статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
статья

Алисултанова Галина Темирбековна

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Алисултанова Галина Темирбековна

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

«Использование малых форм фольклора

в формировании речевой компетенции детей

раннего и старшего дошкольного возраста»

     Речь… - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения.  Должно пройти какое -то время, чтобы ребёнок начал говорить.  А задача взрослых - помочь и сделать всё возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Известно, что развитие речи детей происходит под влиянием взрослых и напрямую зависит от нормального социального и речевого окружения, достаточной речевой практики, воспитания и обучения начиная с самого раннего возраста.

     Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

     Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

     Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

     Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

     К сожалению, в современном мире родители в силу занятости, все реже читают детям, в свободное время отдают предпочтение походу в кафе или развлекательные центры. Ребенок дома больше времени проводит за компьютером или телевизором, планшетом.

     Общаясь со своими детьми, родители очень редко или совсем не используют малые фольклорные формы: потешки, пословицы, поговорки, сказки, пальчиковые игры, загадки.  Но ведь, ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

      Малые формы фольклора для детей - раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

     Малые формы фольклора влияют на развитие речи детей:

• обогащают словарь,

• развивают артикуляционный аппарат,

• развивают фонематический слух,

• дают образцы для составления описательных рассказов

     Эти формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пестушек, потешек, хороводных игр, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

     Уже в первые месяцы жизни ребенок слышит колыбельные песни, которые напевает каждая мама, качая колыбель с младенцем, а в детских садах мы используем аудиозапись.

     Колыбельные песни —основаны на лирической силе слова и музыки, любви, нежности, ласки, заботы, которые убаюкивают.

Народом создано множество таких песен для тесного эмоционального контакта с ребенком.  Эти песни хоть и имеют небольшой объём, но при этом являются настоящим кладезем для достижения   воспитательных и образовательных задач.  Их особый ритм, мелодичность и напевность способствуют формированию у детей плавного произношения отдельных фраз, предложений, обогащению словарного запаса, усвоению грамматического строя речи. 

      Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивают речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

     Припевки, потешки, народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В детском саду, например, такие процессы как умывание, одевание, прием пищи, подготовка ко сну, требуют словесного сопровождения. И здесь на помощь приходят малые жанры фольклора.

     Потешки – короткие стишки. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, выразительность, повышение и понижение тона.

Существует огромное количество потешек на все случаи.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда малыш плачет:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

Потешка при кормлении

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

     Читая потешки, необходимо демонстрировать эмоции, передавать детям настроение стиха, выделяя его голосом и тембром.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр, которые также способствуют развитию речевого общения. Дети с удовольствием перебирают пальчики, наделяя их именами близких людей.

      Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

      Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.

Возрастная особенность - способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени. Поэтому выбирая потешки, обращаем внимание на то, чтобы они были просты и коротки.

     Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе, активизируя свою речь.

     Особое место занимают музыкальные песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

     Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяют самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.  Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. Хороводы включают повторы слов с чёткой концовкой и действий.

     В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

     Дети взрослеют, интересы меняются… меняются и формы работы и взаимодействия педагога с детьми: от простых форм потешек мы переходим к многослойным хороводным играм с национальным колоритом.

Развитие речи, употребление забытых народных слов, которые развивают у ребенка компетенции не только речевые, но и познавательные. Он может не только выучить потешку или хороводную игру, ребенку интересно - откуда произошла эта игра, кто ее придумал, какой народ. Через эти знания приобретается, расширяется, раскрывается информационный опыт.

     Хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души.

Хороводная народная игра — это движение людей по кругу, взявшихся за руки с пением и пляской (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов). ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и произвести их содержание, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи ребенка.

       «Пугало», «Салки», «Горелки», «Аленушка и Иванушка», «Горячий картофель» «Золотые ворота» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами.       Для ребят старшего дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Признаками народных игр являются спонтанность, добровольный характер, коллективность, наличие правил.

В игре, часто необходимо выбирать водящего. И в этом нам помогает Считалочка:

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

        Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева). Звёзды (невидно днём, а ночью видно, да и то не всегда, находятся далеко-далеко). Молния (сверкает в небе, после неё много шума). Если загадку отгадать не удаётся, то ребёнок подсказывает вам дальше: предлагая новые описания загаданного предмета (про стену – на это можно повесить ковёр, в этом могут быть окна или двери и т.д. пока вы не угадаете). Детям очень нравятся такие игры, особенно когда загадку придумывают они сами.

     Эта форма народного творчества, может быть, с лёгкостью использована в домашних условиях, в быту, на прогулке. Например, гуляя в выходной день по парку вы поиграете с ребёнком в загадки и отгадки!

Пословица. В пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации.

Пословицы и поговорки напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь, то – будет так, а вот это случилось потому-то…

В детском саду воспитатель поясняет детям каждую пословицу, что она означает, как ее понять, осмыслить и растолковать. И для начало знакомит детей с более понятными для ребёнка пословицами. Например, за столом «Хлеб – всему голова!» Зимой, при одевании: «Береги нос в большой мороз»; о выполненной работе, быстро и некачественно можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!»

        И только когда ребёнок научится понимать глубокий смысл, заложенный народом в каждое слово пословицы, тогда, заинтересовав его новыми открытиями можно продолжать знакомство с фольклорным творчеством.

Например, «Где лад там и клад» - более сложная для понимания ребенка пословица. (Встречаются слова, редко употребляемые в обычной повседневной речи). Воспитатель пояснит значение слова, «лад», что оно обозначает: «порядок», «согласие». Вспоминает пословицы, близкие по смыслу этой: «На что клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берет» для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь. Можно предложить детям нарисовать понравившуюся пословицу, чтобы убедиться, что они понимаю смысл этой пословицы.

Поговорка – это нечто другое. Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»

Например, давайте сравним:

Поговорка

Пословица звучит по-другому:

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь — вода и будет

И нашим, и вашим

И нашим, и вашим за копейку спляшем

Чудеса в решете

Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда

Это вызывает интерес для человека, который в этом разбирается, ребенок же не разбирается в терминологии, поэтому в детском саду мы разбиваемся на две команды, одна команда составляет поговорку, другая пословицу, и ребята рассуждают, придумывают, творят, предполагают, чтобы это значило и почему это звучит иначе.   В итоге приходят к выводу, что им легче запомнить поговорку или пословицу и запоминают.

Предлагаем и вам дома попробовать проверить себя, вы то взрослые разбираетесь, есть ли разница и помните ли вы об этом?        

 Скороговорка. Самая сложная форма фольклора для детей. Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки и слова. Редко кто-то без подготовки может произнести скороговорку правильно и в нужном темпе:

«Проворонила ворона вороненка»;

«Выдра в ведро от выдры нырнула. 

Выдра в ведре с водой утонула»;

«Испугались медвежонка 

Ёж с ежихой и с ежонком, 

Стриж с стрижихой и стрижонком».

Думаю, многие со мной согласятся в том, что дети в повседневной жизни часто ссорятся, особенно, если они малознакомы. И на этот случай есть словесный помощник — это мирилки. Мирилки – это небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды для того, чтобы помириться.

«Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем

Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить! И другие.

С их помощью в детском саду и мир, и лад.

Еще одна форма фольклора - небылицы-перевёртыши, т.е. игра с понятиями, направленная на развитие словотворчества.

Для взрослого — это нелепицы, а для ребёнка — смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру ребёнок познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится выдумывать, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.

      Подведём итоги:

  1. Необходимо использовать малые фольклорные формы в раннем и младшем дошкольном возрасте:

- Пойте колыбельные на ночь!

- Напевайте знакомые весёлые песенки за любым занятием с детьми!

- Играйте в пальчиковые игры даже когда едете в автобусе!

А с детьми старшего дошкольного возраста:

- Разучивайте скороговорки, устраивайте семейные состязания «Кто быстрее!»!

- Творите! Развивайте словотворчество! Придумывайте новые слова, которые будут принадлежать только вашей семье!

- Играйте всей семьей в народные игры под открытым небом!

И тогда речь – этот чудесный дар природы, поможет маленькому человеку раскрыться и стать большой личностью в огромном, современном мире слов и открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"

Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...

ИНДИКАТОРЫ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речь –умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в ...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома....