Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника.
статья
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок из фетра обладает несомненной пользой для ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника.
( из опыта работы)
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий для развития детей. Дети с удовольствием и интересом откликаются на яркие предметы, манипулируя ими, придумывают варианты использования в решении своих детских задач и замыслов. Работая в дошкольной организации, мы понимаем важность и актуальность поиска различных вариантов подачи содержания дошкольного образования, используя различные средства, в том числе и самодельные игры (или игры, созданные своими руками и руками родителей).
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок обладает несомненной пользой для ребенка.
При разыгрывание сказки по ролям, дети стараются не пропустить «выход» своего персонажа, у малышей вырабатывается способность к концентрации внимания;
заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;
обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
в процессе перемещения персонажей по импровизированной сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
возможность самовыражения за разных персонажей развивает артистические и творческие способности
А главное при помощи фигурок из фетра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать.
Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создание импровизации на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, Вы сможете лучше понять малыша, мотивы и причины того или иного его поведения.
Даем тему из сказки «Гуси- лебеди»: «Маленькая девочка не послушала родителей и потеряла братца». Задавайте малышу наводящие вопросы: Что она почувствовала? Пошла ли искать братца, или продолжила весело гулять? Кого она встретила по пути? Кто и как ей помог найти дорогу? Вместе ли с братцем она вернулась домой? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки Вы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа
Программные задачи:
1. Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
2. Закреплять у детей умение называть цвет, количество предметов .
3.. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Ход игры
Воспитатель читает четверостишие:
Ёжик по лесу идёт,
Он под деревом найдёт:
Ребёнок находит предметы, которые называет воспитатель, и выкладывает на колючки Ёжику, сопровождая свои действия словами: «На, Ёжик один красный листик» или «На, Ёжик много разных листиков».
Дидактическая игра «Слева – справа»
Цель: развитие у детей ориентироваться в пространстве.
Программные задачи:
1. Учить детей ориентироваться относительно себя или относительно Ёжика.
2. Закреплять у детей умение называть предметы по признакам (съедобные- не съедобные, лёгкие- тяжёлые).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: коврик (основа, на которой расположены предметы - листочки, яблоки, груши разные по цвету)
Ход игры
Воспитатель называет предмет, его цвет, или признак, или местоположение, ребёнок находит предмет и выкладывает на коврик.
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Цель: развитее внимательности и образного мышления.
Программные задачи:
1. Учить детей называть части тела у Лисы.
2. Закреплять умение называть цвет и место положения частей тела согласно настроению Лисы ( голова крепится сверху, на шее; хвост лежит на лапках, чтобы ни кто не схватил).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: коврик (основа, на которой расположены части от Лисы).
Ход игры
1 способ. Воспитатель показывает коврик с готовым расположением всех частей тела у Лисы. Методом исчезновения частей тела, дети называют чего не хватает.
2способ.Воспитатель показывает коврик с частями тела Лисы , разбросанными в хаотичном порядке. Дети проговаривая названия частей тела и расположения, выкладывают Лису на коврике.
Игра «Кто откуда?»
Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их необходимо отнести к какой либо сказки, аргументировав свой ответ.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: девочка, мальчик, Лиса).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что лишние и почему?
Дети: лишняя Лиса. Девочка, мальчик – это дети, люди, а Лиса – животное.
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
Игра «Если бы…»
Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)
«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64 «Солнечный зайчик», города Смоленска.
Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника.
Воспитатель: Новикова Г.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
Из опыта работы....
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...
Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...
Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...