Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель:
- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;
- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;
- побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;
- повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
- развивать у педагогов следующие компетенции: аналитические навыки, умение прогнозировать; способность работать с информацией, умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной д-ти; способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.
Ход мероприятия:
Старший воспитатель: ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения Сегодня мы познакомимся с кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности. выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
- В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? В течении нашего мастера-класса мы попробуем ответить на эти вопросы
(2 слайд)
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы д-ти человека во многих странах, в т. ч. и в России.
Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.
Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической д-ти через актуализацию полученных знаний.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую д-ть и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
(3 слайд)
-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.
Ст. воспитатель предлагает педагогам выполнить задание продолжить формулировку или вставить пропущенные слова в основных умениях и навыках, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»
Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять ….инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Коммуникативные умения проявляются …. в умении договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в ….разных видах деятельности.
Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения ….поступкам) людей, формулировать…. (ответ)
Умение принимать собственное решение, опираясь на,знания и умения в различных видах деятельности.
Навык владения разными формами и видами игры, различение (…. условной и реальной) ситуаций.
Навык владения устной речью, умение использовать речь для …выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Навык положительного отношения к миру, проявляется….
(4 слайд)
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д-ти: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;
б)настроить на совместную работу;
в) плавно перейти к самостоятельной д-ти.
Ситуация, которую предлагает воспитатель может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
(5 слайд)
С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах д-ти они активны по-разному.
Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться
Методы кейс-технологии :
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя :
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.
кейс- прогнозирование;
кейс-инцидент;
проблемно-ролевой кейс;
эвристический кейс;(для проведения эвристической беседы)
неоднозначная ситуация;
кейс-дискуссия, кейс-диспут;
деловой штурм;
кейс с добавлением внешней проблемы.
Существуют разные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением
ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ (для анализа с педагогами) :
1. Кейс- прогнозирование :
• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
умение строить логические и обоснованные прогнозы;
- умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.
• Кому адресован:
дети среднего и старшего дошкольного возраста
• Ситуация
Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась :» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»
• Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
• Комментарий
Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
Так из чего же состоит кейс? (Рассмотрим на примере кейс-прогнозирования, педагоги называют его основные структурные единицы.)
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
2 шаг- описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.
2. Кейс- неоднозначная ситуация
• Направлен на
проявление способности не только сопериживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
• Кому адресован:
дети старшего дошкольного возраста
• Ситуация
Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот».Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.
• Момент проблемного включения детей
Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
• Комментарий
Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло и как это можно было избежать.
3. Кейс- проблемная ситуация
• Направлен на
умение воспитанников видеть возможный пародокс окружающих явлений;
способность формулировать проблему;
умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
способность коллективно решать сложные задачи;
• Кому адресован:
дети подгото вительной группы
• Ситуация
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе
• Момент проблемного включения детей
Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается?Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?
• Комментарий
Оснавная задача воспитателя не сформировать стериотип «нахохлилась, чтобы согреться». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».
4. Кейс- диспут
• Направлен на:
умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;
способность вести конструктивный диалог;
умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
• Кому адресован:
дети старшей и подготовительной групп
• Ситуация
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?
Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?
• Момент проблемного включения детей
Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»
• Комментарий
Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.
5. Кейс с добавлением внешней проблемы
• Направлен на:
умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;
предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
способность вести конструктивный диалог;
способность выбирать актуальные решения
• Кому адресован:
дети средней, старшей и подготовительной группы.
• Ситуация
• Момент проблемного включения детей
• Комментарий
• Направлен на:
• Кому адресован:
• Ситуация
Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов, и попрасила Нину взять его с собой. Когда они пришли в магазин, то обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
• Момент проблемного включения детей
Что дальше делать в такой ситуации?
• Комментарий
Задача воспитателя – чтобы дети предложили более 2-х решений. На каждый ответ воспитанников, он ставит новый «барьер».
Н-р, ответы детей: Надо попросить продавца прочитать.
Воспитатель: Продавец не в настроении и не хочет читать список.
Дети: Может Нина прочтет?
Воспитатель:Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям придумать друг для друга новые «трудные» обстоятельства.
Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.
Кейс предполагает использование различных средств : (Вопрос к педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Вопрос к педагогам – Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?
социальные и естественно-научные ситуации;
словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
фантазийные ситуации и нелепицы;
фото и видеоролики;
объекты и явления окружающей действительности.
(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми)
• Затем Старший воспитатель обращает внимание педагогов на картинку с изображением пустого чемодана и предлагает каждому педагогу написать один из признаков на их взгляд хорошего Кейса. (После выполнения задания педагоги сравнивают свои ответы с признаками, изображенными на слайде).
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
• Ст. воспитатель (держит в руках маленький предмет – чемоданчик) предлагает воспитателям его передавать друг другу, называя отличительные особенности кейс –метода от Задач?
(- задачи обеспечивают решение отдельных теорий, методов,принципов, Кейсы помогают приобрести сразу широкий набор разнообразных навыков;
-задачи, как правило, имеют только одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.)
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.
• Старший воспитатель: А теперь я хочу предложить Вам решить проблемные кейс-ситуации, которые Вы можете применить для анализа своей педагогической работы. С их помощью Вы сможете проанализировать трудности в работе с детьми и предложить способы, как с ними справиться.
Здесь в практической кейс-ситуации Вы познакомитесь и с нормативными требованиями, и теорией, и практикой. Это очень эффективный инструмент в творческой д-ти и саморазвитии педагога.
- Итак, сначала мы с вами вместе разберем готовые кейс-ситуации «Каприз или креативность» и кейс –задача «Если не знаем почему». (К каждому кейсу есть ключ. Он содержит по 3 варианта ответов и их интерпритацию
С помощью подобных кейс –методов, Вы сможете проектировать кейсы в ходе самообразования. Вы сможете самостоятельно вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями. Такой метод поможет Вам лучше слушать и услышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.
Когда Вы будете создавать кейс он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.
1. Ролевой кейс «Каприз или инициатива»
• Направлен на:
умение увидеть или поддержать детскую инициативу;
способность определить образовательный потенциал ситуативного общения с ребенком;
способность учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка, в т. ч. для оптимизации работы с группой детей
• Кому адресован:
Демонстративно лепит своего снеговика отдельно от всех и постоянно озвучивает его превосходство над «общим».
• Ситуация:
Представьте, что Вы воспитатель подготов. группы. Зимой, во время прогулки вы совместно с детьми лепите снеговика. Работа спорится, дети дружны и веселы. Одна из воспитанниц, склонная быть в центре внимания, «А у меня уже комок готов. А у меня уже голова готова. Мой снеговик, гораздо красивее вашего».
После лепки дети переключаются на другую д-ть, а данная девочка продолжает привлекать к себе внимания и объявляет намерение взять своего снеговика в группу.
• Задание:
Смоделируйте ваши действия. Предложите вариант своего решентя в случае если бы снеговик был маленький и его можно перенести в группу.
• Вопросы:
1. Чем для вас является такое поведение воспитанника: капризом ребенка склонного к эпатажу, или личным мотивом, интересом, примером креативности детского поведения? Может быть, ни тем ни другим?Обоснуйте.
2. Какое решение в данной ситуации для Вас непременно?
Основой для каких дальнейших событий может послужить такая ситуация?
КЛЮЧ К РОЛЕВОМУ КЕЙСУ
1. Варивнт ответа. В поведении этого ребенка нет никакой креативности, это банальный каприз. Игнорировать категорически нельзя. Но в данном случае девочке.
Интерпретация: В данном ответе не отражена способность оценить образовательный потенциал ситуации общения с ребенком. Умение видеть детскую инициативу только в «удобных» для педагога детских поступках и высказываниях не является достаточным.
2. Варивнт ответа. В этой ситуации не нужно резко отказывать девочке, несмотря на то, что ее идея – каприз и жажда постоянного внимания. Следует объяснить, что снеговику не место в помещении,, т. к. здесь он растает. А этого бы не хотелось допустить, поскольку девочка молодец и очень старалась. Как вариант дальнейши событий, можно провести эксперименты с детьми со снегом и водой.
Интерпретация: В данном ответе есть попытка использовать образовательный потенциал ситуации через беседу с ребенком. Однако участник использует шаблон готового объяснения того, почему нельзя. И это основная ошибка.
Положительный момент данного варианта ответа-то, что читатель кейса использует ситуацию, чтобы оптимизировать работу со всей группой детей.
3. Варивнт ответа Об этой воспитаннице не следует исключительно как о капризном ребенке. Ведь склад характера – индивидуальная особенность, которую можно адаптировать в общении.
Категорически нельзя игнорировать или сухо отказывать «странной» идее девочке. В этой ситуации необходимо положительно отреагировать на креативность ребенка, но вместе с тем, побудить девочку самостоятельно подумать о том, как снеговика отнести в группу, какие могут быть последствия. К принятию решения можно подключить других детей.
В качестве перспективы, данную ситуацию можно преобразовать в групповую, проектную, эксперименталь-ную, творческую д-ть.
Интерпретация: В этом ответе видно стремление поддержать инициативу ребенка, независимо от того, что явилось тому предпосылкой. Положительный момент – педагог не потакает особенностям темперамента воспитанницы. Он дает возможность выходу детского креатива, но с обязательным проявлением ответственности со стороны ребенка.
Прослеживается способность учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка с целью оптимизировать работу с группой детей.
Возможно читатель кейса имеет иную позицию, но дает ответ, который от него ожидали. Однако подобные рассуждения дают возможность сделать выводы о гибкости в сознании педагога, что уже неплохо.
2. Ролевой кейс «Каприз или инициатива»
(Ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев)
• Направлен на:
умение строить партнерскую д-ть с учетом интересов воспитанников;
умение оптимизировать работу с группой детей;
способность оказывать недерективную помощь в разных вида д-ти детей, в т. ч. самостоятельной поисковой и познавательно-исследовательской.
• Кому адресован: Педагогам дошкольного образования.
Ситуация: Представьте, что Вы с детьми старшего д/в наблюдаете за погодными явлениями – кучевыми облаками. Во время наблюдения или после него, ребенок задает вам вопрос:»Почему облака не падают на землю?»
• Задание: Опишите аракте дальнейшей беседы в случае, если вы знаете ответ на вопрос. Если вы не имеете точны естественно-научны представлений по данному вопросу, предложите вариант, как выйти из данной ситуации.
• Вопросы:
1. Чем для вас является подобная ситуация, просто вопросом со стороны ребенка или проблемной ситуацией?
2. Что такое проблемная ситуация? Объясните своими словами.
3. Каким образом вопрос ребенка может стать предпосылкой для взаимодействия все детей. ?
!КЛЮЧ К КЕЙС-ЗАДАНИЮ.
1. Вариант ответа
Вопрос ребенка не является проблемной ситуацией. Ответить на него можно так:» Облако легче воздуха, потому и не падает».
Интерпретация: Данный ответ, к сожалению, не редкость. Опасность подобного мнения в том, что иногда педагоги дают ребенку заведомо ложные естественно- научные представления.
2. Вариант ответа
Ситуация будет проблемной в том случае, если я не знаю правильного ответа на вопрос ребенка. Однако не следует это оставлять без внимания, и к данному вопросу можно вернуться позже.
Интерпретация: Каждый педагог должен понимать, что проблемная ситуация - благо для развития ребенка, активизация его познавательной д-ти. Мало относиться к детским вопросам. Начинать искать ответ нужно вмести и сразу. Позже может быть не тот эффект.
3. Вариант ответа
Интерпретация: В данном ответе прослеживается реальное и неформализованное понимание проблемной ситуации как одного из основны методов проблемного обучения дошкольников. Педагог не боится показать свою потенциальную неосведомленность и готов к совместному поиску решенияй. Это свидетельствует об умении воспринимать воспитанников в качестве субъектов образовательного процесса. А это одна из основных компетенций современного воспитателя.
Ст. воспитатель: Я предлагаю Вам выполнить Домашнее задание к следующему семинару, который будет касаться проблемы формирования здоровья, оздоровления детей при выполнении режимных моментов, и разработать какой-либо кейс-метод для детей Вашего возраста или предложить проблемную ситуацию с разрешением какой-либо сложной ситуации для педагогов.
• В помощь каждый педагог получает Алгоритм действий воспитателя и детей в процессе создания Кейса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....
МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
С данным мастер-классом я выступала на методическом семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...
Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"...