Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individulnaya_programma_korrekciya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного
и младшего школьного возраста прогимназия № 2
Советского района Волгограда
коррекционно-развивающей работы c воспитанником
старшего дошкольного возраста
на развитие познавательных процессов
«Знайкина страна»
Автор-составитель:
педагог-психолог
Зубкова Марина Владимировна
Волгоград, 2013
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов.
Вид программы: – коррекционно-развивающая.
Описание участников программы: программа предназначена для воспитанника старшего дошкольного возраста, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в развитии мелкой моторики рук.
Цель программы: развить познавательные процессы.
Задачи программы:
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
6. Повышение самооценки.
Основания для программы: при разработке программы были использованы отдельные элементы из программы Саниной Т.А. «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет» и другие источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной переработаны и скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности, а затем дополнены упражнениями, разработанными мной в процессе реализации программы.
Наполняемость детей в группе 1человек.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 30 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
В конце каждого занятия проводится рефлексия по поводу того, какое впечатление осталось у воспитанника от занятия.
Это развивает у него умение выражать свое отношение к происходящему, а психологу оценить эффективность и при необходимости вносить коррективы в последующие занятия.
Пояснительная записка
На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Воспитанник с низкими показателями не может в полном объеме усвоить программу. Не может нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в прогимназии и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке воспитанника к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержке воспитаннику, является одной из самых важных задач, которые психологу приходиться решать в прогимназии. Для ее решения мной была разработана программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.
Занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал для воспитанника.
Необходимое оборудование: рабочая тетрадь; краски и кисточки, цветные карандаши, пазлы, музыкальное сопровождение, стимульный материал (картинки с изображениями части суток), сюжет из картинок.
Методы и приемы: коррекционно-развивающие занятия включают в себя элементы сказкотерапии, упражнения на релаксацию и дыхание, приемы арт-терапии (свободное и тематическое рисование), рефлексию.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- Повышение самооценки.
- Возрастающий интерес к выполнению заданий.
- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.
- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.
- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.
- Повышение уровня развития познавательных процессов.
Методы оценки:
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).
Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.
Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематическое планирование.
Цель занятия | Разминка | Упражнение 1 | Упражнение 2 | Упражнение 3 | Упражнение 4 | Заключение | Время |
Занятие 1 Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и формы, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Доска Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Круги. Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Утро и день, вечер и ночь. Цель: развитие временных представлений | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 2 Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета и формы, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания Метод: пальчиковая гимнастика. | Морковь на грядке. Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Круги и квадраты. Цель: развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики рук | День и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 3 Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие бодрого, активного звука. Метод: пальчиковая гимнастика | Фрукты и круги. Цель: развитие логического мышления, способности к классификации, навыка прямого счета. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Коврики и треугольники. Цель: развитие восприятия формы, цвета, мелкой моторики рук. | Четыре времени года. Цель: развитие мышления, временных представлений, речи. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 4 Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Овощи и фрукты. Цель: развитие логического мышления, способности к классификации и обобщению, мелкой моторики рук. | Два козлика на мостике. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Прямоугольники. Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Запоминалки. Цель: развитие памяти, мелкой моторики рук. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 5 Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Находим и обводим. Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению, восприятие формы, мелкой моторики рук. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Овалы Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Утро и день, вечер и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 6 Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Что во что превратится? Цель: развитие мышления. | Лягушка и цапля. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Геометрические фигуры. Цель: развитие восприятия формы и цвета, мелкой моторики рук. | Четыре времени года. Цель: развитие мышления, временных представлений, речи. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 7 Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Находим и обводим. Цель: развитие мышления, восприятие формы, мелкой моторики рук. | Спасение птенчика. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Раскраска. Цель: развитие мелкой моторики. | Рядки. Цель: развитие внимания. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 8 Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Стрелочки. Цель: развитие пространственных представлений, восприятия цвета. | По лестнице ледяжке. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Четвертый лишний. Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению. | Утро и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 9 Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания, плавного, напевного звука, развитие широкого дыхания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Зверята. Цель: развитие пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Коврики. Цель: развитие мышления. | Дорожки. Цель: развитие мелкой моторики рук. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 10 Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие лёгкого звука. Метод: пальчиковая гимнастика. | Найди то, что не подходит. Цель: развитие мышления. | Фигуры. Цель: развитие внимания, восприятия цвета.. | Коврик. Цель: развитие мелкой моторики | «Запоминалки – слова». Цель: развитие памяти. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Занятие 11 Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Аппликация из ватных шариков. «Цыплята» Цель: развитие мелкой моторики, умения действовать в соответствии с инструкцией, помочь детям поверить в собственные силы | «Мишуткины покупки» Цель: развитие творческого воображения. | «Как это можно использовать» Цель: развитие творческого воображения. | «Сказочный ералаш» Цель: развитие творческого воображения. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 30 мин |
Итого | 5 часов 30 мин |
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ДЭНАС - терапии в коррекционной работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Выступление на совете педагогов...
Проект по использованию сказкотерапии в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Несказочные превращения»
Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональн...
мастер-класс Использование техники батик в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста
конспект мастер-класса...
«Каплетерапия» в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (Мастер-класс).
ознакомление педагогов с арт-терапевтической технологией «Каплетерапия»....
«Каплетерапия» в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (Мастер-класс), презентация
ознакомление педагогов с арт-терапевтической технологией «Каплетерапия»....
Методическое пособие по использованию кинезиологических комплексов в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Пособие предназначено для использования воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «В мире профессий»
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию«В мире профессий»...