Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию) 
методическая разработка (старшая группа)

         Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путем   образования   искусственных   ассоциаций.

Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/04/11/1_3.jpg?itok=zeeyLfSQ

 https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/04/11/2_2.jpg?itok=YAO-4KtV

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/04/11/4.jpg?itok=i6y0Jw6u

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/04/11/5_0.jpg?itok=SFhWPf2y

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2016 – 2017 учебный год.

Воспитатель: Скляр Анна Александровна, 1 квалификационная категория.

Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления

 у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Актуальность. В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • несформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как  помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Форма самообразования: индивидуальная.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь

  1. Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор, 2006 – 272с.
  2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c
  3. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
  4. Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.
  5. Интернет – ресурсы.

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы. Выявлениевозможностей использования мнемотехники в работе с детьми 4 – 5 лет.

- Подбор материала для введения мнемотехники (в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы с детьми по освоению

 приемов мнемотехники.

План работы с родителями.

Взаимодей-

ствие с родителями

Октябрь

Октябрь – Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

- Организация родительского собрания «Что такое мнемотехника? Эффективность использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

- Помощь родителей в создании и оснащении центра по мнемотехнике.

- Консультация «Память детей дошкольного возраста»

- Совместное творчество детей и родителей в изготовлении новогодней игрушки – трансформера.

- Помощь родителей в изготовлении мнемоковрика и мнемоквадратов (в технике аппликация).

- Организовать мастер – класс по разучиванию стихотворений с использованием метода крокирования.

-  Совместное творчество детей и родителей в изготовлении коллажа с изображение интересного события из жизни семьи.

Презентация «Мнемотехника – это интересно!».

Центр «Развивай – ка».

Дидактические игры (самодельные).

Тренинг «Тренируем память»

Выставка новогодних игрушек –

трансформеров.

Мнемоковрик  с мнемоквадратами.

Мастер – класс «Зашифрованное

стихотворение»

Выставка коллажей «Интересное событие»

Работа с детьми

Октябрь – декабрь

Январь – март

Апрель - май

- Ассоциативные тренинги:

а) ассоциации по смежности (в пространстве, во времени);

б) ассоциации по сходству и контрасту;

в) ассоциативные цепочки.

- Метод трансформации.

- Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.)

- Перекодирование (или метод пиктограмм).

- Работа с мнемодорожками.

- Метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.  

- Работа с мнемотаблицами.

- Работа с коллажами:

а) составление рассказов по готовым коллажам;

б) перекодировка рассказа  (совместное творчество по созданию коллажа)

Картотека упражнений на создание

 ассоциаций.

Выставка пластилиновых игрушек –

трансформеров.

Виртуальные путешествия

Подборка загадок для перекодировки.

Набор мнемодорожек для составления

предложений.

Подборка стихотворений для разучивания

 с помощью крокирования.

Мнемотаблицы для составления рассказов.

Коллажи.

Самореализа-ция

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

- Систематизировать методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по внедрению  мнемотехники в образовательный процесс. Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

Оснащение РППС.

Мастер – Класс для педагогов ДОУ

«Использование приемов мнемотехники в

 работе с детьми дошкольного возраста»

Оформить папку «Мнемотехника в ДОУ»

Открытый просмотр СОД  с  

использованием мнемотехники

«КВН для дошколят»

Публикация опыта работы в сети Интернет.

«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель: Скляр Анна Александровна

 

В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он усвоит на лету».

(К. Д. Ушинский)

  Не для кого, не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому передо мной встала задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с   опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое,    образуя единое целое.  

Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путем   образования   искусственных   ассоциаций.

Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.

На основании анализа научной литературы мною были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный – мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный -  развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический -  процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Использование мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Чем отличается мнемотехника от других технологий?

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.      

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2017 учебный год

Этапы работы по
самообразо-

ванию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: изучение проблемы развития

 основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия

 и мышления

 у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Задачи исследования:

- изучить научную и учебно-методическую литературу

 по теме исследования;

- выявить возможности использования мнемотехники

в работе с детьми 4 – 5 лет;

- обосновать целесообразность использования мнемотехники

 в образовательной деятельности в совместной

деятельности взрослого и ребёнка;

- разработать алгоритм использования приемов

 мнемотехники.

Объект исследования: процесс развития у детей 

дошкольного возраста основных психических процессов:

памяти, внимания, восприятия и мышления.

 Предмет исследования: мнемотехника.

Гипотеза:  целенаправленное и систематическое

 использование приемов  мнемотехники  позволяет накапливать

 в памяти большое количество точной информации,

является  мощной тренировкой внимания и мышления.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение  литературы по теме:

- Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург:

 У-Фактор, 2006 – 272с.

- Козаренко В. А. Учебник мнемотехники.

Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c.

- Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников.

 Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.

- Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в

 обучении рассказыванию детей дошкольного возраста –

М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.

- Ознакомление на интернет-сайтах с опытом работы педагогов.

4. Практическая деятельность

 1. Родительское собрание ««Что такое мнемотехника?

 Эффективность использования мнемотехники в работе

 с детьми дошкольного возраста».

 2. Оформлены памятки и буклеты для родителей  

(Цикл «Мнемотехника-это интересно!»

 3. Совместно с родителями создан  мини-центр «Развивай – ка»

(приобретены дидактические игры, изготовлены мнемодорожки с

подборкой картинок, имеется комплект мнемотаблиц).

 4. Систематическое использование приемов мнемотехники в

непосредственной образовательной и совместной деятельности

 взрослого и ребенка согласно разработанному алгоритму.

5.Создание картотеки ассоциативных тренингов

 (упражнений на создание ассоциаций).

6. Разработан комплект интегрированных занятий с

использованием приемов мнемотехники

(ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

7.Систематизирован методический материал по теме

 самообразования и проведен анализ работы

по использованию мнемотехники в работе с детьми 4-5 лет.

 8. Публикация материала в социальной сети

 работников образования ( nsportal.ru)

  1. Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования 

У педагога:

- повысился уровень теоретических и практических знаний;

- овладение инновационными педагогическими технологиями

воспитания и обучения детей дошкольного возраста

(мнемотехника, как инструментарий технологии ТРИЗ);

- совершенствование умения активизировать и

применять полученные знания на практике.

У детей:

- развит интерес, мотивация к изучению нового

 и неизвестного в окружающем мире;

значительно расширился кругозор;

- сформировано целостное восприятие окружающего мира

 в соответствии с возрастом;

- некоторые дети проявляют самостоятельность

при воспроизведении схем;

- значительно обогатился словарный запас;

повысился уровень запоминания;

сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

- родители воспитанников проявляют активный

 интерес к мнемотехнике; повысился уровень компетенции

в области развития у детей основных психических процессов:

памяти, внимания, восприятия и мышления.

Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
(К.Д.Ушинский)

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

❖ МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

❖ МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

❖ МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

МЕТОДОЛОГИЯ.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

 Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно

Развиваем память!

(приемы мнемотехники)

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование  личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники – это так называемы ассоциативные тренинг.

Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что  нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны многие известные приемы мнемотехники.

Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными.

В ассоциативном тренинге используют разные упражнения, в том числе и на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Это помогает развивать у ребенка скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях его просят связать между собой разнородные явления и предметы, создавая в воображении яркий зрительный образ – направленные ассоциации.

Ассоциативный тренинг

Клубок ассоциаций.

Сначала просто тренируемся в «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно потянуть за кончик нити, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через некоторое время останавливаемся. Сможем ли мы снова «смотать» наш клубок, т.е. восстановить в памяти весь ассоциативный ряд.

Что может быть желтым?...

Для этого упражнения готовим бумажные квадратики самых разных цветов и складываем в коробку. Просим ребенка вытащить наугад один листочков. Например, это оказался желтый цвет – значит нужно за определенное время назвать, все что может быть желтым (лимон, песок, цыпленок, свитер, одуванчик, карандаш…).

Упражнение стимулирует воображение и тренирует беглость мышления.

Вспомни пару.

7 – 10 пар картинок. Картинки соединяются ребенком в пару, затем одна картинка из пары кладется под другую (ребенок рассказывает, почему он так связал пары). Ребенок рассматривает и запоминает, верхний ряд убирается, остается нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и назывет для каждой ту, которая убрана.

Кому нужно зеркало и т.п.

В коробку складываются разные предметы: зеркало, мех, монетка, колесико, карандаш, магнит и т.п. Если ребенок достал зеркальце – нужно за определенное время назвать все профессии или занятия связанные с этим предметом.

Работа с открытками.

Ребенку показывают открытку, он дает ей название по возникшей ассоциации. Показываем несколько открыток подряд, затем просим вспомнить названия открыток.

Основные приемы мнемотехники.

1. Метод трансформации – в основе метода трансформации – необычные превращения (например: те, что происходят в пластилиновом мультфильме). Предметы могут оживать;  и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины; они могут терять или. Наоборот, обрастать какими-то деталями. Например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и т.д. – здесь поощряется любая фантазия).

Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа и т.д.)

2. Метод Цицерона, или Метод мест -  основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната, улица и т.п. Воспроизводя цепочку слов. Мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации (например: компас, лодка, сад, море, бегемот, чашка… Компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Зеленый сад «расположился» на ковре, который висит рядом со стеллажом: мы видим, как через ветки растений проглядывает узор на ковре. В углу за телевизором – море. Бегемота мы сделали совсем крошечным и пустили его гулять под пальмой, которая растет у нас в цветочном горшке на подоконнике рядом с телевизором .Чашка стала огромной и занимает практически весь балкон, ее видно через открытую дверь и т.д.)

Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила:

- маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем;

- располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства.

3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т.е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок.

Следующий шаг – запоминание фраз и небольших рассказов.

4. Составление рассказ (сюжетный метод). Применяется для запоминания цепочки слов, изображений, реальных объектов (например: игрушек), тактильных (осязательных) образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный образ.

Когда вы только начинаете осваивать это метод, цепочки для запоминания специально оставлять не обязательно. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Например: банка, телевизор, корабль, конфета, жираф, булка, часы, варежки, солнце и т.п. «Я смотрел на стеклянную банку и вдруг увидел, как она стала наполняться деталями и превратилась в телевизор, на экране которого появился корабль и назывался он Конфетка, на палубе стоял высокий жираф, он жевал огромную булку, с конца которой свисали часы, а на стрелки были одеты варежки, варежки стали распускаться, и смотались в клубок – солнце …».  Вплетать запоминаемые образы в сюжет рассказа нужно по порядку от первого и т.д. Чем забавнее и необычнее предлагаемый сюжет, тем эффективнее запоминание.

Начинать лучше с предъявления изображений (или реальных предметов).

Показав, что нужно делать, подводим затем ребенка к самостоятельному установлений ассоциаций. Важно: первое слово связываем с каким-то действием со вторым, второе – с третьим и т.д.

Сюжетный метод на запоминание тактильных образов.  Необходим материал, дающий при прикосновении к нему самые разные ощущения. Это лоскутки тканей разной фактуры – шелк, бархат, вельвет, замша, букле…(закрепить на отдельных картонках). Разнообразные крупы – гречка, фасоль, горох, макароны – приклеить на картонки. И другие материалы – мех, наждачная бумага, смятая фольга, кусочек коры и т.д.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает по очереди те предметы разной фактуры, которые вы ему предлагаете. Одновременно вслух он начинает связывать эти тактильные образы в своем рассказе. Например: «Жил-был шаловливый котенок (кусочек меха). Он очень любил кататься на коньках по гладкому льду (зеркальце). Но однажды с неба стал падать странный снег (гречка) и т.д.». Предметы ощупаны и связаны единым сюжетом. Теперь ребенок прокручивает свой рассказ, восстанавливает в памяти осязательные образы, находит и называет материалы, которые вызывали эти ощущения.

5. Работа с мнемотаблицами (мнемодорожками) и коллажами.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицей:

I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания.                                

IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.  

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, плутовка; цыплята – желтого цвета, мышка – серая и.т.д.

Что является опорным в таблице?  Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.  

 Что можно изображать в таблице?  В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблицею. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.                          Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. (Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).  

Работа с коллажами.

Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных, наклеенных на картон картиной и составляет суть коллажа.

 Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой.  Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

- развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки.

- обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, математический, исторический и т.д.).

Этапы работы:

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят.

Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст – самостоятельно).

Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.

Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путе...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о важности использования в познавательно-речевом развитии дошкольников приемов мнемотехники. ...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективно...