Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника.
статья

Галина Михайловна Новикова

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок из фетра обладает несомненной пользой для ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство развития речи  дошкольника.

( из опыта работы)

 Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий для развития детей. Дети с удовольствием и интересом откликаются на яркие предметы, манипулируя ими, придумывают варианты использования в решении своих детских задач и замыслов. Работая в дошкольной организации, мы понимаем важность и актуальность поиска различных вариантов подачи содержания дошкольного образования, используя различные средства, в том числе и самодельные игры (или игры, созданные своими руками и руками родителей).

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок обладает несомненной пользой для ребенка.

При разыгрывание сказки по ролям, дети стараются  не пропустить «выход» своего персонажа, у  малышей вырабатывается способность к концентрации внимания;

заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;

театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;

обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

в процессе перемещения персонажей по импровизированной сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);

возможность самовыражения за разных персонажей  развивает артистические и творческие способности

А главное при помощи фигурок из фетра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать.

Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать  множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создание импровизации на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, Вы сможете лучше понять малыша, мотивы и причины того или иного его поведения.

Даем тему из сказки «Гуси- лебеди»: «Маленькая девочка не послушала родителей и потеряла братца». Задавайте малышу наводящие вопросы: Что она почувствовала? Пошла ли искать братца, или  продолжила весело гулять? Кого она встретила по пути? Кто и как ей помог найти дорогу? Вместе ли с братцем она вернулась домой? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки Вы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа

Программные задачи:

1. Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

2. Закреплять у детей умение называть цвет, количество предметов .

3.. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.

  Ход игры

Воспитатель читает четверостишие:

Ёжик по лесу идёт,

Он под деревом найдёт:

Ребёнок находит предметы, которые называет воспитатель, и  выкладывает на колючки Ёжику, сопровождая свои действия словами: «На, Ёжик один красный листик» или «На, Ёжик много разных листиков».

  Дидактическая игра «Слева – справа»

Цель:  развитие у детей ориентироваться  в пространстве.

Программные задачи:

1. Учить детей ориентироваться относительно себя или относительно Ёжика.

2. Закреплять у детей умение называть предметы по признакам (съедобные- не съедобные, лёгкие- тяжёлые).

3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.

Оборудование: коврик (основа,  на которой расположены предметы -  листочки,  яблоки, груши разные по цвету)

 Ход игры

Воспитатель называет предмет, его цвет, или признак, или местоположение,  ребёнок находит предмет и выкладывает на коврик.

         Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель: развитее внимательности и образного мышления.

Программные задачи:

1. Учить детей называть части тела у Лисы.

2. Закреплять  умение называть цвет и место положения частей тела согласно настроению Лисы         ( голова крепится сверху, на шее; хвост лежит на лапках, чтобы ни кто не схватил).

3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.

Оборудование:  коврик (основа,  на которой расположены части от Лисы).

Ход игры

1 способ. Воспитатель показывает коврик с  готовым расположением всех частей тела у Лисы. Методом  исчезновения частей тела, дети называют чего не хватает.

2способ.Воспитатель показывает коврик с частями тела Лисы , разбросанными в хаотичном порядке. Дети проговаривая названия частей тела и расположения, выкладывают Лису на коврике.

Игра «Кто откуда?»

Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.

Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их  необходимо  отнести к какой либо сказки, аргументировав свой ответ.

Игра «Что лишнее?»

Цель: Совершенствовать  доказательную форму речи.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: девочка, мальчик, Лиса).

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что лишние и почему?

Дети: лишняя Лиса. Девочка, мальчик – это дети, люди, а Лиса – животное.

Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

Игра «Если бы…»

Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)

«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)          

            Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад  64 «Солнечный зайчик»,  города Смоленска.

                                                                                                                     

Дидактическая игра, как средство развития речи                                       дошкольника.

           

                                                                                                                                   

                                                                      Воспитатель: Новикова Г.М.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...