Волшебная страна внутри нас
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Полугрудова Алёна Юрьевна

Представлены конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие эмоциональной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_igrovoy_deyatelnosti_s_detmi.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые клоуны

  1. Вводная часть

Беседа.

Когда человек бывает радостным? Что тебя радует? На что похожа радость? Когда у тебя бывает радостное настроение? Как выглядит радостный человек?

Работа с пиктограммами.

Детям предлагают из пиктограмм выбрать изображение эмоции радости, найти из фотографий людей с радостным настроением.

  1. Основная часть

Игровое упражнение «Паровозик с клоунами»

Цель: развитие внимания, создание позитивного эмоционального фона.

Один из детей – ведущий (паровозик), остальные – клоуны, которые едут в поезде (колпачки надевают на голову заранее). Дети выстраиваются за «паровозиком» друг за другом, сцепляются руками и едут вместе. Если кто-то разъединит руки, то паровозик ломается и останавливается, из вагонов выбегают клоуны и начинают веселиться: валятся на пол, прыгают. Затем по звуку оповещается: вагончики отремонтировались. Дети снова встают друг за другом.

Игровое упражнение «Разноцветные шары»

Цель: формирование позитивного эмоционального фона.

Шары разных цветов надуваются заранее и накрываются материей. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом хорошего настроения. Под веселую музыку дети танцуют с шариками. После этого шарики возвращаются в свое царство.

Создание радостного рисунка.

Рисунок может отражать как конкретные радостные переживания ребенка, так и воображаемые переживания или фантазии. Ребенок может изобразить чувство радости просто линиями и цветом.

Релаксация “Достань звезду”

Цель: снятие психомышечного напряжения.

“Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!”

  1. Заключительная часть

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Я не трус, но я боюсь…

  1. Вводная часть

Беседа.

Что такое страх? Чего боятся люди? На что поход страх? От чего тебе бывает страшно? Как выглядит человек, который чего-то боится?

Работа с пиктограммами.

Детям предлагается из набора пиктограмм выбрать изображения эмоции страха, среди фотографий выбрать те, на которых люди испытывают страх.

  1. Основная часть.

Материализация страха.

Цель: отреагирование эмоции страха в социально приемлемой.

Ведущий: «Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Какие ощущения внутри тела у вас возникали. Прислушайтесь к ним. А теперь откройте глаза и расскажите о своем страхе. А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Когда маска будет готова, выстригите ее, пожалуйста».

Спонтанный театр.

Цель: отреагирование эмоции страха в социально приемлемой форме.

Ведущий: «А теперь наденьте на себя маску. Вы должны ее оживить. Придумай, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Дайте своей маске быть тем, кем ей хочется. По-очереди попугайте друг друга страшными движениями и страшным голосом.

 Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

 Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Релаксация “Водопад”

Цель: снятие психомышечногонапряжения.

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”.

  1. Заключительная часть
  2. Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Путешествие в страну удивления

  1. Вводная часть.

Беседа.

Что вас удивляет? Когда вы удивляетесь? На что похоже удивление? Что вас недавно удивило?

Работа с пиктограммами.

Детям предлагается из набора пиктограмм выбрать изображение эмоции удивление, фотографии с удивленными людьми.

2. Основная часть.

Удивление

Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение «Зеркало»

Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики, уметь различать оттенки эмоции удивления.

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление?

Игра «Облака»

Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики.

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая – удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями.

Рисунок «Чудеса»

Цель: развитие умения передавать чувства через рисунок, снятие эмоционального напряжения.

Детям предлагают с помощью техники «монотипия» создать волшебные рисунки. Дети капают капли разноцветных красок на лист, делают один или несколько оттисков.

Релаксация “Полет высоко в небо”

Цель: снятие психомышечного напряжения.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениеми парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.

3. Заключительная часть.

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Путешествие в страну драконов

  1. Вводная часть.

Беседа.

Что такое злость? Почему люди злятся? Что вас злит? Какой ты, когда злишься? Как понять, что человек злой? На что похожа злость?

Работа с пиктограммами.

Детям из набора пиктограмм предлагают выбрать изображение эмоции злости, фотографии злых людей.

  1. Основная часть.

Игра «Злой дракон»

Цель: снятие негативного настроения, отреагирование агрессивных эмоций.

Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа «превращается» в злых драконов, которые стараются напугать остальных детей. Через несколько минут подгруппы меняются ролями.

Рисуем злость.

Цель: снятие негативного настроения, отреагирование агрессивных эмоций.

Ведущий: «Пользуйтесь восковыми мелками. Все то, что вы сейчас чувствуете, перенесите на лист бумаги в виде каких-то линий, пятен или событий. Возможно, ваши рисунки будут страшными. В данный момент это очень хорошо».

Игра «Тух - тиби –дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

 Педагог: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по- настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий – в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий – против. Как только я скажу: «Раз –два –три, стоп!» - все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито произносит волшебное слово: «Тух – тиби –дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Беседа

Как узнать о доброте другого человека? Можно ли людям стать добрее? Как?

Коллективная работа «Дома дракончиков»

Цель: формирование положительного настроя, сплочение детского коллектива.

Материалы: лист ватмана, карандаши или фломастеры.

Ведущий: «Дракончики живут в норках и нам нужно сделать для них дома».

Рисование проходит в три этапа:

  1. Каждый ребенок рисует свою «норку» на листе в форме круга, выбрав наиболее подходящий цвет, и закрашивает круг.
  2. Дети рисуют дорожки между норками, чтобы «дракончики» могли ходить друг к другу в гости.
  3. Украшают оставшееся на листе пространство.

Релаксация «Чаша доброты»

Цель: снятие психомышечного напряжения.

Чаша – это не чашка. Чаша похожа на большую, широкую вазу. Она узорная, яркая. Вот, например …(показывает рисунок чаши). А теперь сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно, глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран. Вообразите, что видите на нем прекрасную чашу. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Какая замечательная получилась чаша. Представьте, что она наполнена самым вкусным в мире напитком. А теперь представьте рядом с этой чашей другую, чужую. Она пустая. Отлейте в нее из своей чаши. Рядом еще пустая, и еще… Отливайте из своей чаши в пустые, всем-всем. А теперь посмотрите снова в сою чашу. Она снова полна до краев. Почему так? Ваша чаша – особенная, волшебная… Мы можем отливать из не, а она всегда будет полная. Эта чаша – твоя! Она наполнена твоей добротой. На счет 3 откройте глаза. Раз, два, три. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чаша!».

3. Заключительная часть

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Пятачок спешит на день рождения

  1. Вводная часть

Беседа.

Что такое грусть? Почему люди грустят? Что тебя расстраивает? Что ты делаешь, когда тебе грустно? Как понять, что человек грустит? На что похожа грусть?

Работа с пиктограммами.

Детям предлагается из набора пиктограмм выбрать изображение эмоции грусть, выбрать фотографии грустных людей.

  1. Основная часть

Грустный рисунок.

Цель: снятие эмоционального напряжения, отреагирование отрицательных эмоций.

Ведущий: «Нарисуйте что-нибудь грустное. Например, я бы нарисовала осенний листок, упавший с дерева. У меня этот листок вызывает грусть, так как напоминает, что лето закончилось и скоро наступят холода. Вы придумайте свой рисунок, не повторяя другие. Пусть у каждого он будет свой».

Беседа по картинке «Почему грустит ослик?»

Цель: развивать умение определять эмоцию грусть по мимике.

Детям демонстрируется картинка с грустным осликом Иа и испуганным Пятачком. Детям предлагается вспомнить, из какого мультика эти персонажи. Необходимо объяснить, какое у героев настроение и почему.

Аукцион идей «Как справиться с грустным настроением»

Цель: формировать у детей представление о том, какими способами можно улучшить настроение.

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Идеи могут быть самыми различными.

Творческая работа «Подарок для ослика»

Цель: развитие творческих способностей, формирование положительного эмоционального настроя.

Дети совместно раскрашивают фон, изготавливают подарок для ослика – воздушные шарики. Шаблоны воздушных шаров вырезаются из цветного картона, по контуру делают отверстия с помощью дырокола. Методом шнуровки шарик украшается цветными шерстяными нитками. Готовые шарики приклеивают на лист.

Релаксация «Дождь в лесу»

Цель: снятие психомышечного напряжения.

“В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

3. Заключительная часть

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Путешествие в страну «Вина»

  1. Вводная часть

Беседа.

Когда люди испытывают чувство вины? За что тебе стыдно? Как понять, что человек чувствует себя виноватым? Как он выглядит?

Работа с пиктограммами.

Детям из набора пиктограмм предлагается выбрать изображение чувства вины.

  1. Основная часть

История Л.Н.Толстого «Косточка».

Цель: формирование представлений о чувстве вины.

«Сегодня мы с вами поговорим еще об одном чувстве. А для этого послушайте историю про мальчика Ваню

 Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

 За обедом отец и говорит: «Дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

 Тогда отец сказал: «Что, если съел кто – нибудь из вас, это не хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотил косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

 Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 Вот такая история. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство?

Да, это чувство стыд. Как вы думаете, что при этом происходит с лицом человека?...

(глаза прикрыты, на лице румянец). С телом?... ( голова опущена, плечи сжаты)

Показ пиктограммы вины.

Дети показывают на лице вину.                                          

Разыгрывается история «Косточка».

 Упражнение «Покажи чувство язычком».

Цель: способствовать развитию спонтанности у детей;

 Развивать рефлексию эмоциональных состояний.

 Педагог предлагает детям высунуть язычки, а затем показать всем, как радуется, злится, боится язычок.

 Упражнение «Волшебный мешочек».

Цель: учить осознавать чувство стыда.

Педагог предлагает детям проговорить в «Волшебный мешочек», кому за что стыдно.

Релаксация «Порхание бабочки»

Цель: снятие психомышечного напряжения.

“Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”.

3. Заключительная часть

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?

Путешествие в страну «Интерес»

  1. Вводная часть

Упражнение «Закончи предложение».

«Интерес – это, когда…»        

«Мне интересно, когда…»

«Маме интересно, когда…»

«Воспитателю интересно, когда…»

Работа с пиктограммами.

Детям предлагают из набора пиктограмм выбрать изображение эмоции интерес.

2. Основная часть

 Упражнение «Что слышно».

Цель: развивать  внимание.

Педагог предлагает детям послушать тишину.  И запомнить, кто, что услышал, поделившись с другими.

Этюд «Что там происходит?»

Мальчики стояли в тесном кружке и что – то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка.  «Что там происходит?» - подумала она, ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

 «Давайте разыграем этот эпизод. Кто будет девочкой?»

  После разыгрывания эпизода детям

показывается пиктограмма интереса.

Потом с помощью зеркала дети ищут

интерес в своем отражении.

«Какое у вас лицо?» - сосредоточенное,

голова - направлена в сторону происходящего,

взгляд – пристальный, рот – полуоткрыт, шея –вытянута вперед

Релаксация “Подснежник”

Цель: снятие психомышечного напряжения.

“В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло. Но вот подснежник вырос, окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой. Но подул ветер, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склонялся все ниже и ниже. И совсем лег на проталину. Побежали ручьи. Вода подхватила и понесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. Наконец он приплыл в сказочную страну”.

3. Заключительная часть

Рефлексия по совместной деятельности: что вы сегодня узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Что показалось вам трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

Мир в твоих руках 1. Модуль: Отношение к себе и к окружающим людям Тема: Волшебная страна внутри нас.

Головачева Е.А.Модуль: «Отношение к себе и к окружающим людям».Тема: «Волшебная страна внутри нас»Цель: ознакомление с чувствами человека.Задачи: Познакомить детей с тем, какие бывают чувства;Уч...

Конспект занятия в кружке «Волшебные краски» в средней группе.Тема: «Волшебная страна красок»

Педагог:- Ребята сегодня мы с вами побываем в удивительной стране Волшебных красок. Чтобы нам туда попасть я расскажу вам сказку. (Звучит музыка «В гостях у сказки»). Жили-были краски...

Конспект занятия для подготовительной группы « Волшебная страна чувств» или « Что живет у нас внутри ?»

Занятие – игра « Волшебная страна чувств»Цели:1. Знакомство с эмоциями человека.2.Выявление способности ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности.  З. Выявлени...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Программа коррекционно-развивающей работы по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас»

Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но...