Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_keys_tehnologii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование кейс-метода
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
старший воспитатель
Кабдулина Ж.С.
2020г.
Добрый день, уважаемые коллеги!!! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста».
Целью мастер-класса является создание условий для практического освоения методами кейс-технологии.
Задачи:
- дать педагогам представление о многообразии игровых приемов кейс-технологии;
- познакомить с практическим применением игровых приемов кейс-технологии;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование методов кейс-технологии в своей педагогической деятельности.
Сегодня нельзя жить, не постигая новые знания и не овладевая новыми современными педагогическими методиками и технологиями. Темп современной жизни заставляет двигаться вперед, используя в своей практике новые формы, методы и способы. Существует множество форм по организации методической работы в ДОУ: это педсоветы, консультации, педагогические гостиные, фестивали, мастер-классы и т. д. Сегодня мы познакомимся с новой технологией.
В рамках сегодняшнего мастер-класса мы познакомимся с опытом использования кейс-метода и эффективными приемами работы с кейсом.
Любое мероприятие, проводимое с педагогами, родителями, воспитанниками можно сделать интересным и содержательным, используя интерактивные игры. Проводить их можно на встречах со своими педагогами, предлагаю их применять воспитателям в общении с родителями. В упрощенном варианте их можно провести с детьми.
В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.
Знакомство с понятием кейс-технология
Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
- кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;
- кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
- кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
Кейсы также классифицируются по разным признакам и параметрам. Главное, что должен содержать в себе кейс:
• Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
•Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
• Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
Особенности работы с кейс-технологией
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу опытных педагогов наравне с начинающими. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен педагогическим опытом, «взаимообучение».
Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. знакомство с ситуацией, её особенностями
2. выделение основной проблемы (проблем, выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
5. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Основу кейс-метода составляет сам кейс – описание (или фотография) конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.
Педагоги делятся на 2 группы.
Шаг 1. Знакомство с ситуацией (каждая группа участников выбирает предложенные ситуации на карточках)
Ситуация 1.
Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах.Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ситуация 2.
Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Шаг2 .Ваши действия. К ситуации №1
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т. д., объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Ваши действия. Ситуация №2
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:
1. Восстановите последовательность событий.
2. Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
3. Выделите сильные стороны ситуации.
4. Выделите слабые стороны ситуации.
5. Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
6. Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.
Шаг 4. Решение проблемы мини группой.Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.
Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, «подстегивание» временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера, тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Рефлексия
«солнышко» - мне всё удалось,
«солнышко и тучка» - мне не всё удалось,
«тучка» - у меня ничего не получилось.
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!
7. Вывод.
Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Желаем вам успехов в использовании кейс-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».
Задачи: Развитие мелкой моторики рук Развитие мышления Развитие внимания и памяти Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по словесному обозначени...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...
Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"
Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...
Методическое объединение "Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей" Мастер-класс"Использование нетрадиционных технк рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от тради...
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...
Мастер-класс «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер – класса - повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе...