Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
статья на тему
Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике. Мнемотехника - искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Информация, как правило, закладывается в мнемотаблицу. Мнемотаблица - это схема, структура в которую можно заложить различную информацию. В статье сформулированы задачи для всех видов мнемотаблиц, определены виды мнемотаблиц, показаны способы составления и запоминания мнемотаблиц. Даны примеры разных видов мнемотаблиц и этапы работы над ними, а так же рассказано об одном из эффективных методов мнемотехники - крокировании. Применение этих приемов равивает у детей память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста | 722.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слово «мнемотехника» происходит от греческого «мнемос» – память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина «дала название» технологии для развития памяти – мнемотехнике.
Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации.
Подобные приемы широко использовались в дореволюционных методиках и давали хорошие результаты при обучении детей, так как:
- Запоминается лучше то, что хорошо представлено;
- То, что хорошо осознано;
- То, с чем мы действуем, производим определенные операции;
- То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники);
- Запоминание информации происходит лучше в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлена.
Информация, как правило, закладывается в мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
- Развитие памяти /тренинги на различные приемы запоминания/
- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
- Развитие логики.
- Развитие образного мышления.
- Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
- Решение дидактических задач.
- Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
- Развитие смекалки.
- Тренировка внимания.
- Навык правильного графического воспроизведения.
Виды мнемотаблиц:
- Развивающие
- Обучающие
Способы составления и запоминания развивающих мнемотаблиц:
- сюжетный способ /составление сюжета подряд или в определенном порядке/;
- способ логических связок /целое – часть, поиск закономерностей, логические примеры/;
- способ трансформации /превращение символов/;
- цветовые мнемотаблицы /используются цветовые ассоциации/;
- тематические мнемотаблицы /заложена информация на определенную тему/;
- информационные /любая информация:01,02, и т. д./
Пример мнемотаблицы на трансформацию:
Мнемотаблица на трансформацию (превращение): Взяли «кусочек пластилина» (зеленый шарик), раскатали его – получилась палочка (колбаска). Соединили концы - получился круг. У круга «вытянули» уголки – получился квадрат. Квадрат «разрезали» пополам – получилось два треугольника. Поставили их друг на друга (ёлочка). «Загладили» стороны – получился большой треугольник. Опять смяли пластилин в маленький комочек. | |||
Пример тематической мнемотаблицы:
С | Мнемотаблица на тему: «Арктика и Антарктика» Примерный рассказ по мнемотаблице: «Земля (синий круг) имеет два полюса – Северный – Арктика и Южный – Антарктида. И на Северном полюсе холодно (снежинка), и на Южном полюсе холодно. И на Северном полюсе пол года длится ночь – пол года длится день, и на Южном – пол года длится ночь, пол года длится день. Только, когда на Северном полюсе день, на Южном – ночь и наоборот. | ||
А | 2 | ||
Ю |
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ МНЕМОТАБЛИЦЕ:
- Рассмотреть символы, изображенные в мнемотаблице;
- Расшифровать «закодированную» информацию;
- Найти «ключ - подсказку» (буква или цифра) для запоминания;
- Воспроизвести тематическую информацию с помощью мнемотаблицы;
- Зрительное запоминание в течение 5-7 сек.
- Воспроизводство мнемотаблицы детьми;
- Обучающие мнемотаблицы могут быть:
- математические / знакомство с числом, состав числа, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с математическими знаками/
- на правила правописания /жи-ши, чу-щу/;
- для запоминания стихов и загадок;
Примеры математических мнемотаблиц:
Математическая мнемотаблица: «СОСТАВ ЧИСЛА 4» Квадрат символизирующий число 4, можно разделить (разрезать) на части: - два прямоугольника («режем» квадрат пополам по горизонтали); - четыре маленьких квадрата - 2 + 2 («разрезали» квадрат по горизонтали и по вертикали); - два больших треугольника («режем» квадрат по диагонали); - четыре маленьких треугольника (3+1); Сложив части, выделенные одним цветом, мы получим один квадрат.
| |||
I | II |
| Математическая мнемотаблица: «ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ: 1+3 = 4 (РИМСКАЯ ЦИФРА 1 + 3 = КВАДРАТ) 2+3 = 5 (РИМСКАЯ ЦИФРА 2 + 3 =ПЯТИУГОЛЬНИК) 3+3 = 6 (ТРЕУГОЛЬНИК +3 = ШЕСТИУГОЛЬНИК) Все примеры выделены одним цветом. |
VII | + 3 | X | |
Мнемотаблица на запоминания стихотворения:
1 | 2 | 3 | 4 | РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ КОШКУ ГРАМОТЕ УЧИЛИ НЕ ЧИТАТЬ, НЕ ПИСАТЬ – МЫШЕК ПО УГЛАМ ИСКАТЬ. | |||
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ МНЕМОТАБЛИЦЕ:
- Рассмотреть мнемотаблицу;
- Назвать все изображенные в мнемотаблице символы, знаки, цифры,буквы;
- Расшифровать все символы;
- Определить, почему здесь находятся те или иные буквы или (и) цифры;
- Найти «ключ» к запоминанию (определить способ запоминания):
- логические или ассоциативные цепочки;
- зашифрованные примеры ли понятия;
- метод трансформации т.д.
- Дать возможность запомнить мнемотаблицу зрительно в течение 3-х секунд;
- Воспроизвести мнемотаблицу;
Среди основных методов мнемотехники одним из наиболее интересных является метод ассоциативных цепочек.
Ассоциация – соединение, возникшее в опыте человека, закономерная связь между двумя содержаниями сознания, ощущениями, мыслями, чувствами.
Ассоциация может быть:
- По форме: треугольник – крыша, круг – солнце, овал – дыня и т. д.;
- По цвету: зеленый – огурец, красный помидор, желтый – цыпленок и т.д.;
- По первому звуку: арбуз – аквариум; рука – рыба, заяц – забор и т.д.;
- Ассоциация на действие: птица летит – самолет летит, снег идет – человек идет и т. д.;
- Ассоциация на качество: котенок пушистый – облако пушистое, ёж колючий - кактус колючий и т.д.;
Преимущество цветовых мнемотаблиц, в которых используются цветовые ассоциации, в том, что их можно использовать для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста. Ассоциацию на цвет дети легко запоминают и безошибочно воспроизводят материал, заложенный в мнемотаблицу.
Вот примеры некоторых цветовых мемотаблиц, так называемых, «цветных сказок»:
ТЕМА: «Круговорот воды в природе» МНЕМОТАБЛИЦА: «Почему идет дождь» 1.Рассматривание цветов и их обозначение: желтый - солнце синий – вода (моря, океаны) белый – пар голубой – небо коричневый – тучи красный – молния полосы - дождь зеленый – трава черный – земля 2. Примерный рассказ по мнемотаблице: « Солнышко греет моря – океаны, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается в небо и превращается в тучи. Гремит гром, сверкает молния, начинается дождь. Он поливает травку, которая растет на земле». | |||
МНЕМОТАБЛИЦА: «Поросенок на воздушном шаре» 1.Обозначение цветов: розовый – поросенок зеленый - воздушный шарик голубой - небо полоски - радуга синий - море серый - кит зеленый - остров коричневый - желуди красный - радость 2.Примерный рассказ по мнемотаблице: « У поросенка был воздушный шарик, на котором он поднялся в небо. Там он погулял по радуге и скатился по ней прямо в море. А по морю плыл огромный черный кит. Вскочил поросенок на кита и приплыл с ним на большой зеленый остров. На острове оказалось много желудей, которые он очень любил. Поросенок обрадовался и остался там жить». | |||
МНЕМОТАБЛИЦА: «Приключение Мальвины» 1.Рассматривание цветов и их обозначение: голубой – девочка Мальвина розовый – кукла в розовом платье зеленый – трава, лужайка желтый - солнце коричневый – тучи синий - дождь, вода черный – земля, грязь, холод оранжевый - камин, огонь фиолетовый - коврик, диван 2. Примерный рассказ по мнемотаблице: « Девочку с голубыми волосами звали Мальвина. У нее была кукла в красивом розовом платье, с которой они гуляли на лужайке. Вдруг солнышко закрыла тучка и начался дождь. Земля намокла, получилась грязь. Мальвина с куклой пришли домой, разожгли камин и сели возле него на коврик, чтобы согреться. | |||
МНЕМОТАБЛИЦА: «Два медвежонка»
коричневый – медвежата розовый - малина черный - еж, земля, пенек зеленый (темный) – трава зеленый (светлый) – яблоко фиолетовый - вечер, ночь
« Два медвежонка собирали малину. Вдруг они увидели ежика, который бежал по траве и нес на своих иголках яблоко. Ежик положил яблоко на пенек и предложил устроить пир. Медведь с ежом пировали до самого вечера». | |||
Не менее эффективным в работе с детьми, является такой метод мнемотехники как – крокирование.
Крокирование – рисуночное письмо. С помощью этого метода у детей развивается
логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию куругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.
Крокировать можно:
- Отдельные слова (в младших и средних группах);
ДОМ | СОЛНЦЕ | ТРАВА | I I I I | ЯГОДЫ |
- Понятия (в старших и подготовительных группах);
РАДОСТЬ | ДРУЖБА | ГРУСТЬ | ЛЮБОВЬ |
- Загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.
В | |||
Загадка: СТОЯТ В ПОЛЕ СЕСТРИЧКИ,
ЖЕЛТЫЙ ГЛАЗОК – БЕЛЫЕ РЕСНИЧКИ (Ромашки)
Применение этих приемов развивает у детей память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:
- МНЕМОТЕХНИКА – специальные искусственные приемы для запоминания;
- МНЕМОТАБЛИЦА – специальный прием для запоминания информации с использованием сюжета, транформации, логических или ассоциативных цепочек.
- ТРАНСФОРМАЦИЯ– специальный прием для запоминания с помощью превращения одних образов в другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путе...
Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....
Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о важности использования в познавательно-речевом развитии дошкольников приемов мнемотехники. ...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...
Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективно...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...