Педагогическая копилка
статья
Материалы высткплений с районных семинаров, РМО, Стажировочной площадки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Районный методический семинар для педагогов дошкольного образования
Тайшетского района
«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей
дошкольного возраста через использование инновационных форм и методов
образовательной деятельности»
Опыт работы по теме: «Формирование естественно-научных представлений
детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Кравченко Наталья Васильевна
г. Тайшет
Иркутская область
2023г
Формирование естественно-научных представлений детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями.
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле, развитие любознательности и познавательного интереса к окружающему миру.
Окружающий мир начинает волновать малыша уже с первых месяцев жизни, а подрастая он интересуется им очень активно. И вот начинают сыпаться вопросы о том, что такое планета, а где находится такая страна, а почему мы не падаем, если Земля круглая и прочее. Такие вопросы возникают уже после 4-5 лет. Я считаю, что познакомить ещё совсем маленького ребёнка с некоторыми географическими понятиями, лучше в интересной и увлекательной форме. Главное здесь идти от запросов и интереса детей.
Занимаясь вопросами формирования естественно-научных представлений детей дошкольного возраста, я обнаружила, что одним из проблемных мест данного вопроса является недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды по данной теме. Разрешить данную проблематику мне удалось посредством неординарного инфраструктурного решения. В группе появился большой глобус и разнообразные коллекции, которые обеспечивают знакомство детей с географическими понятиями, раскрывают географические особенности разных континентов и её обитателей.
Эти предметы помогли не только систематизировать разрозненные естественно-научные представления детей о мире, но и сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а глобус и коллекции являются интерактивными.
Интерактивный-означает «содержащий элемент взаимодействия с пользователем, зрителем или читателем». Иными словами, это то, что находится в свободном доступе, что ребёнку можно потрогать, с чем можно поиграть.
Для изготовления глобуса я взяла спортивный гимнастический мяч голубого цвета. Материки изготовлены из фетра, что позволяет легко прикреплять и откреплять с фетра съёмные элементы на липучке, в качестве которых выступают изображения различных географических объектов (горы, леса, песок), животных и растений.
В группе собраны также различные интерактивные тематические коллекции «Холодные страны», «Жаркие страны», «Морское дно и его обитатели», «Ракушки», «Полезные ископаемые», «Полудрагоценные камни России».
Благодаря коллекциям дети знакомятся с ландшафтом, погодными условиями, флорой и фауной различных уголков земли, традициями и обычаями, предметами быта и костюмами различных народов Земли.
Нельзя не сказать о включении родителей в создание интерактивных коллекций и глобуса. Без партнёрства, такую образовательную практику реализовать было бы невозможно. Всё это собрано и изготовлено совместными усилиями педагога, детей и родителей, и являются постоянно пополняемым.
Посредством взаимодействия с глобусом и коллекциями, дети в игровой форме получают ответы на такие вопросы как: что такое Земля и солнечная система, карта и глобус, почему день сменяет ночь, какие материки есть на нашей планете, и кто на них обитает и множество других вопросов которые помогают детям познакомиться с окружающим миром.
Существенным дополнением в этой работе служат современные информационные технологии, для активизации познавательной активности и интереса детей активно использую экран, компьютер, музыкальный центр. Всё это вместе помогает отрывочные знания детей связать в единую картину мира, предоставляет им возможность делать открытия и путешествовать, наблюдать, задавать вопросы и предлагать свои нестандартные и интересные объяснения тому, что их окружает.
Данная образовательная практика обеспечивает развитие любознательности и познавательной активности дошкольников, способствует глубине, прочности, осознанности формируемых естественно-научных представлений о Земле, развивает речь и пополняет словарный запас детей, развивает наблюдательность, умение делать выводы, выдвигать гипотезы, проявлять инициативу и самостоятельность.
Варианты игр с интерактивным глобусом и коллекциями:
- Игра «Обитатели морей и океанов».
Цель: Развивать умение сопоставлять (соотносить) карту и глобус. Закрепление знаний о различных видах животных и месте их обитания.
Игровые атрибуты: интерактивный глобус, географическая карта для детей «Наша планета, животный и растительный мир», карточки-фигурки животных разных континентов и океанов на липучке.
Содержание игры: найти каждому животному своё место обитания (свой дом) на глобусе, ориентируясь на собственные естественно-научные представления и пользуясь «подсказками-изображениями» географической карты.
2.Игра «Что и где?»
Цель: Развитие умения соотносить цветовое обозначение рельефа на географической карте и глобусе с обозначением на карточке.
Игровые атрибуты: интерактивный глобус, географическая карта для детей «Наша планета, животный и растительный мир», карточки на липучке с изображениями рельефа, особенностей рельефа, особенностей природы (горы, пустыни, лес, вода (океан)).
Содержание игры: найти на карте место, соответствующее изображению на каточке (горы, пустыни, лес, вода (океан)), ориентируясь на цвет. Соотнести с глобусом, найти необходимый материк, разместить на нём карточку.
- Игра с интерактивной коллекцией «Холодные страны»
Цель: Закрепление знаний о природных условиях Северного и Южного полюсов.
Игровые атрибуты: интерактивная коробка «Холодные страны» (фигурки животных, птиц проживающих данной местности, людей, домов, транспорт).
Содержание игры: Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей.
- Игра с интерактивной коллекцией «Жаркие страны».
Цель: закрепление знаний о природных условиях стран с жарким климатом.
Игровые атрибуты: интерактивная коробка «Жаркие страны» (фигурки животных, птиц проживающих данной местности, людей, домов транспорт).
Содержание игры: сюжетно-ролевая игра по замыслу детей.
- Игра «Будем знакомы!».
Цель: Знакомство с коренными народами различных континентов, их традициями и обычаями.
Игровые атрибуты: интерактивный глобус, интерактивная коллекция кукол в национальных костюмах, карточки на липучке с изображением особенностей быта, традиций, обычаев (юрта, вигвам, иглу, костюмы и др.).
Содержание игры: найти на карте место, соответствующее изображению на карточке (горы, пустыни, лес, вода (океан)), ориентируясь на цвет. Соотнести с глобусом, найти необходимый материк, разместить на нём карточку.
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Районный методический семинар для педагогов дошкольного образования
Тайшетского района
«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей
дошкольного возраста через использование инновационных форм и методов
образовательной деятельности»
Опыт работы по теме: «Формирование естественно-научных представлений
детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Кравченко Наталья Васильевна
г. Тайшет
Иркутская область
2023г
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
в ходе реализации грантового проекта ООО «РУСАЛ»
«Будь природе другом».
В феврале 2020 года благотворительная организация фонда «Центр социальных программ», был объявлен грантовый конкурс проектов «Зелёная волна», программы «Помогать просто 2020». Всего на конкурс поступило 215 заявок из 20 муниципальных образований, 9 регионов Российской Федерации, 55 проектов получили грантовую поддержку. По решению конкурсной комиссии, наш проект «Будь природе другом» вошёл в число победителей конкурса. Сумма гранта составляла 103 тысячи 196 рублей.
Целью нашего проекта, было создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированный на экологическое воспитание, формирование их экологического мышления. Данная тема актуальна в настоящее время, так как остановить нарушение экологии можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, и эта работа начинается в детском саду. Срок реализации проекта 1 год.
В реализации проекта участвовали 112 воспитанников подготовительных групп и 20 привлечённых волонтёров (администрация, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели).
С грантодателем был составлен договор, о предоставлении гранта на реализацию проекта в соотвествии с его описанием, с календарным планом его реализации и сметой расходов. Чёткое выполнение договора было необходимым и обязательным.
Одним из пунктов плана, было создание развивающей среды, способствующей формированию экологического воспитания дошкольников. На финансовые средства центра социальных программ «РУСАЛа», в подготовительных группах были созданы лаборатории, для проведения исследовательской деятельности. Приобретены: «Домашний огород», «Смарт - сад» с подсветкой, «Муравьинная ферма», набор «Профессор ЭЙН. Экопереработка», гербарий с иллюстрациями растений, ноутбук для просмотра научно-познавательных фильмов.
Для формирования у воспитанников ответсвенного отношения к окружающей среде, были разработаны занятия первичного ознакомительного типа: это знакомство детей с видами животных, растений, с условиями их жизни, обитания. Занятия углублённо познавательного типа с объектами природы в исследовательской лаборатории, для систематизирования полученных знаний по экологии и занятия обобщающего типа, для закрепления и применения полученных знаний. Все типы занятий проводились в рамках мини-проектов.
Проект «Синицы-озорницы и другие птицы», познакомил детей с особенностями обитания синиц – оказание помощи птицам зимой. Проведён цикл занятий социально-образовательного характера «Эколята-дошколята, по экологическому воспитанию, в рамках Всероссиййского экологического фестиваля детей и молодёжи «Земле-жить». Разработан и реализован проект с родителями «Мы друзья природы», в ходе которого проведена акция «Кормушки для пернатых друзей». Родители изготовили кормушки для птиц, принесли разные крупы для подкормки птиц, что позволило детям ежедневно наполнять кормушки крупами, наблюдать за птицами, больше узнавать о повадках пернатых и испытывать удовольствие от результата своей деятельности.
Проект «Всё о муравьях, позволил организовать длительное наблюдение за муравьями, используя приобретённую «муравьиную ферму».
Проект «Зимующие птицы», позволил показать детям связь птиц с внешней средой. В ходе проекта, организовали подкормку птиц, провели акцию «Очистим кормушки от снега». Участвовали в муниципальной акции «Покормим птиц». Итогом проекта, стало проведение викторины «Зимующие птицы».
Особый интерес, вызвал у детей проект «Сбережём природу Байкала вместе». В ходе реализации проекта, дети познакомились природой, животным и подводным миром Байкала, через просмотр познавательных видеофильмов «Иркутский нерпинарий», «Байкал в разные времена года». Проводя работу по формированию бережного отношения к природе, проводили опыты по очищению воды, используя наборы «Профессор ЭЙН. Экопереработка», провели акцию по использованию бросового материала «Шикарный наряд из всего подряд». Изготовили макет Байкала, оформили выставку рисунков «Сбережём Байкал вместе», выставку поделок из солёного теста «Нерпа- чудо Байкала». Увлекательная викторина «Сохраним природу «Байкала», стала итогом проекта.
Познавательно и интересно прошёл проект «Огород на окне». С помощью «СМАРТ-сада» с подсветкой, дети смогли сделать вывод о роли света, при выращивании рассады. С помощью «домашнего огорода» рассмотреть корневую систему растений.
Тематическая неделя «Природа и я - верные друзья», была направлена на охрану природы, на формирование правил поведения в природе у дошкольников. Параллельно с работой, с воспитанниками проводилась работа с педагогами, по экологическому воспитанию дошкольников.
На педагогических советах рассмотрены вопросы:
- Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, в рамках
экологического воспитания;
- Организация экологических акций, аукционов, праздников;
- Экологическое воспитание дошкольников через знакомство природоведческой литературой.
На педагогическом аукционе, педагоги представили картотеку занимательных опытов, дидактические игры экологической направленности, мнемосхемы по исследовательской деятельности, паспорта комнатных растений.
Разработана и используется для экологического воспитания детей «Экологическая тропа».
В ходе реализации проекта, осуществляли взаимодействия с представителями фонда. Ежемесячно, в рамках контроля реализации проекта, грантодателю представляли статистические отчёты по реализации проекта. Материалы проекта выставлялись на сайте детского сада.
В результате реализации грантового проекта «Будь природе другом», у детей, участвующих в проекте, сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Повысилось экологическое сознание и экологическая культура педагогов и родителей, понимание необходимости экологического воспитания и активного приобщения детей к природе.
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Практикум для педагогов дошкольного образования Тайшетского района по теме «Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе».
Подготовила: Кравченко Наталья
Васильевна, воспитатель 1 категории МКДОУ «Белочка»
города «Тайшета»
Тайшет,2023 г.
Практикум в форме игры-путешествия для педагогов дошкольного образования «Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе»
Цель: показать свой подход к воспитанию любви к родной природе как важного элемента в формировании социально-коммуникативной грамотности у дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников встречи с основными направлениями работы педагога с дошкольниками по воспитанию любви к родной природе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к родной природе.
- Создать условия для обретения большинства педагогов своего собственного профессионального стиля.
Итак, начнем:
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социально- коммуникативном развитии.
К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме того, у дошкольников должны сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Социально-коммуникативное развитие реализуется по четырем основным направлениям:
-развитие игровой деятельности
-патриотическое направление
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
-трудовое воспитание;
Я думаю, все эти направления на нашей встрече сегодня прозвучат. Я же остановлюсь на одном из составляющих компонентов социально-коммуникативного развития дошкольников -это патриотическое воспитание, которое в свое время основывается на воспитании любви к родной природе.
Я считаю, что именно Родная природа – это тот могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: паучка в густой траве, муравья на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения. И если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе восхищаться и любоваться поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывать частицу своего сердца.
Хочу поделиться с вами опытом работы по формированию социально-коммуникативных навыков через воспитание любви к родной природе.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие.
Чтобы не заблудиться, нам необходима карта путешествия (карта со Станциями). Заполучить карту нам помогут ваши знания пословиц и поговорок о Родине, о родном крае, о малой родине. (Участники называют знакомые пословицы и поговорки). Всякому мила своя сторона. Родина любимая-мать любимая. Человек без родины, как соловей без песни. На родной стороне и камешек знаком.)
Мы с Вами побываем на станциях:
1. «Предметно-пространственная среда».
2. «Акции»
3. «Проект»
4. «Искусство»
А вот и первая Станция: «Предметно-пространственная среда»
Всем известно о важности и необходимости грамотно-организованной ППС в группе и на территории ДОУ для качественной и полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для эффективной работы по воспитанию у детей любви к родной природе я создала соответствующую предметно-пространственную среду в группе, которая включает в себя:
- экологический уголок «Эколята», с комнатными растениями, коллекциями семян, камней, гербариев, природный материал, географические карты, макеты. В таком уголке обязательно наличие материала, который свойственен Иркутской области.
- минилаборатория «Юный исследователь», оборудованная материалами для экспериментирования, исследования объектов живой и неживой природы;
-патриотический уголок, в котором представлены символы Иркутской области, куклы, в костюмах коренных народов Прибайкалья, природные экспонаты: береза, ель.
-книжный уголок с книгами и журналами о природе родного края. Мною подобран иллюстративный материал, фотографии, видео и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные родителями и детьми.
-в групповом уголке природы есть дидактические игры экологической направленности, материал для самостоятельных игр, календарь природы, правила безопасности и поведения в природе;
- на территории детского сада разработана экологическая тропа, включающая в себя станции, на которых произрастают растения и кустарники, деревья свойственные нашему региону. Например, на станции «Полевая» дети знакомятся со злаковыми (рожь, пшеница, овес), которые выращивают на полях нашего края. На станции «Аптечная» дети наблюдают за Ромашкой Аптечной, Подорожником, Ноготками, Мятой, Чабрецом, который растет на берегу Бирюсы. На станции «Лес» мы с воспитанниками наблюдаем, делаем выводы о деревьях, цветах травах, которые растут на просторах нашей малой родины: ель Сибирская, Лиственница, Береза, Черемуха, Рябина, Осина, Медуница, Жарки, Мать-и Мачеха. В прошлом году мы с сотрудниками «Русал» высадили дерево Орех Маньчжурский, теперь наблюдаем с ребятами, сможет ли прижиться это дерево в нашем регионе. Через экскурсии по станциям у детей формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Все наблюдения, фиксацию результатов, опыты, эксперименты мы проводим в рамках экологических и патриотических проектов. И вот мы с вами оказались на Станции «Проекты». Я вместе с воспитанниками и родителями реализовала проекты «Сибирь-матушка», «Природа-наш общий дом», «Растения нашего участка», «Эколята -дошколята. Защитники природы». В ходе проектной деятельности дети познакомились с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получили в увлекательной форме, самые разнообразные знания о родной природе, ее красоте. В 2022 году наш детский сад является участником Природоохранного социально-значимого проекта «Дошколята-эколята». Ребята моей группы участвовали в посвящении в Эколята и произнесли клятву о защите и сохранении природы, в том числе и природы родного края. Участвуя в реализации проектов, воспитанники учатся бережному отношению к природе, приходит осознание того, что природу необходимо охранять, беречь и защищать.
Такие призывы звучат и в экологических Акциях, которые мы проводим в детском саду. И вот мы с вами оказались на Станции «Акции». Целью таких акций является формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе в целом и к природе родного края в частности. Акции позволяют детям видеть примеры положительного отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней. Мы с ребятами организовали и провели акции «Сохраним хвойный лес Сибири», «Накорми птиц зимой», «Мы за чистый Байкал», «Очистим наш город Тайшет от мусора». Успешно ежегодно проходит акция «Зеленая елочка-живая иголочка»-против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Мы рисовали плакаты в защиту хвойных деревьев, развешивали их возле главного входа в детский сад.
После участия детей в экологических, патриотических проектах, акциях ребята приносят в группу много рисунков, плакатов, книг о родной природе. Наша станция «Искусство». В группе организую выставки детских рисунков «Красота родной природы», «Зимняя природа Иркутской области», «Дары природы», «Подводный мир Байкала». Совсем недавно ребята принесли фотографии с изображением природы родного края, мы решили сделать Фотовыставку в коридоре ДОУ, теперь все воспитанники детского сада могут восхититься красотой природы нашего региона. Мои воспитанники являются постоянными участниками конкурсов «Осенний вернисаж», «Дарит осень чудеса», «Весна идет, весне дорогу». Мой воспитанник награжден дипломом 1 степени за участие в конкурсе чтецов «Моя родина Россия!», который проводился в детском саду. На региональном этапе конкурса Всероссийского фестиваля «Праздник эколят-молодых защитников природы» наши воспитанники представили мультфильм «Сбережем Байкал».
Моим воспитанникам очень нравятся художественные произведения о нашей малой родине. В группе есть книги «Ты- родина моя» Ю. Касаткин, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Байкал» А.Волчук, «Россия» П.Синявский, «Страна, где мы живем» С. Боруздин. Воспитанники восхищенно слушают эти произведения и с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, которые проводятся в нашем ДОУ.
Уважаемые участники! Вот и подошло к завершению наше путешествие. С каким багажом знаний, умений, опыта мы возвращаемся из него? (Участникам раздаются буклеты «Воспитываем чувство любви к родной природе»)
Подведу итог: Формирование любви к родной природе- это одно из средств воспитание патриота. Чувство патриотизма, как одного из составляющих социально-коммуникативной грамотности ребенка-дошкольника формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, малой родине, Родине.
Знакомство дошкольников с родным краем, областью и родной страной, природой родного края, экологическими проблемами региона– процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, родной природе, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая копилка
Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....
Педагогическая копилка
Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...
Педагогическая копилка.
Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Методические разработки адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка
Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...
Педагогическая копилка
Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...