Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №13
Муниципального образования Кореновский район
КОНСПЕКТ
МАСТЕР – КЛАССА
«РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА
«МНЕМОТЕХНИКА»
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила
муз. руководитель МДОБУ д/с №13
Пишикина Ю. В.
2021г.
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит налету»
К. Д. Ушинский
Слайд 2
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Слайд 3
Задачи:
1 Развивать у детей умение с помощью графического и ритмического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;
2 Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды), музыкальный слух;
3 Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность;
4 Обучать детей правильному звукопроизношению.
Слайд 4
Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.
Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
В процессе обучения пению важен выбор методов. Мы знаем, что при разучивании мелодии главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Но песня – это синтез музыки и слова. И чтобы процесс запоминания текста происходил непроизвольно, я в своей работе использую мнемотехнику.
Слайд 5
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Возраст, когда у детей преобладает зрительно – образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: различные символы, знаки, наглядные модели. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить текст песни, способствуют повышению интереса к пению. Среди современных детей много гиперактивных детей, что отмечается повышенной рассеянностью, неспособностью их к концентрации внимания, отсутствие заинтересованности делом. Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Мнемотаблицы – это «палочка выручалочка». Они служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям выстраивать последовательность, развивают ассоциативное мышление и воображение; делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.
Для воспитанников старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы черно – белого цвета, или схемы.
Слайд 6
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей песни, явлений природы, некоторых действий. В данном случае это – мнемоквадрат. В мнемоквадратах к песням я использую маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Из мнемоквадратов составляются мнемодорожки.
Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовала и что он обозначает, т. е. помогаю детям найти осмысленные связи между изображениями и словами. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.
Слайд 7
Алгоритм разучивания текста песни с использованием мнемотехники:
- Прослушивание песни.
- Беседа о характере песни и ее содержании.
- Рассматривание таблицы.
- Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
- Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
- Пение без мнемотаблицы.
Слайд 8 – Слайд 21 Мнемотаблицы к песням.
Слайд 22
Вывод:
В результате использования мнемотаблиц:
1 Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
2 Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;
3 Заучивание песен превращается в игру, которая очень нравится детям;
4 Это является одним из эффективных способов развития дошкольников;
5 Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении помогут вам в развитии речи дошкольника.
Применение таблицы позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в памяти продолжительное время, сокращает время обучения. С помощью мнемотехники можно добиться высокого уровня запоминания, активности детей при подпевании и пении, постепенное приучение к сольному пению.
Слайд 23
Литература:
1 Большой энциклопедический словарь/ под ред. Прохорова А. М. – М., 1997;
2 Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.// Логопед, 2009, №5;
3 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1083;
4 Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М.2004;
5 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – Москва – Воронеж, 2000;
6 Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – М., 1978;
7 Когнитивная психология/ Р. Солсо – СПб.: Питер, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»
Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...
Мастер-класс «Дидактические развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Дидактические игры...
Мастер-класс «Дидактические развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс...
Конспект родительской встречи по теме "Использование нетрадиционных технологий с детьми дошкольного возраста"(марморирование).Мастер-класс.
Данное собрание познакомит родителей с одной из техник нетрадиционного рисования....
МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком
Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.
Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....