Программа коррекционно-развивающей работы по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас»
рабочая программа (старшая группа)
Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но и родителями, любящими своих малышей. Для достижения максимального эффекта в применении «Сказкотерапии», необходимо объединить усилия детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korekts._programmavolshebnaya_strana_vnutri_nas.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО Турочакский район, МДОУ д/с Берёзка с. Иогач. Воспитатель – Жеребятьева Юлия Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» села Иогач
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»_______ 2022____г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МДОУ д/с «Берёзка» с.Иогач _______/Н.Ю.Кащеева/ Приказ № _____ от «___» ____2022___г.
|
Программа
коррекционно-развивающей работы
по сказкотерапии
«Волшебная страна внутри нас»
для детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жеребятьева Юлия Владимировна
Иогач
2022г.
Актуальность темы:
Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием его личности. Именно в период дошкольного детства происходит «1-е рождение личности», а затем и дальнейшее её развитие. Личность, как психологическое свойство может совершенствоваться всю жизнь, но только в дошкольном возрасте этот процесс идёт естественным путём, опосредованно влияя на развитие всех психических процессов и свойств.
Психологические исследования показали, что формирование позитивных сторон личности определяется в первую очередь детско-родительскими отношениями, ценность которых не оценивается в нужной степени современными родителями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия, зачастую подменяется дисциплинарной, не учитывающей индивидуальные особенности, возможности и желания самого ребёнка. Общение родителей с ребёнком превращается в бесконечную череду нотаций, назиданий, вместо проявлений любви, оказания поддержки, да и получения простого человеческого тепла и сказки на ночь. Известно, что няня Великого русского поэта, Арина Родионовна, рассказывала маленькому Саше сказки, и в 7 лет Пушкин написал первую поэму. Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но и родителями, любящими своих малышей. Для достижения максимального эффекта в применении «Сказкотерапии», необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Проведя курс сказкотерапии с детьми, который намерено, ограничивается 12 НОД, необходимо обучить родителей взаимодействию с детьми, прошедших мягкую психотерапию сказкой. Только в это случае эффект НОД будет продолжаться долго и приведёт к ожидаемому результату.
Цель программы:
комплексное использования метода «сказкотерапии» для устранения негативных личностных образований и развития позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребёнка.
Задачи программы:
- выявить основные эмоционально-личностные проблемы
дошкольников (капризы, упрямство, негативизм, лживость, трусость,
непослушание и т. д.).
- формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности
- провести консультации с родителями дошкольников, имеющих
отклонения в личностном развитии
- проследить динамику формирования позитивных качеств личности у
детей, имеющих отклонения в личностном развитии в процессе
применения методов сказкотерапии
4. Возраст участников: дети 5-6 лет
5. Количество участников: постоянный состав группы из 5-6 детей
10. Продолжительность: средней продолжительности – 3 месяца
(12 НОД по 35 минут)
11. Основные формы реализации программы:
А) психологическое исследование:
- наблюдение за особенностями поведения дошкольников
-тестирование дошкольников
Цель: выявить отклонения в эмоционально-личностном развитии
Б) психологическое просвещение:
- провести семинар-практикум с родителями на тему: «Исцеляющие
сказки»
- провести консультации с родителями дошкольников, имеющих
отклонения в эмоционально-личностном развитии
Цель: согласовать коррекционно-развивающее воздействие на
личностные характеристики детей, имеющих отклонения в
развитии.
В) занятия с дошкольниками
- Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками, имеющими
отклонения в личностном развитии с использование технологии
«Сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
12. Обеспечение:
А) методическое
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник
программ по сказкотерапии. СПб., Речь. 2002
- комплекс «Исцеляющие сказки от 33 капризов» «Лаборатории
Антона Маниченко»
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? –М., 2007
Б) Материально-техническое
- песочница (стол для рисования песком)
- альбом, цветные карандаши
- Игрушки – рукавички (бибабо); маленькие фигурки животных,
людей
- Набор терапевтических сказок в подборке «Лаборатории
Антона Маниченко»
- Аудио-диск «Антикапризин»
- Аудио-записи медитативной, танцевальной музыки
- видео-записи мультсериала «Маша и медведь»
- пособие «Кляксы»
- пиктограммы эмоций
- фигурки человечков в разных эмоциональных состояниях
В) диагностико-дидактическое
- анкеты для родителей
- протоколы наблюдения за поведением дошкольников
- диагностический инструментарий «Волшебная страна чувств»
- консультации для родителей
- материалы семинара-практикума для родителей
- планы занятий по сказкотерапии
13. Предполагаемый результат:
- развитие интегративных качеств личности дошкольников:
способность управлять своим поведением и планировать действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдение
элементарных общепринятых норм
- повышение педагогической культуры родителей
- обогащение педагогического процесса ДОУ современными
психологическими средствами оказания помощи детям
дошкольного возраста
- позитивный сценарий развития детско-родительских отношений
- снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений
у воспитанников ДОУ
Перспективный план реализации программы сказкотерапии
«Волшебная страна чувств»
Участники:
дети старшей группы;
воспитатель; родители
№ НОД, тема | Цель | сроки | Работа с родителями |
1. «Вхождение в сказочную страну» | - Первичная диагностика, с целью исследования психоэмоционального состояния детей |
| Сообщение результатов диагностики (индивидуально) |
2. «Знакомство со сказочной страной и её королём» | - Построение сказочного мира своих чувств, при помощи песочницы, игрушек |
| Д/З для детей и родителей: поговорить о «сказочной стране», нарисовать её |
3. Цикл занятий «Знакомство со слугами-чувствами» - «Знакомство со слугой по имени Радость» | - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ каждого чувства |
|
|
4. «Знакомство со слугой по имени Грусть» | - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Грусть» - Анализ состояния грусти через сказочную историю |
|
|
5. «Знакомство со слугой по имени Интерес» | - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Интерес» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Семинар-практикум «Исцеляющие сказки» |
6. «Знакомство со слугой по имени Злость» | - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Злость» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
7. «Знакомство со слугой по имени Страх»
| - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Страх» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
8. «Знакомство со слугой по имени Обида»
| - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Обида» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
9. «Знакомство со слугой по имени Вина»
| - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Вина» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
10. «Знакомство со слугой по имени Удовольствие»
| - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимой МЕРЕ чувства «Удовольствие» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
11.«В поисках Любви»
| - Знакомство с внешними проявлениями чувства - Формирование представления о необходимости чувства «Любовь» - Анализ чувства через сказочную историю |
| Индивидуальные беседы по мере необходимости |
12. «Возвращение Короля» | - Формирование умения рефлексировать собственное эмоциональное состояние |
| Консультации с родителями дошкольников, для обучения осуществлению психологической поддержки психоэмоциональной нормы детей в домашних условиях |
«Итоговая диагностика» (в день последнего занятия, или в последующие дни) | - исследование психоэмоционального состояния детей
|
| - Сообщение результатов вторичной диагностики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная страна внутри нас
Представлены конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие эмоциональной сферы детей....
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов....
Мир в твоих руках 1. Модуль: Отношение к себе и к окружающим людям Тема: Волшебная страна внутри нас.
Головачева Е.А.Модуль: «Отношение к себе и к окружающим людям».Тема: «Волшебная страна внутри нас»Цель: ознакомление с чувствами человека.Задачи: Познакомить детей с тем, какие бывают чувства;Уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими наруше...