Знакомство с историей русского и татарского народа через фольклор
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 311 комбинированного вида » Московского района г. Казани
Знакомство с историей русского и татарского народа через фольклор.
Сообщение
подготовила:
воспитатель логопедической
группы Сумбулова Е.И.
Казань
2013
В детском фольклоре заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному.
При ознакомлении дошкольников с фольклором необходимо учитывать возрастные особенности восприятия. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с потешек, колыбельных песенок. Их предметы и явления близки и хорошо знакомы детям. Они, как правило, короткие, с легко воспринимающейся рифмой, удобны для заучивания.
В старшем дошкольном возрасте большое место уделяется сказкам. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Народные сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу – глубокую почтительность к родителям, младших к старшим, сострадание к ближнему.
Народные сказки в основном подразделяются на сказки о животных, бытовые и волшебные. Для детей младшего и среднего возраста доступны и понятны, в основном, сказки о животных и бытовые, для старшего возраста интересны волшебные сказки. При знакомстве со сказкой детям следует объяснить, что у каждого народа есть свои сказки, а при чтении обращать внимание на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характера народа. Перед чтением нужно пояснить детям незнакомые слова, которые могут встретиться. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежности одежды народа ( калфак, читек ). Кроме словесного объяснения значения этих слов полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта (посуду с орнаментом, полотенца с вышивкой). Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни народа в далёкие прошлые времена. В процессе ознакомления со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра и фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы ( одежда персонажей, посуда, выполненные по народным мотивам ) вызывают дополнительный интерес к сказке, способствуют наглядному представлению её национального колорита.
При чтении сказок уместно и нужно знакомить детей с пословицами и поговорками. Они доступны в основном детям старшего дошкольного возраста. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Слушая их, ребёнок воспринимает гармонию рифмующихся звуков, богатство родного языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа. Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они могут быть использованы в любой ситуации. Для более полного эмоционального восприятия детьми произведений фольклора, они могут быть включены в программу утренников, праздников и развлечений. Использование татарских и русских народных сказок, малых фольклорных форм приобщают детей к русской и татарской культуре, знакомят с бытом, народным костюмом, закладывают представление о семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...
проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....
Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."
Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."...
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)...
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
Целью данного занятия является воспитание уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране. ...
Организация познавательной деятельности детей через знакомство с историей русского народа.
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человече...
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)...