Культурные практики "Ситуации общения и накопления социально-эмоционального опыта"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективное планирование по культурным практикам для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ:
«СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА»
Актуальность:
Формирование коммуникативных умений - важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.
Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным или, наоборот, замкнутым. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.
Для формирования коммуникативных способностей детей целесообразно использовать культурные практики, позволяющие создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Культурная практика «ситуация общения» - это форма общения (специально проектируемая или возникающая спонтанно), основанная на текущих и перспективных интересах ребенка, направленная на демонстрацию им освоенных речевых категорий и коммуникативных умений, его уникального жизненного опыта, для приобретения положительных эмоций при решении возникших проблем.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Ситуации могут быть:
- реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим),
- условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов, иллюстраций или сюжетов литературных произведений),
- имитационно-игровыми.
При организации ситуаций общения педагог:
- «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка,
- создает условия для возникновения у ребёнка потребности высказаться,
- направляет детей во время разговора.
Цель: формирование коммуникативных способностей (умение слушать, понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения).
Задачи:
- создать условия для демонстрации детьми умения рассказывать о своем жизненном опыте
- создать условия для выражения детьми своих чувств, мыслей вербально
- создать условия для развития умения распознавать чувства и эмоциональное состояние других людей и вербализировать их.
- создать условия для демонстрации (представления, предъявления) ребенком умения по взаимодействию с другими детьми для улучшения их эмоционального состояния
- усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания.
Перспективный план ситуаций общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта:
Тема | Цель | Форма работы |
Общение между людьми | Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим ; употреблять в речи слова «извините», «если можно», «пожалуйста» | Игровое упражнение «Доскажи доброе слово» |
Наша семья | Углублять представление ребенка о семье и ее истории, учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи | Дидактическая игра «Кто ты?» |
Уважение к бабушке и дедушке | Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание. | Проигрывание и обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» |
Роль отца и матери | Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд, воспитывать уважение к ним | Сюжетно ролевая игра «Семья»; рассматривание картин и беседа о профессиях родителей |
Хлеб – всему голова | Разъяснить детям как на столе появляется хлеб, воспитывать уважение к хлеборобу | Рассматривание презентации и беседа по ней |
Ежедневные обязанности | Приучать детей добросовестно выполнять свои ежедневные обязанности | Художественное творчество детей. Рисование на тему «Мы дежурные» |
Труд-основа жизни | Разъяснять детям значимость труда, расширять представления детей о труде взрослых, прививать бережное отношение к тому, что сделано руками человека | Дидактическая игра «Доскажи пословицы про труд», рассматривание сюжетных картинок |
В человеке должно быть всё прекрасно | Формировать у детей привычку следить за чистотой, опрятностью, закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде | Решение проблемной ситуации (произведение К. Чуковского «Мойдодыр») |
Красота в природе | Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь - помоги» | Чтение художественной литературы о родной природе, рассматривание картин русских художников, экскурсия в парк |
Защитники девочек | Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек | Игровое упражнение «Помогаем в беде», беседа |
Доставляй людям радость добрыми делами | Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства. | Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» |
Сообразительность | Учить детей логическому мышлению, развивать внимание и память | Дидактические игры: «Раздели на группы», «Собери логическую цепочку» Отгадывание загадок |
Бережное отношение к книгам | Продолжать знакомить с книгами, обращать внимание на их оформление, на иллюстрации; аккуратно и бережно использовать книги | Ремонт книг |
Как быть здоровым? | Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье | Беседа о здоровье |
Вместе тесно, а врозь скучно | Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение | Решение ситуации: «Вася поссорился с товарищем и ударил своего товарища» |
Каким должен быть друг | Объяснить значение слов «друг», «дружба», выяснить какие качества больше всего ценят дети в своихдрузьях | Словесные игры: «Угадай, кто это?», «Комплемент» |
Как вести себя за столом? | Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить | Сюжетно ролевая игра «Кафе» |
Сила дружбы | Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу | Беседа о друзьях и дружбе, разучивание песни «Песенка друзей» |
Наша Родина-Россия | Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык). | Рассматривание презентации, беседа |
О фантазёрах и лгунишках | Научить детей различать обман и выдумку, фантазию; подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу; развить стремление к правдивости и такту | Чтение художественной литературы, знакомство с пословицами |
Учусь прощать | Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый» | Чтение художественной литературы Музыкальная игра «Помирились» |
Здравствуйте | Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости | Подвижная игра «Волшебные слова» |
Мы не будем ссориться | воспитать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать, сформировать представление о дружбе | Подвижная игра «Мы веселые ребята» |
Моя малая Родина | Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях, выставка рисунков |
За что я умею отвечать | Развить чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; сформировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки | Составление рассказа по сюжетным картинам |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» | Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. | Беседа, изготовление коллажа. |
Такие разные и такие похожие | Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками | Беседа, подвижная игра «Если весело тебе, то делай так…» |
Мы охраняем природу | Рассказать, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле | Знакомство с энциклопедиями о природе |
Цветы в жизни человека | Поощрять желание выполнять различные поручения по уходу за растениями в уголке природы | Рассматривание картин о природе; выставка рисунков «Мои любимые цветы», работа в уголке природы. |
Почему нельзя дразниться | Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремиться объяснить дошкольникам, что тот, кто дразниться, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред | Чтение художественной литературы, беседы |
Красная книга | Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее | Дидактическая игра «Найдите, что опишу» |
Мой родной язык | Развить осознанное отношение к красоте русского языка; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи. | Познакомить с пословицами и поговорками, игровое упражнение «Исправь ошибку», чтение художественной литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по социально - эмоциональному развитию " Путешествие в страну "Затейкино" "средняя группа с применением игровых культурных практик.
В ходе НОД развивается эмоциональная сфера детей.Развивается выразительность движений , речи ,воображение, раскованность, произвольность. Формируется положительный эмоциональный фон в группе....
Культурная образовательная среда для детей дошкольного возраста, как средство саморазвития и накопление собственного художественного опыта.
Всё удивительное рядом, а гениальное просто, хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества....
Календарно – тематическое планирование по реализации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта» (5-6 лет)
При планировании педагогом психологом в своей работы реализации культурной практики "Общение", можно опираться на представленный план работы, для детей 5-6 лет...
Календарно – тематическое планирование по реализации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта» (6-7 лет)
При планировании в своей деятельности реализацию культурной практики "Общение" можно опираться на представленный план для детей 6-7 лет...
КОНСПЕКТ Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Давайте жить дружно!»
Цель: упражнение детей в правильном поведении в типичных конфликтных ситуациях, в поиске компромиссного решения; закрепление умения уступать друг другу и считаться в игре не только...
Культурная практика «Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» "Когда я болел"
Цель: упражнение детей в умениях определять эмоциональное состояние человека и называть испытываемое им чувство; выражать свои чувства вербально; выдвигать свои предположения об испытываемых другим че...
Культурная практика «Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» "Один дома"
Цель: упражнение детей в умениях определять эмоциональное состояние человека и называть испытываемое им чувство; выражать свои чувства вербально; выдвигать свои предположения об испытываемых другим че...