Культурные практики "Ситуации общения и накопления социально-эмоционального опыта"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Светлана Николаевна Кудрявцева

Перспективное планирование по культурным практикам для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ:

 «СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА»

Актуальность:

Формирование коммуникативных умений - важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным или, наоборот, замкнутым. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.

Для формирования коммуникативных способностей детей целесообразно использовать культурные практики, позволяющие создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Культурная практика «ситуация общения» - это форма общения (специально проектируемая или возникающая спонтанно), основанная на текущих и перспективных интересах ребенка, направленная на демонстрацию им освоенных речевых категорий и коммуникативных умений, его уникального жизненного опыта, для приобретения положительных эмоций при решении возникших проблем.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Ситуации могут быть:

  • реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим),
  • условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов, иллюстраций или сюжетов литературных произведений),
  • имитационно-игровыми.

При организации ситуаций общения педагог:

  • «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка,
  • создает условия для возникновения у ребёнка потребности высказаться,
  • направляет детей во время разговора.

Цель: формирование коммуникативных способностей (умение слушать, понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения). 

Задачи:

  • создать условия для демонстрации детьми умения рассказывать о своем жизненном опыте
  • создать условия для выражения детьми своих чувств, мыслей вербально
  • создать условия для развития умения распознавать чувства и эмоциональное состояние других людей и вербализировать их.
  • создать условия для демонстрации (представления, предъявления) ребенком умения по взаимодействию с другими детьми для улучшения их эмоционального состояния
  • усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания.

Перспективный план ситуаций общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта:

Тема

Цель

Форма работы

Общение между людьми

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим ; употреблять в речи слова «извините», «если можно», «пожалуйста»

Игровое упражнение

«Доскажи доброе слово»

Наша семья

Углублять представление ребенка о семье и ее истории, учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи

Дидактическая игра «Кто ты?»

Уважение к бабушке и дедушке

Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Проигрывание и обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»

Роль отца и матери

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд, воспитывать уважение к ним

Сюжетно ролевая игра «Семья»; рассматривание картин и беседа о профессиях родителей

Хлеб – всему голова

Разъяснить детям как на столе появляется хлеб, воспитывать уважение к хлеборобу

Рассматривание презентации и беседа по ней

Ежедневные обязанности

Приучать детей добросовестно выполнять свои ежедневные обязанности

Художественное творчество детей. Рисование на тему «Мы дежурные»

Труд-основа жизни

Разъяснять детям значимость труда, расширять представления детей о труде взрослых, прививать бережное отношение к тому, что сделано руками человека

Дидактическая игра «Доскажи пословицы про труд», рассматривание сюжетных картинок

В человеке должно быть всё прекрасно

Формировать у детей привычку следить за чистотой, опрятностью, закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде

Решение проблемной ситуации (произведение

К. Чуковского «Мойдодыр»)

Красота в природе

Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь - помоги»

Чтение художественной литературы о родной природе, рассматривание картин русских художников, экскурсия в парк

Защитники девочек 

Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек

Игровое упражнение «Помогаем в беде», беседа

Доставляй людям радость добрыми делами

Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» 

Сообразительность

Учить детей логическому мышлению, развивать внимание и память

Дидактические игры: «Раздели на группы», «Собери логическую цепочку»

Отгадывание загадок

Бережное отношение к книгам

Продолжать знакомить с книгами, обращать внимание на их оформление, на иллюстрации; аккуратно и бережно использовать книги

Ремонт книг

Как быть здоровым?

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье

Беседа о здоровье

Вместе тесно, а врозь скучно

Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение

Решение ситуации: «Вася поссорился с товарищем и ударил своего товарища» 

Каким должен быть друг

Объяснить значение слов «друг», «дружба», выяснить какие качества больше всего ценят дети в своихдрузьях

Словесные игры: «Угадай, кто это?», «Комплемент» 

Как вести себя за столом?

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Сюжетно ролевая игра «Кафе»

Сила дружбы

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу

Беседа о друзьях и дружбе, разучивание песни «Песенка друзей»

Наша Родина-Россия

Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

Рассматривание презентации, беседа

О фантазёрах и лгунишках

Научить детей различать обман и выдумку, фантазию; подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу; развить стремление к правдивости и такту

Чтение художественной литературы, знакомство с пословицами

Учусь прощать

Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый»

Чтение художественной литературы

Музыкальная игра «Помирились»

Здравствуйте

Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости

Подвижная игра «Волшебные слова»

Мы не будем

ссориться

воспитать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать, сформировать представление о дружбе

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Моя малая Родина

Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу.

Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях, выставка рисунков 

За что я умею

отвечать

Развить чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; сформировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки

Составление рассказа по сюжетным картинам

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

Беседа, изготовление коллажа.

Такие разные и такие похожие

Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками

Беседа, подвижная игра «Если весело тебе, то делай так…»

Мы охраняем природу

Рассказать, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле

Знакомство с энциклопедиями о природе

Цветы в жизни человека

Поощрять желание выполнять различные поручения по уходу за растениями в уголке природы

Рассматривание картин о природе; выставка рисунков «Мои любимые цветы», работа в уголке природы.

Почему нельзя дразниться

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремиться объяснить дошкольникам, что тот, кто дразниться, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред

Чтение художественной литературы, беседы

Красная книга

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее

Дидактическая игра «Найдите, что опишу»

Мой родной язык

Развить осознанное отношение к красоте русского языка; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

Познакомить с пословицами и поговорками, игровое упражнение «Исправь ошибку», чтение художественной литературы

//img.konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2016/11/word-image-7.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально - эмоциональному развитию " Путешествие в страну "Затейкино" "средняя группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД развивается эмоциональная сфера детей.Развивается выразительность движений , речи ,воображение, раскованность, произвольность. Формируется положительный эмоциональный фон в группе....

Культурная образовательная среда для детей дошкольного возраста, как средство саморазвития и накопление собственного художественного опыта.

Всё удивительное рядом, а гениальное просто, хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества....

Календарно – тематическое планирование по реализации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта» (5-6 лет)

При планировании педагогом психологом в своей работы реализации культурной практики "Общение", можно опираться на представленный план работы, для детей 5-6 лет...

Календарно – тематическое планирование по реализации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта» (6-7 лет)

При планировании в своей деятельности реализацию культурной практики "Общение" можно опираться на представленный план для детей 6-7 лет...

КОНСПЕКТ Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Давайте жить дружно!»

Цель: упражнение детей в правильном поведении в типичных конфликтных ситуациях, в поиске компромиссного решения; закрепление умения уступать друг другу и считаться в игре не только...

Культурная практика «Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» "Когда я болел"

Цель: упражнение детей в умениях определять эмоциональное состояние человека и называть испытываемое им чувство; выражать свои чувства вербально; выдвигать свои предположения об испытываемых другим че...

Культурная практика «Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» "Один дома"

Цель: упражнение детей в умениях определять эмоциональное состояние человека и называть испытываемое им чувство; выражать свои чувства вербально; выдвигать свои предположения об испытываемых другим че...