.
Дети с удовольствием посетили библиотеку, музей . Где собраны сборники сказок, старинная утварь, посуда.
Дошкольники при помощи аппликации, лепки, конструирования, постигают
умения наших предков, и все это происходит на уровне воспроизводящего
творчества.
И, конечно, Башкирия – песенный край. Дети с большим удовольствием и желанием знакомятся с народной музыкой, пословицами, поговорками, отгадывают загадки, исполняют песни.
Активно принимают участие в народных играх и башкирских народных
праздниках, играют на народных музыкальных инструментах. Народные пляски, хороводы, развивают у детей чувства, черты характера, которые связывают их со своим народом.
В начале работы был составлен план работы по воспитанию любви к родному краю. В котором дети знакомятся с историей Башкортостана , с улицами, достопримечательностями, историческими местами и главными людьми прославившими наш край, которыми мы гордимся.
Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её
очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.
И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края,
какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем
гордиться, за что любить свою маленькую Родину.
Результатами проведенной работы являются:
- дети знают содержание сказок, былин, примет, пословиц
- знают историю башкирского костюма
- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками
- узнают предметы башкирского народного прикладного искусства
- узнают башкирские народные инструменты и умеют играть на некоторых их них
- используют фольклор в повседневной разговорной речи
- имеют навыки исполнения народных танцев
Свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться, что они живут в такой замечательной Республике Башкортостан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции,национальные праздники народов республики Башкортостан
Традиции народов республики Башкортостан( башкир, татар, русских, удмуртов)...
Сценарий спортивной квест игры для старшего возраста "В поисках Шалунишки в сказках народов республики Башкортостан"
В материале предложен сценарий спортивного развлечения для старшей группы с повторением народных сказок Республики Башкортостан. Квест-игра закрепляет основные движения: прыжки, подлезание, повторяет ...
Игрушки народа Республики Башкортостан
Игрушки народа Республики Башкортостан для развлечения и развития детей, отражающие особенности национальной культуры, образа жизни и повседневного быта....
Проект «Музейная педагогика как средство познания истории культуры народов Республики Башкортостан»
Музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста. Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и р...
сценарий "Танцы народов Республики Башкортостан"
Сценарий "Танцы Народов Республики Башкортостан" Цель: приобщать детей к культуре народов РБ, вызвать интерес к народным танцам. Формировать у детей дошкольного возраста чувство л...
Проект «Народные игры народов Республики Башкортостан»
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Народные игры имеют многовековую историю, они сох...