Проект «Музейная педагогика как средство познания истории культуры народов Республики Башкортостан»
проект (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Паспорт проекта Цель и задачи проекта Актуальность Проблемы, которые решает музейная педагогика Этапы проекта Ожидаемые результаты Заключение . Паспорт проекта Вид проекта: творческий познавательный, исследовательский, долгосрочный. Срок реализации : 1год с 1.09.2021 по 27.05.2022. Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители, старший воспитатель. База реализации : МАДОУ детский сад № 14 Ласточка (корпус 2)
Цель проекта: Создание условий для изучения истории развития родного края. Воспитывать патриотическую личность, через активное участие в многообразной деятельности мини - музея. Задачи проекта: расширять представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре и традициях родного края; приобщать к мини - музею и музейной культуре с дошкольного возраста. развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности; обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку. реализовать направление «Музейная педагогика» с инновационным содержанием ФГОС ДО. воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.
Актуальность проекта Музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста. Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и рода. И уж совсем мало, кому известна история своего края, своей малой родины, а ведь «человек должен ощущать себя внутри веков и тысячелетий…». Понятие «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится родной дом, сад, т.е. с конкретным местом, где живут ребята. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства детей. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Знакомство детей с ценностями духовной и материальной культуры, обычаями и традициями народов родного края, поможет формированию общего представления о народной культуре, научит ценить и любить народную мудрость. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственный мини - музей, пусть и маленький. Важной особенностью мини – музея в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеи не только можно, но и нужно!
Проблемы, которые решает музейная педагогика. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач: -учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; -формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; -формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности; -формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки; -развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; -вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; -развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность. Сущность создания мини - музея состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. Практическая значимость в создании мини - музея заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. Работа в мини - музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Этапы проекта. 1 этап - подготовительный Цель : создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов. 2 этап – практический
3 этап – заключительный Цель : защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта. Ожидаемые результаты Работа с детьми : Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности; Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города и края; Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ); Работа с воспитателями: Разработка конспектов занятий; Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников; Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта; Разработка конспектов занятий досугов ; Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта. Работа с родителями: Повышение интереса к работе ДОУ; Активное участие в конкурсах, выставках; Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Заключение. Таким образом, интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).
Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы. Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Элементы музейной педагогики, как средство познания народной культуры, приобщение к вечным ценностям".
Цель:Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно предметную развивающую среду.Задачи:1. Формирование познавательных интересов.2. Сп...
Традиции,национальные праздники народов республики Башкортостан
Традиции народов республики Башкортостан( башкир, татар, русских, удмуртов)...
Сценарий спортивной квест игры для старшего возраста "В поисках Шалунишки в сказках народов республики Башкортостан"
В материале предложен сценарий спортивного развлечения для старшей группы с повторением народных сказок Республики Башкортостан. Квест-игра закрепляет основные движения: прыжки, подлезание, повторяет ...
Игрушки народа Республики Башкортостан
Игрушки народа Республики Башкортостан для развлечения и развития детей, отражающие особенности национальной культуры, образа жизни и повседневного быта....
сценарий "Танцы народов Республики Башкортостан"
Сценарий "Танцы Народов Республики Башкортостан" Цель: приобщать детей к культуре народов РБ, вызвать интерес к народным танцам. Формировать у детей дошкольного возраста чувство л...
Проект «Народные игры народов Республики Башкортостан»
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Народные игры имеют многовековую историю, они сох...
Отчет по самообразованию на тему: « Знакомство с историей, культурой и фольклором народов Республики Башкортостан» 2022-2023 учебный год
Самообразование 2022-2023 уч.год...