Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»
рабочая программа
Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
«Приобщение детей к детской художественной литературе»
Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе;
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Актуальность:
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления, воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, обогащает эмоции ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;
2. Возрождение традиции домашнего чтения;
3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.
Этапы работы:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с художественными произведениями.
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе – велась работа с родителями.
Были использованы следующие формы работы и средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-пространственная развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Книжный уголок в группе старшего возраста предназначен:
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
Практические выходы:
1. Копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
2. Картотека «Многозначные слова», «Антонимы», « Глаголы»;
3. Наглядно- дидактические пособия « Рассказы по картинкам».
4. Папка- передвижка « Книги для детей 5- 6 лет».
Литература:
1. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
3. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
«Приобщение детей к детской художественной литературе»
Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе;
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Актуальность:
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления, воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, обогащает эмоции ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;
2. Возрождение традиции домашнего чтения;
3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.
Этапы работы:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с художественными произведениями.
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе – велась работа с родителями.
Были использованы следующие формы работы и средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-пространственная развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Книжный уголок в группе старшего возраста предназначен:
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
Практические выходы:
1. Копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
2. Картотека «Многозначные слова», «Антонимы», « Глаголы»;
3. Наглядно- дидактические пособия « Рассказы по картинкам».
4. Папка- передвижка « Книги для детей 5- 6 лет».
Литература:
1. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
3. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к детской художественной литературе.( в форме литературного конкурса)
Материал для воспитателей и родителей...
Отчёт по самообразованию: «Приобщение детей к пейзажной живописи»
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетическо...
Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности
quot;Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности» Реализация единого подхода к воспитанию ...
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Фрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕФрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»Цель: способствовать формированию устойчивого...
Дистанционный мастер-класс «Приобщаем детей к детской художественной литературе»
Дистанционный мастер-класс«Приобщаем детей к детской художественной литературе»...
Самообразование. «Приобщение детей к детской художественной литературе»
laquo;Приобщение детей к детской художественной литературе»...
Презентация. Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний....