Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)
методическая разработка (средняя группа)
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_srednyaya_gruppa.docx | 24.04 КБ |
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_mnemotehnika.docx | 25.2 КБ |
mnemotehnia_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 20.39 КБ |
razvivaem_pamyat.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2016 – 2017 учебный год.
Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, 1 квалификационная категория.
Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления
у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
Актуальность. В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- плохое развитие связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Форма самообразования: индивидуальная.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь |
| |
Методическая работа | Сентябрь – октябрь | - Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования мнемотехники в работе с детьми 4 – 5 лет. - Подбор материала для введения мнемотехники (в соответствии с возрастом детей). - Подбор материала по работе с родителями. | План работы с детьми по освоению приемов мнемотехники. План работы с родителями. |
Взаимодействие с родителями | Октябрь Октябрь – ноябрь Декабрь Февраль Март Май | - Организация родительского собрания «Что такое мнемотехника? Эффективность использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» - Помощь родителей в создании и оснащении центра по мнемотехнике. - Консультация «Память детей дошкольного возраста» - Совместное творчество детей и родителей в изготовлении новогодней игрушки – трансформера. - Помощь родителей в изготовлении мнемоковрика и мнемоквадратов (в технике аппликация). - Организовать мастер – класс по разучиванию стихотворений с использованием метода крокирования. - Совместное творчество детей и родителей в изготовлении коллажа с изображение интересного события из жизни семьи. | Презентация «Мнемотехника – это интересно!». Центр «Развивай – ка». Дидактические игры (самодельные). Тренинг «Тренируем память» Выставка новогодних игрушек – трансформеров. Мнемоковрик с мнемоквадратами. Мастер – класс «Зашифрованное стихотворение» Выставка коллажей «Интересное событие» |
Работа с детьми | Октябрь – декабрь Январь – март Апрель - май | - Ассоциативные тренинги: а) ассоциации по смежности (в пространстве, во времени); б) ассоциации по сходству и контрасту; в) ассоциативные цепочки. - Метод трансформации. - Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) - Перекодирование (или метод пиктограмм). - Работа с мнемодорожками. - Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. - Работа с мнемотаблицами. - Работа с коллажами: а) составление рассказов по готовым коллажам; б) перекодировка рассказа (совместное творчество по созданию коллажа) | Картотека упражнений на создание ассоциаций. Выставка пластилиновых игрушек – трансформеров. Виртуальные путешествия Подборка загадок для перекодировки. Набор мнемодорожек для составления предложений. Подборка стихотворений для разучивания с помощью крокирования. Мнемотаблицы для составления рассказов. Коллажи |
Самореализация | Октябрь – май Апрель - май | - Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования. - Систематизировать методический материал по теме самообразования. - Анализ работы по внедрению мнемотехники в образовательный процесс. Самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
| Оснащение РППС. Мастер – Класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Оформить папку «Мнемотехника в ДОУ» Открытый просмотр СОД с использованием мнемотехники «КВН для дошколят» Публикация опыта работы в сети Интернет. |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна
В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». (К. Д. Ушинский)
Не для кого, не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому передо мной встала задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.
Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.
На основании анализа научной литературы мною были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
Системный – мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Использование мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Чем отличается мнемотехника от других технологий?
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2017 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Задачи исследования: - изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования; - выявить возможности использования мнемотехники в работе с детьми 4 – 5 лет; - обосновать целесообразность использования мнемотехники в образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка; - разработать алгоритм использования приемов мнемотехники. Объект исследования: процесс развития у детей дошкольного возраста основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления. Предмет исследования: мнемотехника. Гипотеза: целенаправленное и систематическое использование приемов мнемотехники позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, является мощной тренировкой внимания и мышления. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | Изучение литературы по теме: - Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор, 2006 – 272с. - Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c - Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1. - Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с. - Ознакомление на интернет-сайтах с опытом работы педагогов. |
4. Практическая деятельность | 1. Родительское собрание ««Что такое мнемотехника? Эффективность использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». 2. Оформлены памятки и буклеты для родителей (Цикл «Мнемотехника-это интересно!» 3. Совместно с родителями создан мини-центр «Развивай – ка» (приобретены дидактические игры, изготовлены мнемодорожки с подборкой картинок, имеется комплект мнемотаблиц). 4. Систематическое использование приемов мнемотехники в непосредственной образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка согласно разработанному алгоритму. 5. Создание картотеки ассоциативных тренингов (упражнений на создание ассоциаций). 6. Разработан комплект интегрированных занятий с использованием приемов мнемотехники (ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие») 7. Систематизирован методический материал по теме самообразования и проведен анализ работы по использованию мнемотехники в работе с детьми 4-5 лет. 8. Публикация материала в социальной сети работников образования ( nsportal.ru)
|
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования У педагога: - повысился уровень теоретических и практических знаний; - овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (мнемотехника, как инструментарий технологии ТРИЗ); - совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике. У детей: - развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительно расширился кругозор; - сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом; - некоторые дети проявляют самостоятельность при воспроизведении схем; - значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту; - родители воспитанников проявляют активный интерес к мнемотехнике; повысился уровень компетенции в области развития у детей основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления. |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
(К.Д.Ушинский)
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
❖ МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
❖ МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
❖ МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
МЕТОДОЛОГИЯ.
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно
Предварительный просмотр:
Развиваем память!
(приемы мнемотехники)
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники – это так называемы ассоциативные тренинг.
Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны многие известные приемы мнемотехники.
Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными.
В ассоциативном тренинге используют разные упражнения, в том числе и на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Это помогает развивать у ребенка скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях его просят связать между собой разнородные явления и предметы, создавая в воображении яркий зрительный образ – направленные ассоциации.
Ассоциативный тренинг
Клубок ассоциаций.
Сначала просто тренируемся в «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно потянуть за кончик нити, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через некоторое время останавливаемся. Сможем ли мы снова «смотать» наш клубок, т.е. восстановить в памяти весь ассоциативный ряд.
Что может быть желтым?...
Для этого упражнения готовим бумажные квадратики самых разных цветов и складываем в коробку. Просим ребенка вытащить наугад один листочков. Например, это оказался желтый цвет – значит нужно за определенное время назвать, все что может быть желтым (лимон, песок, цыпленок, свитер, одуванчик, карандаш…).
Упражнение стимулирует воображение и тренирует беглость мышления.
Вспомни пару.
7 – 10 пар картинок. Картинки соединяются ребенком в пару, затем одна картинка из пары кладется под другую (ребенок рассказывает, почему он так связал пары). Ребенок рассматривает и запоминает, верхний ряд убирается, остается нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и назывет для каждой ту, которая убрана.
Кому нужно зеркало и т.п.
В коробку складываются разные предметы: зеркало, мех, монетка, колесико, карандаш, магнит и т.п. Если ребенок достал зеркальце – нужно за определенное время назвать все профессии или занятия связанные с этим предметом.
Работа с открытками.
Ребенку показывают открытку, он дает ей название по возникшей ассоциации. Показываем несколько открыток подряд, затем просим вспомнить названия открыток.
Основные приемы мнемотехники.
1. Метод трансформации – в основе метода трансформации – необычные превращения (например: те, что происходят в пластилиновом мультфильме). Предметы могут оживать; и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины; они могут терять или. Наоборот, обрастать какими-то деталями. Например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и т.д. – здесь поощряется любая фантазия).
Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа и т.д.)
2. Метод Цицерона, или Метод мест - основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната, улица и т.п. Воспроизводя цепочку слов. Мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации (например: компас, лодка, сад, море, бегемот, чашка… Компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Зеленый сад «расположился» на ковре, который висит рядом со стеллажом: мы видим, как через ветки растений проглядывает узор на ковре. В углу за телевизором – море. Бегемота мы сделали совсем крошечным и пустили его гулять под пальмой, которая растет у нас в цветочном горшке на подоконнике рядом с телевизором .Чашка стала огромной и занимает практически весь балкон, ее видно через открытую дверь и т.д.)
Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила:
- маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем;
- располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства.
3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т.е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок.
Следующий шаг – запоминание фраз и небольших рассказов.
4. Составление рассказ (сюжетный метод). Применяется для запоминания цепочки слов, изображений, реальных объектов (например: игрушек), тактильных (осязательных) образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный образ.
Когда вы только начинаете осваивать это метод, цепочки для запоминания специально оставлять не обязательно. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Например: банка, телевизор, корабль, конфета, жираф, булка, часы, варежки, солнце и т.п. «Я смотрел на стеклянную банку и вдруг увидел, как она стала наполняться деталями и превратилась в телевизор, на экране которого появился корабль и назывался он Конфетка, на палубе стоял высокий жираф, он жевал огромную булку, с конца которой свисали часы, а на стрелки были одеты варежки, варежки стали распускаться, и смотались в клубок – солнце …». Вплетать запоминаемые образы в сюжет рассказа нужно по порядку от первого и т.д. Чем забавнее и необычнее предлагаемый сюжет, тем эффективнее запоминание.
Начинать лучше с предъявления изображений (или реальных предметов).
Показав, что нужно делать, подводим затем ребенка к самостоятельному установлений ассоциаций. Важно: первое слово связываем с каким-то действием со вторым, второе – с третьим и т.д.
Сюжетный метод на запоминание тактильных образов. Необходим материал, дающий при прикосновении к нему самые разные ощущения. Это лоскутки тканей разной фактуры – шелк, бархат, вельвет, замша, букле…(закрепить на отдельных картонках). Разнообразные крупы – гречка, фасоль, горох, макароны – приклеить на картонки. И другие материалы – мех, наждачная бумага, смятая фольга, кусочек коры и т.д.
Ребенок с закрытыми глазами ощупывает по очереди те предметы разной фактуры, которые вы ему предлагаете. Одновременно вслух он начинает связывать эти тактильные образы в своем рассказе. Например: «Жил-был шаловливый котенок (кусочек меха). Он очень любил кататься на коньках по гладкому льду (зеркальце). Но однажды с неба стал падать странный снег (гречка) и т.д.». Предметы ощупаны и связаны единым сюжетом. Теперь ребенок прокручивает свой рассказ, восстанавливает в памяти осязательные образы, находит и называет материалы, которые вызывали эти ощущения.
5. Работа с мнемотаблицами (мнемодорожками) и коллажами.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с мнемотаблицей:
I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания.
IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, плутовка; цыплята – желтого цвета, мышка – серая и.т.д.
Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблицею. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям. Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. (Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).
Работа с коллажами.
Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных, наклеенных на картон картиной и составляет суть коллажа.
Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Виды коллажей:
- развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки.
- обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, математический, исторический и т.д.).
Этапы работы:
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст – самостоятельно).
Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике. Мнемотехника - иск...
Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....
Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о важности использования в познавательно-речевом развитии дошкольников приемов мнемотехники. ...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...
Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективно...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)