статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
статья
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Алисултанова Галина Темирбековна
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
«Использование малых форм фольклора
в формировании речевой компетенции детей
раннего и старшего дошкольного возраста»
Речь… - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти какое -то время, чтобы ребёнок начал говорить. А задача взрослых - помочь и сделать всё возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Известно, что развитие речи детей происходит под влиянием взрослых и напрямую зависит от нормального социального и речевого окружения, достаточной речевой практики, воспитания и обучения начиная с самого раннего возраста.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
К сожалению, в современном мире родители в силу занятости, все реже читают детям, в свободное время отдают предпочтение походу в кафе или развлекательные центры. Ребенок дома больше времени проводит за компьютером или телевизором, планшетом.
Общаясь со своими детьми, родители очень редко или совсем не используют малые фольклорные формы: потешки, пословицы, поговорки, сказки, пальчиковые игры, загадки. Но ведь, ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Малые формы фольклора для детей - раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Малые формы фольклора влияют на развитие речи детей:
• обогащают словарь,
• развивают артикуляционный аппарат,
• развивают фонематический слух,
• дают образцы для составления описательных рассказов
Эти формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пестушек, потешек, хороводных игр, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Уже в первые месяцы жизни ребенок слышит колыбельные песни, которые напевает каждая мама, качая колыбель с младенцем, а в детских садах мы используем аудиозапись.
Колыбельные песни —основаны на лирической силе слова и музыки, любви, нежности, ласки, заботы, которые убаюкивают.
Народом создано множество таких песен для тесного эмоционального контакта с ребенком. Эти песни хоть и имеют небольшой объём, но при этом являются настоящим кладезем для достижения воспитательных и образовательных задач. Их особый ритм, мелодичность и напевность способствуют формированию у детей плавного произношения отдельных фраз, предложений, обогащению словарного запаса, усвоению грамматического строя речи.
Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивают речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.
Припевки, потешки, народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В детском саду, например, такие процессы как умывание, одевание, прием пищи, подготовка ко сну, требуют словесного сопровождения. И здесь на помощь приходят малые жанры фольклора.
Потешки – короткие стишки. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, выразительность, повышение и понижение тона.
Существует огромное количество потешек на все случаи.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда малыш плачет:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Потешка при кормлении
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
Читая потешки, необходимо демонстрировать эмоции, передавать детям настроение стиха, выделяя его голосом и тембром.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр, которые также способствуют развитию речевого общения. Дети с удовольствием перебирают пальчики, наделяя их именами близких людей.
Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.
Возрастная особенность - способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени. Поэтому выбирая потешки, обращаем внимание на то, чтобы они были просты и коротки.
Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе, активизируя свою речь.
Особое место занимают музыкальные песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.
Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяют самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. Хороводы включают повторы слов с чёткой концовкой и действий.
В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
Дети взрослеют, интересы меняются… меняются и формы работы и взаимодействия педагога с детьми: от простых форм потешек мы переходим к многослойным хороводным играм с национальным колоритом.
Развитие речи, употребление забытых народных слов, которые развивают у ребенка компетенции не только речевые, но и познавательные. Он может не только выучить потешку или хороводную игру, ребенку интересно - откуда произошла эта игра, кто ее придумал, какой народ. Через эти знания приобретается, расширяется, раскрывается информационный опыт.
Хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души.
Хороводная народная игра — это движение людей по кругу, взявшихся за руки с пением и пляской (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов). ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и произвести их содержание, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи ребенка.
«Пугало», «Салки», «Горелки», «Аленушка и Иванушка», «Горячий картофель» «Золотые ворота» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами. Для ребят старшего дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Признаками народных игр являются спонтанность, добровольный характер, коллективность, наличие правил.
В игре, часто необходимо выбирать водящего. И в этом нам помогает Считалочка:
Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.
Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева). Звёзды (невидно днём, а ночью видно, да и то не всегда, находятся далеко-далеко). Молния (сверкает в небе, после неё много шума). Если загадку отгадать не удаётся, то ребёнок подсказывает вам дальше: предлагая новые описания загаданного предмета (про стену – на это можно повесить ковёр, в этом могут быть окна или двери и т.д. пока вы не угадаете). Детям очень нравятся такие игры, особенно когда загадку придумывают они сами.
Эта форма народного творчества, может быть, с лёгкостью использована в домашних условиях, в быту, на прогулке. Например, гуляя в выходной день по парку вы поиграете с ребёнком в загадки и отгадки!
Пословица. В пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации.
Пословицы и поговорки напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь, то – будет так, а вот это случилось потому-то…
В детском саду воспитатель поясняет детям каждую пословицу, что она означает, как ее понять, осмыслить и растолковать. И для начало знакомит детей с более понятными для ребёнка пословицами. Например, за столом «Хлеб – всему голова!» Зимой, при одевании: «Береги нос в большой мороз»; о выполненной работе, быстро и некачественно можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!»
И только когда ребёнок научится понимать глубокий смысл, заложенный народом в каждое слово пословицы, тогда, заинтересовав его новыми открытиями можно продолжать знакомство с фольклорным творчеством.
Например, «Где лад там и клад» - более сложная для понимания ребенка пословица. (Встречаются слова, редко употребляемые в обычной повседневной речи). Воспитатель пояснит значение слова, «лад», что оно обозначает: «порядок», «согласие». Вспоминает пословицы, близкие по смыслу этой: «На что клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берет» для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь. Можно предложить детям нарисовать понравившуюся пословицу, чтобы убедиться, что они понимаю смысл этой пословицы.
Поговорка – это нечто другое. Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»
Например, давайте сравним:
Поговорка | Пословица звучит по-другому: |
Воду в ступе толочь | Воду в ступе толочь — вода и будет |
И нашим, и вашим | И нашим, и вашим за копейку спляшем |
Чудеса в решете | Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда |
Это вызывает интерес для человека, который в этом разбирается, ребенок же не разбирается в терминологии, поэтому в детском саду мы разбиваемся на две команды, одна команда составляет поговорку, другая пословицу, и ребята рассуждают, придумывают, творят, предполагают, чтобы это значило и почему это звучит иначе. В итоге приходят к выводу, что им легче запомнить поговорку или пословицу и запоминают.
Предлагаем и вам дома попробовать проверить себя, вы то взрослые разбираетесь, есть ли разница и помните ли вы об этом?
Скороговорка. Самая сложная форма фольклора для детей. Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки и слова. Редко кто-то без подготовки может произнести скороговорку правильно и в нужном темпе:
«Проворонила ворона вороненка»;
«Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула»;
«Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком».
Думаю, многие со мной согласятся в том, что дети в повседневной жизни часто ссорятся, особенно, если они малознакомы. И на этот случай есть словесный помощник — это мирилки. Мирилки – это небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды для того, чтобы помириться.
«Пальчик за пальчик | Ссориться не будем. |
С их помощью в детском саду и мир, и лад.
Еще одна форма фольклора - небылицы-перевёртыши, т.е. игра с понятиями, направленная на развитие словотворчества.
Для взрослого — это нелепицы, а для ребёнка — смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру ребёнок познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится выдумывать, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Подведём итоги:
- Необходимо использовать малые фольклорные формы в раннем и младшем дошкольном возрасте:
- Пойте колыбельные на ночь!
- Напевайте знакомые весёлые песенки за любым занятием с детьми!
- Играйте в пальчиковые игры даже когда едете в автобусе!
А с детьми старшего дошкольного возраста:
- Разучивайте скороговорки, устраивайте семейные состязания «Кто быстрее!»!
- Творите! Развивайте словотворчество! Придумывайте новые слова, которые будут принадлежать только вашей семье!
- Играйте всей семьей в народные игры под открытым небом!
И тогда речь – этот чудесный дар природы, поможет маленькому человеку раскрыться и стать большой личностью в огромном, современном мире слов и открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"
Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....
Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....
Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста
Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...
ИНДИКАТОРЫ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь –умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в ...
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома....
- Мне нравится (1)