Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 4 «Ручеек»
Результаты педагогической деятельности по методике «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
(И.А.Помораева)
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории
Баринова Юлия Алексеевна
г.Лобня
Основное направление деятельности: развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.
Цель инновационной деятельности: Способствовать развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру.
Задачи деятельности:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Этапы работы:
Диагностика
Подготовка
Обучение
Подведение итогов
Содержание и концептуальные идеи:
Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т.е. первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Великий ученый Карл Фридрих Гаус сказал: «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом.
Дидактическая игра имеет цели:
ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и
ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).
Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.
Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.
Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.
Успешное формирование элементарных математических представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы. Перечислим их.
• Принцип межпредметной связи - формирование элементарных математических представлений у детей осуществляется с учетом содержания всех разделов для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений.
• Принцип систематичности и последовательности - предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому. Обеспечивается логика формирования математических знаний, установления связи между приобретаемым жизненным опытом и математическими представлениями. Процесс обучения осуществляется в соответствии с определенным планом поэтапно, при этом устанавливается связь каждого предыдущего этапа с последующим.
• Принцип деятельного подхода - предполагается учет особенностей структуры деятельности детей, представленной следующими компонентами: мотиватионно-целевым, операциональным, оценочно-контрольным. В процессе обучения большое внимание следует уделять поддержанию интереса к выполнению практических действий, организации и контроля деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
• Принцип активности - предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности и инициативы.
• Принцип логического мышления - формирование навыков работы с объектами из плоскостных фигур, обучение анализировать, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.
• Принцип наглядности - предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному взаимодействию на функции сенсорных систем, участвующих в логическом развитии. Наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к математическим упражнениям, ускоряет формирование математических представлений.
Все принципы воспитания и обучения осуществляются в единстве.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбивая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, цвет, форму и другие признаки предметов.
Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Игры с дидактическими игрушками, картинками, природным материалом способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположения. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Играя без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетается с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнения задачи.
Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.
Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на:
Игры с предметами.
Настольно-печатные игры.
Словесные игры.
Также дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:
игры с цифрами и числами;
игры с геометрическими фигурами;
игры с величинами;
игры на ориентировку во времени;
игры на ориентировку в пространстве;
игры на логическое мышление.
Учитывая все возможные варианты организации работы, я учитываю уровень подготовки детей, их количество, возможность использовать использования демонстрационного и раздаточного материала и отбираю наиболее подходящие задания для детей, сохраняя при этом общую методику, общий подход и обеспечиваю реализацию поставленных целей.
Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребенок при изучении нового, тем больше вклад в его личностное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...
Познавательно-игровой проект по формированию элементарно-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к ор...
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования воспитателя...
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ».
Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических игр и игровых приемов для формирования математических представлений у дошкольников....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей...
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
План работы на год «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....