Программа коррекционно-развивающей работы по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас»
рабочая программа (старшая группа)

Жеребятьева Юлия Владимировна

Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но и родителями, любящими своих малышей. Для достижения максимального эффекта в применении «Сказкотерапии», необходимо объединить усилия детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korekts._programmavolshebnaya_strana_vnutri_nas.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО Турочакский район, МДОУ д/с Берёзка с. Иогач. Воспитатель – Жеребятьева Юлия Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» села Иогач

ПРИНЯТА

На заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»_______ 2022____г.                  

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МДОУ

д/с «Берёзка» с.Иогач

_______/Н.Ю.Кащеева/

Приказ № _____

от «___» ____2022___г.

 

Программа

коррекционно-развивающей работы

по сказкотерапии

«Волшебная страна внутри нас»

для детей 5-6 лет

 Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Жеребятьева Юлия Владимировна

Иогач

2022г.

 Актуальность темы:

 Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием его личности. Именно в период дошкольного детства происходит «1-е рождение личности», а затем и дальнейшее её развитие. Личность, как психологическое свойство может совершенствоваться всю жизнь, но только в дошкольном возрасте этот процесс идёт естественным путём, опосредованно влияя на развитие всех психических процессов и свойств.

 Психологические исследования показали, что формирование позитивных сторон личности определяется в первую очередь детско-родительскими отношениями, ценность которых не оценивается в нужной степени современными родителями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия, зачастую подменяется дисциплинарной, не учитывающей индивидуальные особенности, возможности и желания самого ребёнка. Общение родителей с ребёнком превращается в бесконечную череду нотаций, назиданий, вместо проявлений любви, оказания поддержки, да и получения простого человеческого тепла и сказки на ночь. Известно, что няня Великого русского поэта, Арина Родионовна, рассказывала маленькому Саше сказки, и в 7 лет Пушкин написал первую поэму. Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но и родителями, любящими своих малышей. Для достижения максимального эффекта в применении «Сказкотерапии», необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Проведя курс сказкотерапии с детьми, который намерено, ограничивается 12 НОД, необходимо обучить родителей взаимодействию с детьми, прошедших мягкую психотерапию сказкой. Только в это случае эффект НОД будет продолжаться долго и приведёт к ожидаемому результату.

 

Цель программы:

комплексное использования метода «сказкотерапии» для устранения негативных личностных образований и развития позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребёнка. 

Задачи программы:

  - выявить основные эмоционально-личностные проблемы 

 дошкольников (капризы, упрямство, негативизм, лживость, трусость,  

 непослушание и т. д.).

- формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности 

- провести консультации с родителями дошкольников, имеющих  

 отклонения в личностном развитии

- проследить динамику формирования позитивных качеств личности у  

 детей, имеющих отклонения в личностном развитии в процессе

 применения методов сказкотерапии

4.  Возраст участников: дети 5-6 лет

5.  Количество участников: постоянный состав группы из 5-6 детей

 10. Продолжительность: средней продолжительности – 3 месяца

 (12 НОД по 35 минут)

 11. Основные формы реализации программы:

 А) психологическое  исследование:

 - наблюдение за особенностями поведения дошкольников

 -тестирование дошкольников

 Цель: выявить отклонения в эмоционально-личностном развитии

Б) психологическое просвещение: 

 - провести семинар-практикум с родителями на тему: «Исцеляющие  

 сказки» 

 - провести консультации с родителями дошкольников, имеющих 

 отклонения в эмоционально-личностном развитии

 Цель: согласовать коррекционно-развивающее воздействие на 

личностные характеристики детей, имеющих отклонения в  

 развитии.

В) занятия с дошкольниками

 - Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками, имеющими 

 отклонения в личностном развитии с использование технологии 

 «Сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой 

 12. Обеспечение:

 А) методическое

 - Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.  Сборник 

  программ по сказкотерапии. СПб., Речь. 2002

 - комплекс «Исцеляющие сказки от 33 капризов» «Лаборатории 

 Антона Маниченко»

 - Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? –М., 2007

 Б) Материально-техническое

 - песочница (стол для рисования песком)

 - альбом, цветные карандаши

 - Игрушки – рукавички (бибабо); маленькие фигурки животных, 

 людей

 - Набор терапевтических сказок в подборке «Лаборатории 

  Антона Маниченко»

 - Аудио-диск «Антикапризин»

 - Аудио-записи медитативной, танцевальной музыки

 - видео-записи мультсериала «Маша и медведь»

  - пособие «Кляксы»

 - пиктограммы эмоций

 - фигурки человечков в разных эмоциональных состояниях

 В) диагностико-дидактическое

 - анкеты для родителей

 - протоколы наблюдения за поведением дошкольников

 - диагностический инструментарий «Волшебная страна чувств»

 - консультации для родителей

 - материалы семинара-практикума для родителей 

  -  планы занятий по сказкотерапии

 13. Предполагаемый результат:

 - развитие интегративных качеств личности дошкольников:  

 способность управлять своим поведением и планировать действия

 на основе первичных ценностных представлений, соблюдение

 элементарных общепринятых норм

 - повышение педагогической культуры родителей

 - обогащение педагогического процесса ДОУ современными 

 психологическими средствами оказания помощи детям 

 дошкольного возраста

  - позитивный сценарий развития детско-родительских отношений

 - снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений 

 у воспитанников ДОУ

Перспективный план реализации программы сказкотерапии

«Волшебная страна чувств»

Участники:

дети старшей группы;

воспитатель; родители

 

№ НОД, тема

Цель

сроки

Работа с родителями

1.  «Вхождение в сказочную страну»

- Первичная диагностика, с целью исследования психоэмоционального состояния детей

 

Сообщение результатов диагностики

(индивидуально)

2.  «Знакомство со сказочной страной и её королём»

- Построение сказочного мира своих чувств,  при помощи песочницы, игрушек

 

Д/З для детей и родителей: поговорить о «сказочной стране», нарисовать её

3. Цикл занятий «Знакомство со слугами-чувствами»

- «Знакомство со слугой по имени Радость»

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ каждого чувства

 

 

4. «Знакомство со слугой по имени Грусть»

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Грусть»

- Анализ состояния грусти через сказочную историю

 

 

5. «Знакомство со слугой по имени Интерес»

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Интерес»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Семинар-практикум

«Исцеляющие сказки»

6. «Знакомство со слугой по имени Злость»

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Злость»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

7. «Знакомство со слугой по имени Страх»

 

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Страх»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

8. «Знакомство со слугой по имени Обида»

 

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Обида»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

9. «Знакомство со слугой по имени Вина»

 

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Вина»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

10. «Знакомство со слугой по имени Удовольствие»

 

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Удовольствие»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

11.«В поисках Любви»

 

- Знакомство с внешними проявлениями чувства

- Формирование представления о необходимости чувства «Любовь»

- Анализ чувства через сказочную историю

 

Индивидуальные беседы по мере необходимости

12. «Возвращение Короля»

- Формирование умения рефлексировать собственное эмоциональное состояние

 

Консультации с родителями дошкольников, для обучения осуществлению психологической поддержки психоэмоциональной нормы детей в домашних условиях

 «Итоговая диагностика»

(в день последнего занятия, или в последующие дни)

- исследование психоэмоционального состояния детей

 

 

- Сообщение результатов вторичной диагностики

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная страна внутри нас

Представлены конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие эмоциональной сферы детей....

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов....

Мир в твоих руках 1. Модуль: Отношение к себе и к окружающим людям Тема: Волшебная страна внутри нас.

Головачева Е.А.Модуль: «Отношение к себе и к окружающим людям».Тема: «Волшебная страна внутри нас»Цель: ознакомление с чувствами человека.Задачи: Познакомить детей с тем, какие бывают чувства;Уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими наруше...