Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, поэтому особую значимость фольклор приобретает в период адаптации ребенка в саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
Пояснительная записка
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.
Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в себе конкретные образы, что очень важно для детей раннего возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития.
С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи. Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации ребенка в саду. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. Поэтому можно сказать что, русское народное творчество-фольклор способствует:
- развитию образности речи;
- формированию словаря;
- развитию речевой среды;
- развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
- развитию фонематического слуха;
- формированию творческих способностей;
- нравственному развитию.
Методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с детьми раннего возраста
Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.
1.Игровые методы и приемы:
- Внесение игрушек;
- Создание игровых ситуаций;
- Обыгрывание игрушек, предметов;
- Сюрпризность, эмоциональность;
- Внезапность появление, исчезновение игрушки;
- Изменение местонахождения игрушки;
- Показ предметов в разных действиях;
2. Словесные методы и приемы:
- Показ с называние игрушек, предметов;
- Просьба произнести слово за взрослым;
- Подсказывание нужного слова;
- Объяснение назначения предмета;
- Многократное повторение;
- Договаривание слова в конце фразы;
- Повторение за воспитателем;
- Пояснение;
- Напоминание;
- Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);
3.Практические методы:
- Совместные действия воспитателя с ребенком;
- Выполнение поручений;
4. Наглядные методы и приемы:
- Показ предметов и игрушек;
- Наблюдение за явлениями природы и трудом взрослых;
- Рассматривание живых объектов;
- Показ образца;
- Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;
- Непосредственное восприятие предмета, игрушки;
- Показ с называнием;
- Включение предмета в деятельность детей;
Формы совместной деятельности с использованием малых форм фольклора
- наблюдение;
- дидактические игры и упражнения;
- бытовые и игровые ситуации;
- игры-забавы, игры- хороводы;
- инсценировка и драматизация произведений устного народного творчества.
Важно чувствовать эмоциональное настроение детей перед любым видом деятельности, поощрять их за инициативность и старание, радоваться результатам, которых они достигли. При систематическом знакомстве детей с малыми формами фольклора происходит приобщение ребенка к художественному наследию наших предков. Произведения устного народного творчества оказывает положительное влияние на воспитание ребенка, расширяют и углубляют кругозор.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Что же относится к малым формам фольклора?
- Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
- Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
- Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
- Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
***
Придет киска не спеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
***
Нос, рот, голова,
Уши, щеки, нос, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Ножками топ-топ-топ.
Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
«Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей,
Пойманный становится петухом.
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Божья коровка
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого!
Дождик
Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей - по крошке,
На меня - по ложке.
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
***
Тимошка, Тимошка,
Наполни лукошко.
Целое!
***
Икота, икота,
Дойди до Федота,
С Федота — до Якова,
С Якова — до всякого!
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Наша Маша
Наша Маша Рано встала,
Кукол всех Пересчитала:
Две матрешки На окошке,
Две Аринки На перинке,
Две танюшки На подушке,
А Петрушка В колпачке
На дубовом Сундучке!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки:
Игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками.
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д.
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные игры, содержащие в себе-потешки, заклички, приговорки, считалочки, незаменимы в работе с детьми дошкольного возраста. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук подготавливает совершенствование движений органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А так же дети намного легче и с удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены.
Играя с детьми Вы развиваете их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-196174-1365355840.jpg)
Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельност...
Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"
Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983389-1512662786.jpg)
«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»
Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1177268-1571481144.jpg)
Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»
Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с воспитателями консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-1302834-1610787237.jpg)
«Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»
laquo;Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему:Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1172271-1573886686.jpg)
статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013879-1519058812.jpg)
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...