"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"
проект по логопедии по теме
Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.pptx | 1.31 МБ |
prezentatsiya_opyta.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы все пришли на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, Но при всем при этом Должны мы научиться говорить.
Многочисленные исследования психологов и лингвистов показывают, что темпы развития речи в раннем и младшем дошкольном возрасте выше, чем во все последующие периоды жизни. Так, примерно к 2 годам словарь ребенка составляет 300 слов, а к 3 годам расширяется до 1000! На третьем году жизни речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учится строить предложения.
В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит значительный скачок в развитии речи. Дети , не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии. Именно поэтому с ними рекомендуется проводить работу по предупреждению речевых нарушений.
Анализ реальной ситуации выявил следующие противоречия: между высокими требованиями современной школы к первокласснику и низким уровнем развития речевых и неречевых психических процессов; между пониманием важности раннего и младшего дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии речи и недостаточным уровнем практической реализации реального процесса развития речи детей в ДОУ и семье; между большим р азвивающим и оздоровительно-коррекционным потенциалом логопедического воздействия и ограничением в использовании его на практике с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Возникает проблема Необходим подбор наиболее эффективных и интересных форм профилактики и коррекции речевых нарушений детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. «ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Цель проекта Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
задачи 1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей , мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия ) 2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений). 3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.). 4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса , гнозиса ; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д .).
Почему логоритмика ? Еще в начале ХХ века известные отечественные ученые говорили о взаимосвязи развития речевых зон коры головного мозга и двигательной активности, развития общей и мелкой моторики. Лурия А.Р. Павлов И.П.
Почему логоритмика ? Р егулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и сформировать положительные эмоции. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Ее основная цель – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.
Основатели отечественной логоритмики Александрова Н.Г. Гринер В.А.
« Логоритмика для малышей» Профилактика отклонений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста . Создание для педагогов практико-теоретической базы Работа с родителями.
Работа с педагогами *проведение практических занятий с воспитателями по ознакомлению с приёмами; *работы с целью обеспечения преемственности; *помощь специалистам ДОУ в овладении методикой работы по логоритмическому воспитанию; *консультативная работа (консультации, ширмы, рекомендации ).
Взаимодействие с родителями *индивидуальные консультации; *тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией); *анкетирование; *информирование о результативности работы; *открытые занятия.
Система комплексных занятий «Сказка за сказкой»
Занятия включают в себя: упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения для развития слуха, активизирующие внимание; ритмические упражнения, пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; массаж биологически активных зон; подвижные и пальчиковые игры; мимические упражнения; э лементы изо деятельности; упражнения на релаксацию.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. И при неоднократном повторении дети запоминают стихотворения и движения. В зависимости от темы занятия выбираются соответствующие упражнения. Таким образом, использование логоритмических упражнений помогают целенаправленно воздействовать на развитие речи детей.
Диагностика развития неречевых психических функций детей 3-4 летнего возраста Диаграмма 1
Диагностика развития речевых психических функций детей 3-4 летнего возраста Диаграмма 2
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Мы все пришли на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать.
Но при всем при этом
Должны мы научиться говорить.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствованиями и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми.
Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.
Отсутствие профилактического логопедического наблюдения за динамикой развития речи детей в раннем и младшем дошкольном возрасте, недостаточность или несвоевременность назначения им комплексных медико-психолого-педагогических корригирующих мероприятий являются основными факторами, влияющими на увеличение количества и тяжести различных форм стойких речевых нарушений у дошкольников. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период, который длится до 3 лет). Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Учитывая, что ранний возраст является сензитивным периодом в развитии речи, можно предположить, что целенаправленное педагогическое воздействие ускорит этот процесс и интенсивность общения взрослого с ребенком приведет к более раннему развитию речи. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
Сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи. Этим и обусловлен выбор моей работы по теме «Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики»
Цель - формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом (формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений)
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия)
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.)
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Почему логоритмика?
Нейропсихологи Павлов и Лурия.
Логоритмика симбиоз речи и движения.
Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться. На занятиях по развитию речи мы используем музыкальный ритм как фон для логоритмических упражнений.
Основатели Александрова Н.Г. и Гринер В.А.
Задачи же логопедической ритмики многогранны. К ним относятся: развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной), формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Логоритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. Давно установлено, что чем больше ребенок движется, тем интенсивнее развивается его речевая активность. В тоже время, ритм речи, особенно стихотворный, способствует развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики. Одновременно с этим, речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, снимают статическое напряжение, и, преподнесенные в игровой форме, помогают удержать внимание детей.
Опираясь на разработки М.Ю.Картушиной, Е.В.Кузнецовой, В.Т.Кудрявцевой мною был разработан долгосрочный проект по предупреждению речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста «Логоритмика для малышей. Сказка за сказкой».
Целью данного проекта является разработка, создание и внедрение комплексного подхода к профилактике отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста путем проведения логоритмических занятий.
Проект реализовывается по трем направлениям:
- Профилактика отклонений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Создание для педагогов практико-теоретической базы.
- Работа с родителями.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, педагог-психолог используют на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер-классы, приглашаю на занятия.
Взаимодействие с родителями:
*индивидуальные консультации;
*тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
*анкетирование;
*информирование о результативности работы;
*открытые занятия.
Работа с кадрами:
*проведение практических занятий с воспитателями по ознакомлению с приёмами
работы с целью обеспечения преемственности;
*помощь специалистам ДОУ в овладении методикой работы по логоритмическому воспитанию
*консультативная работа (консультации, ширмы, рекомендации)
Работа с детьми:
Работа с детьми предполагает проведение занятий. Для поддержания интереса у детей каждое занятие продумывается как единый сказочный сюжет: «Новоселье Кошки», «В гости к зайчику», «Божья коровка», «Путешествие в страну Гномов».
Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует словарь, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения проводятся по подражанию. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Успех зависит и от того, как дидактически верно выстроен каждый элемент занятия. Вводная часть составляет 3-5 минут: сюда включаю упражнения, подготавливающие организм к двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Главное - создать необходимый эмоциональный настрой. Основная часть - 10 -15 минут включает в себя 3 – 4 вида упражнений по выбору педагога. На заключительную часть отвожу 5 минут - это игры разного вида и упражнения на релаксацию.
В структуру занятий тесно вплетаю различные виды деятельности
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения для развития музыкального слуха;
- ритмические упражнения, пение;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- массаж биологически активных зон;
- подвижные игры, драматизации, мимические упражнения;
- упражнения на релаксацию.
Однако, на занятиях с детьми раннего возраста возможно использование лишь некоторых, адаптированных к данной возрастной категории детей, приемов коррекционного воздействия.
На занятиях используются различные музыкально-двигательные средства логопедической ритмики и элементы психогимнастики.
Упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха, реализуются в игре. Дети учатся сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос. Так же в этот комплекс могут включаться упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.
Безусловно, на занятиях нам не обойтись без упражнений на развитие мелкой моторики, которые не только способствуют развитию движений пальцев рук, а так же их взаимодействие, координацию, а так же стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга.
В занятия обязательно включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса, с помощью которых дети учатся напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голоса взрослого.
Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики для детей раннего возраста используются только упражнения соответствующие уровню физического развития детей в группе. Сочетание речи с движением способствуют не только развитию речевого внимания, а так же приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
В связи с тем, что у детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаются упражнения, стимулирующие речевую активность. Используются приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение небольших стихов, со зрительным сопровождением.
В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Каждое занятие – это небольшая история, в которой дети являются непосредственными ее участниками и помогают придумывать ее вместе со взрослым. Такие занятия проводятся очень эмоционально; взрослые участники должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают. Только при этом условии педагоги смогут «заразить» своим настроением детей, увлечь их игрой.
Большой объем информации усваивается детьми в играх, в движениях и нам никак не обойтись без так называемой двигательной терапии. Реализация двигательных упражнений происходит в пространстве игрового зала, где размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают».
Такие занятия задают ритм и темп, способствуют развитию координации движений, произвольной регуляции мышечного тонуса, ориентации в пространстве, обучению детей движению в заданном темпе — то, что можно откорректировать именно на музыкально-игровых занятиях, где все познается через движения.
Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций стихов, песен, созданием художественных образов посредством музыки. Игры и упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно.
Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.
В результате использования логоритмики к концу учебного года прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствует развитию речи детей младшего возраста, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Мониторинг по логоритмике.
Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния и развития эмоциональной сферы детей; развития мелкой моторики пальцев рук; развития слухового внимания и слухового восприятия; соответствия музыкально-речевого восприятия с выполнением различных упражнений.
Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В этой разработке я раскрываю свой опыт работы по данному направлению. Над этой темой я продолжаю работу и в 2012 году....
Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....
Развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
Статья посвящена вопросу развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии. Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста вс...
ИНДИКАТОРЫ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь –умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области...
Бизиборд - как средство сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
Бизиборд - как средство сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...