Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»
материал ( группа) на тему
Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играми по восприятию формы, объемов и свойства предметов через тактильные ощущения; активизация творческого потенциала; повышения уровня педагогического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 266.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста» | ||
Мастер-класс | Воспитатель МДОУ « ЦРР- детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки, Белгородская область Юрах Ольга Николаевна |
Цель: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике.
Задачи:
- познакомить с дидактическими играми по восприятию формы, объемов и свойства предметов через тактильные ощущения;
- активизация творческого потенциала;
- повышения уровня педагогического мастерства.
Ход мастер – класса.
Активное осязание возникает в результате активного ощупывания предметов. В его основе лежит интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
Главным инструментом осязания являются руки. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.
Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие тактильного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок познавательному развитию и подбираются по степени возрастающей трудности.
Целью работы в данном направлении является формирование тактильных ощущений детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления опыта тактильных ощущений дошкольников(3-5 лет) направленных на развитие у детей осязания посредством дидактических игр.
2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы;
3. Обучать целенаправленному ощупыванию
4. Знакомить с различными материалами, предметами и их свойствами
Представленные ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментах, свободной деятельности детей:
1. «Определи на ощупь» (игра для детей 3-4 лет)
Цель: Развивать тактильные ощущения.
Материал: коллекция из тканей различной текстуры.
Задание: Найти пару к кусочкам ткани (шершавая, гладкая; зимняя, летняя)
Правила:
- Принимать участие в игре могут 3-5 детей.
- Играть по очереди.
- Побеждает тот ребёнок, который правильно соберёт большее количество пар образцов.
Алгоритм проведения:
- Педагог предлагает рассмотреть коллекцию тканей, при этом называет какая ткань
- Для правильного выполнения задания детям следует погладить рукой предложенные образцы тканей.
- Педагог предлагает для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях текстуры тканей, поглаживать их с закрытыми глазами.
- Дети называют, какая у них ткань .
- Педагог предлагает просунуть в коробку руку и погладить определенный вид ткани и найти соответствующий ему образец.
- Дети по очереди, анализируют и высказывают своё мнение: какая ткань подходит, а какая нет.
- В конце игры подводится итог.
2. «Волшебный мешочек» (игра для детей 3-4 года)
Цель: развивать осязание; формировать умение ощупывать различные предметы.
Материал: мешочек, муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, картофель, кукуруза).
Задание: предложить на ощупь определить и назвать овощ.
Правила:
- Количество играющих 3-5 человек
- Соблюдать очередность в игре
- Играть дружно, совместно
- Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться с индивидуальным заданием.
Алгоритм проведения:
- Педагог предлагает детям внимательно изучить все овощи, ощупав их.
- Предложить детям ощупывать предметы с закрытыми глазами.
- Педагог прячет овощи в «Чудесный мешочек» и предлагает детям поиграть.
- Я прячу в мешочек овощи, а кто - то из вас просунет внутрь руку и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать.
4. Дети по очереди угадывают овощи.
5. В конце игры подводиться итог.
3. «Чудесные кружочки». Цель: развивать у детей умение различать кружочки из материалов разной структуры на ощупь.
Материал: кружочки из материалов разной структуры, коврик с нашитыми парными кружочками
Задание: предложить на ощупь определить кружочки и подобрать каждому пару.
Правила:
- Количество играющих 3-5 человек
- Играть по очереди.
- Побеждает тот ребёнок, который правильно соберёт большее количество пар образцов.
Алгоритм проведения:
- Педагог предлагает рассмотреть коллекцию кружочков, при этом называет структуру каждой из них (шершавая, гладкая и т.д.).
- Для правильного выполнения задания детям следует погладить рукой предложенные образцы кружочков.
- Педагог предлагает для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях структуры кружочков, поглаживать их с закрытыми глазами.
- Дети называют, какой у них кружочек (шершавый, гладкий).
- Педагог предлагает ребенку ощупать один из образцов, закрывает ему глаза повязкой и просит найти пару к предложенному кружочку.
- Дети по очереди, анализируют и высказывают своё мнение: какой кружочек подходит, а какой нет.
- В конце игры подводится итог (по подобранным парам).
4. «Узнай геометрическую фигуру». Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры на ощупь.
Материал: геометрические фигуры из бархатной бумаги, жетоны
Задание: определить на ощупь геометрические фигуры
Правила:
1. Количество играющих 3-5 человек
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребёнок, который правильно определит на ощупь и назовет геометрические фигуры.
Алгоритм проведения:
1. Педагог предлагает рассмотреть коллекцию геометрических фигур, при этом называет каждую их них.
- Для правильного выполнения задания детям следует погладить рукой предложенные образцы фигур.
- Педагог предлагает для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях, поглаживать каждую геометрическую фигуру с закрытыми глазами.
- Педагог закрывает ребенку глаза повязкой, взяв его руку, положив на одну из фигур, поводит пальчиками по контуру, просит ребенка определить фигуру (можно разрешить ощупывать всей ладошкой).
- Дети по очереди, анализируют и высказывают своё мнение: какую фигуру они ощупали.
- В конце игры подводится итог (за каждый правильный ответ ребенок получает жетон).
В ходе опыта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по развитию тактильных ощущений. Итак, в 2013-2014г. уровень знаний составил 25%, 2014-2015г. составил 45% , а уже в 2015-2016г. уровень знаний – 85%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время взрослые не уделяют должного внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Аннотация: в данной статье анализируется проблема развития аналитико-синтетической деятельности у детей с задержкой психического развития. Подчеркивается, что в случае задержки в развитии отмечаются м...