Отчет по самообразованию на тему: « Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан» 2022-2023 учебный год
методическая разработка (средняя группа)

Ахунова Альфия Загирьяновна

Самообразование 2022-2023 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobr.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район РБ

 Отчет по  самообразованию

 на тему:

 « Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан»

2022-2023 учебный год

 Воспитатаель:

Ахунова А. З.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?

Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта

человечества. В современном мире народное творчество, к великой радости,

находится под пристальным вниманием воспитателей, педагогов дополнительного образования. Не стоит говорить о том, что часто представления детей о  башкирской  национальной культуре отрывочны, расплывчаты. Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт возможности показать самобытность башкирской  культуры, самодостаточность  башкирского  народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов  башкирского народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках, закличках.

Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным

смыслом, мы заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в самостоятельной деятельности.

То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше. Интересно увидеть в действии  юрту, покачать в зыбке куклу, положить  в сундук игрушки, сделать самому куклу-закрутку.

Тема над которой я работаю по самообразованию, называется «Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан».

Основной целью является: формирование у детей дошкольного возраста

ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-

исторических традициях  башкирского народа.

Задачи:

 изучить литературу по данной теме;

 разработать и внедрить программу по данной теме;

 приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

 формирование духовно нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому, семье,  селу, культурному наследию своего

народа;

 формирование духовно-нравственного отношения к природе родного

края;

 воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного

отношения.

Я считаю, что у ребёнка с ранних лет нужно воспитывать эмоционально-

положительное отношение к любимому уголку земли, к тому месту, где он родился, к своей малой родине. Именно с неё начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром говорят в народе: Где родился - там и пригодился!

Поэтому я решила, что начиная работу с детьми по выбранному направлению,необходимо:

- создать «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес,

помогающие воспитать любознательность ребёнка; эти предметы должны отражать быт  башкирского  народа и их необходимо постоянно обновлять, пополнять.

- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время, сказки и

песенки, хороводы и игры, народные приметы, традиции и обряды; предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности

- необходимо знакомить детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки - заклички, разучивать с детьми народные танцы,

Чтобы порадовать детей, вызвать интерес к познанию  башкирского быта и

культуры мы решила в группе создать мини - уголок. Экспонаты

постоянно пополняются. В нём собраны самые разные экспонаты:

предметы утвари и обихода старины,  башкирский национальный костюм,

образцы  башкирского народного творчества, , вышивки, которые

показывают талант и умение наших бабушек. Благодаря чему дети могут окунуться в атмосферу старинного  башкирского быта.

 В уголке , где дети поближе могут рассмотреть герб, флаг  Башкортостана Познакомиться с гимном  Башкортостана.

В процессе прогулок, экскурсий воспитанники знакомятся с растительным и

животным миром своей малой Родины.

Дети с удовольствием посетили библиотеку, музей . Где собраны сборники сказок, старинная утварь, посуда.

Дошкольники при помощи аппликации, лепки, конструирования, постигают

умения наших предков, и все это происходит на уровне воспроизводящего

творчества.

И, конечно, Башкирия – песенный край. Дети с большим удовольствием и желанием знакомятся с народной музыкой, пословицами, поговорками, отгадывают загадки, исполняют песни.

Активно принимают участие в народных играх и  башкирских народных

праздниках, играют на народных музыкальных инструментах. Народные пляски, хороводы, развивают у детей чувства, черты характера, которые связывают их со своим народом.

В начале работы был составлен план работы по воспитанию любви к родному краю. В котором дети знакомятся с историей Башкортостана , с улицами, достопримечательностями, историческими местами и главными людьми прославившими наш край, которыми мы гордимся.

Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её

очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края,

какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем

гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Результатами проведенной работы являются:

- дети знают содержание сказок, былин, примет, пословиц

- знают историю  башкирского костюма

- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками

- узнают предметы башкирского народного прикладного искусства

- узнают  башкирские народные инструменты и умеют играть на некоторых их них

- используют фольклор в повседневной разговорной речи

- имеют навыки исполнения народных танцев

Свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться,  что они живут в такой замечательной  Республике Башкортостан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции,национальные праздники народов республики Башкортостан

Традиции народов республики Башкортостан( башкир, татар, русских,  удмуртов)...

Сценарий спортивной квест игры для старшего возраста "В поисках Шалунишки в сказках народов республики Башкортостан"

В материале предложен сценарий спортивного развлечения для старшей группы с повторением народных сказок Республики Башкортостан. Квест-игра закрепляет основные движения: прыжки, подлезание, повторяет ...

Игрушки народа Республики Башкортостан

Игрушки народа Республики Башкортостан для развлечения и развития детей, отражающие особенности национальной  культуры, образа жизни и повседневного быта....

Проект «Музейная педагогика как средство познания истории культуры народов Республики Башкортостан»

Музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста. Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и р...

сценарий "Танцы народов Республики Башкортостан"

Сценарий "Танцы Народов Республики Башкортостан"  Цель: приобщать детей к культуре народов РБ, вызвать интерес к народным танцам. Формировать у детей дошкольного возраста чувство л...

Проект «Народные игры народов Республики Башкортостан»

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Народные игры имеют многовековую историю, они сох...