Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Орлова Вера Игоревна

В статье рассматривается вопрос о важности использования в познавательно-речевом развитии дошкольников приемов мнемотехники.                   

Раскрываются основные этапы работы с мнемотаблицами.           

Приводятся результаты применения этой методики в работе с детьми.

Даются рекомендации по совершенствованию связной речи средствами мнемотехники.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игра, а основным психическим процессом является память. Без нее немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти, которая напрямую зависит от процесса формирования мышления.

Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого интеллектуализируется.

 Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической (звуковая сторона языка), лексической (словарный состав), грамматической. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской деятельности. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им знаний в школе.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Необходимо научить детей рассказывать о событиях своей жизни и окружающего мира связно, последовательно, грамматически правильно. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них увлекательным, интересным, занимательным, развивающим.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы используем в работе по обучению дошкольников связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Слово мнемотехника и мнемоника – обозначают одно и то же – техника запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информации, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

 Как это происходит? Для того чтобы запомнить какой-либо предмет, объект, человек в своѐм воображении создает некий зрительный образ. Эта взаимосвязь фиксируется в мозге, и при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем-моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы могут быть предметными, предметно-схематическими и схематическими. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений, чем все остальные. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), пересказ информации с опорой на символы и воспроизведение мнемосхемы.

С помощью мнемотехники мы решаем следующие задачи:

1. Развитие связной и диалогической речи.

2. Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.

3. Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.

4. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

5. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Эффективность использования мнемотехники зависит от ряда условий, среди которых следует выделить: доступность содержания материала для детей каждой возрастной группы и использование различных приемов наглядного моделирования.

В области дошкольного образования используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, замещение, мнемотаблицы.

Пиктограмма представляет собой символическое изображение (рисунок), заменяющее слова.

Замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реальноусловными. Например, в качестве заместителей выступают бумажные детали: квадраты, круги, треугольники и др. Мнемотаблицы – условно-наглядная схема, в содержание которой заложена определенная информация (персонажи, природные явления, конкретные действия, др.) в виде графического изображения, включающего главные смысловые звенья сюжета.

Применение схем и моделей позволяет постепенно приучать детей находить связь слов в предложении. Наглядно-практический способ познания, присущий детям дошкольного возраста, обуславливает применение разнообразных моделей (схем, пиктограмм, символических изображений) с учетом следующих требований:

-модели должны быть доступными для понимания детьми и строиться на знакомом материале;

-четко и ярко передавать особенности предмета или явления, которые должен запомнить ребенок;

-выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность;

-обладать универсальной символизацией;

-элементами модели могут быть символы заместители важных характеристик предмета.

Современная мнемотехника включает в себя большой набор универсальных и унифицированных приемов:

-прием «буквенный код» позволяет образовывать смысловые фразы на основе начальных букв запоминаемой информации;

-прием «ассоциация» основан на нахождении ярких, необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией;

-прием «рифмы» позволяет создавать рифмованные пары слов или четверостиший, содержащих запоминаемый материал;

-прием «созвучие» направлен на повышение качества запоминания новых понятий, в том числе, иностранных слов посредством поиска известных и созвучных слов или словосочетаний;

-прием «римская комната» состоит в том, чтобы предметам или объектам, которые следует запомнить, присвоить отдельное место в хорошо известной комнате.

Мнемотехника опирается на определенные принципы работы, среди которых необходимо выделить принципы постепенности, принцип «от простого к сложному», принцип развивающего обучения, принципы предметности, наглядности, и др.

Например, постепенность освоения детьми приемов мнемотехники соответствует принципу «от простого к сложному» и предполагает поочередное:

-освоение детьми мнемоквадратов (представляют собой несложное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение).

-освоение детьми мнемодорожки (коллаж из четырех простых изображений, опираясь на которые ребенок учится составлять небольшие рассказы и истории в 2-4 предложения).

-освоение детьми мнемотаблиц (схем с заложенным текстом), составленных таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ или сказку, отгадать загадку, проговорить скороговорку, выучить стихотворение, др.

Мнемотаблицы – это самая сложная структура. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Поэтому используются мнемотаблицы-схемы для ознакомления дошкольников с окружающим мир, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Следует рассмотреть алгоритм использования мнемотаблиц с детьми дошкольного возраста при разучивании стихов.

Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению, желательно на каждую строчку. Картинки должны быть яркими, красочными и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются перед детьми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

При заучивании стихотворений на более поздних этапах педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст.

Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица- рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течении дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.

На следующем этапе дети придумывают рисунки – символы («шифруют») к стихотворению вместе с педагогом.

Можно привести следующий пример. Старшим дошкольником было предложено для заучивания стихотворение «Подарки осени». На каждое слово или словосочетание рисовалось символическое изображение.

Ходит осень в нашем парке, («ходит» – рисуем ножки, «осень» – будет овал или буква «О», «в нашем парке» – лужок с деревьями)

Дарит осень всем подарки. («дарит» – рисуем открытые ладошки, «осень» –овал или буква «О», «всем подарки» – подарок с круглой стрелочкой вокруг)

Бусы красные – рябине, (рисуем бусы, лист рябины)

Фартук розовый – осине, (фартук розовый, лист осины)

Зонтик желтый – тополям, (зонтик желтый, лист тополя)

Фрукты осень дарит нам! (рисуем яблоки, груши, «осень» – овал или буква «О», «дарит нам» – ладошки или схематичное изображение человечков).

C:\Users\HpKm\Desktop\Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников\p1.jpg

На этапе выбора стихотворения и создания ассоциативного ряда необходимо помнить о том, что модель, схема или таблица должны быть доступны для восприятия ребенка данного возраста. От этого зависит эффективность использования данного метода. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, ягодка - красная. А вот уже дети постарше могут справиться с черно-белыми схемами.

Таким образом, с помощью использования приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихотворений;

– словарный запас ребенка выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование приѐмов мнемотехники значительно сокращает время обучения детей связной речи. Анализируя и графически обозначая речевой материал (сказку, стихотворение и др.), дети под руководством педагога учатся зрительно воспринимать план речевого высказывания. Применение приѐмов мнемотехники оказывает положительное влияние и на развитие неречевых процессов у детей: внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путе...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективно...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...