Мы помним, мы гордимся
методическая разработка (старшая группа)

Крыштоп Юлия Владимировна

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Мы помним, мы гордимся!»

  1. Пояснительная записка

Маленькая Родина все равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного   отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к своей Родине, сохранение исторической памяти Победы в Великой Отечественной войне, формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

Задачи:
- расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формировать у детей чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
- развивать гражданственность и национальное самосознание,
- обогащать и развивать словарный запас детей, продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет,
- воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям военного времени,
- формировать чувство любви к Родине.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Предварительная работа:
- беседы, просмотр презентаций, посвящённых Великой Отечественной войне и празднованию 9 мая в 1945 году,
-разучивание стихотворений, песен, инсценировок, танцев, посвященных 9 Мая, знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне,
-подготовка выставки рисунков детей на тему «Этих дней не смолкнет слава»

Материалы и оборудование: фонограммы песен: музыка: В. Баснер
слова: М. Матусовский «С чего начинается Родина», музыка: А. Александров слова: В.Лебедев-Кумач «Священная война», музыка: В.И. Агапкина слова: Г.Л. Венедиктова "Прощание славянки", Л.Бетховен «Лунная соната», музыка: О. Юдахиной слова: И. Резника
«Дети войны», Олег Газманов «Бессмертный полк» музыка А.Новикова слова Я. Шведова «Смуглянка», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова «День Победы», Ритм времени попурри военных лет, военная форма для детей, пилотка с письмами-треугольниками, цветы для инсценировки, плакаты с изображением прадедушек-участников Великой Отечественной войны, Георгиевские ленточки-подарок  детям..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kryshtop_pomnim_gordimsya_2023.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Мы помним, мы гордимся!»

  1. Пояснительная записка

Маленькая Родина все равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного   отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к своей Родине, сохранение исторической памяти Победы в Великой Отечественной войне, формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

Задачи:
- расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формировать у детей чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
- развивать гражданственность и национальное самосознание,
- обогащать и развивать словарный запас детей, продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет,
- воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям военного времени,
- формировать чувство любви к Родине.
 

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Предварительная работа:
- беседы, 
просмотр презентаций, посвящённых Великой Отечественной войне и празднованию 9 мая в 1945 году,
-разучивание стихотворений, песен, инсценировок, танцев, посвященных 9 Мая, знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне,
-подготовка выставки рисунков детей на тему «Этих дней не смолкнет слава»

Материалы и оборудование: фонограммы песен: музыка: В. Баснер
слова: М. Матусовский
 «С чего начинается Родина», музыка: А. Александров слова: В.Лебедев-Кумач «Священная война», музыка: В.И. Агапкина слова: Г.Л. Венедиктова "Прощание славянки", Л.Бетховен «Лунная соната», музыка: О. Юдахиной слова: И. Резника
«Дети войны», Олег Газманов «Бессмертный полк» музыка А.Новикова слова Я. Шведова «Смуглянка», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова «День Победы»,
 Ритм времени попурри военных лет, военная форма для детей, пилотка с письмами-треугольниками, цветы для инсценировки, плакаты с изображением прадедушек-участников Великой Отечественной войны, Георгиевские ленточки-подарок  детям..

  1.  Основная часть

Ход мероприятия:

Ведущий: Июнь…Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
не знающих, не ведающих горя.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина», на ее фоне стихотворение, несколько пар танцуют вальс.

1ребёнок: Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по тропам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

2ребёнок: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!

Музыка обрывается, танцующие застывают на месте. За кадром звучит голос Левитана и фонограмма песни «Священная война»

Ведущий: Грустно по небу летят облака,
Тихо молчат дубы.
Плачет берёза, скатилась слеза
В тёплую зелень травы.
Где-то вдали разорвался снаряд,
Горе-беда ворвалась.
Первый на фронт ушёл отряд,
Так война началась.

Ребёнок: И встал народ, услышав зов страны.
И на фронтах великой той войны
Отважно шли солдаты в бой
За нашу Родину, за нас с тобой!

Песня: «Вставай страна огромная» (выходят 7мальчиков)

1. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
2. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
3.Разве для смерти дети рождались, Родина?
4. Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
5.Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
6.Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

7. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
1.Просто был выбор у каждого: я или Родина.
2.Самое лучшее и дорогое – Родина.
3.Горе твоё – это наше горе, Родина.
4.Правда твоя – это наша правда, Родина.
5.Слава твоя – это наша слава, Родина!

звучит «Прощальный марш Славянки»
(мальчики надевают пилотки и исполняют танец),

Ребенок: Сколько павших в этой войне,
Не пришедших к победной весне,
Сколько вас, жар войны испытавших,
В этот праздник мы мысленно с Вами,
Мы идем к Вам с живыми цветами.

Инсценировка «Разговор у монумента» (участники-девочка с мамой)
фоном звучит музыка «Лунная соната».


Ведущий: 
Вот цветы Аленка собирает, самый лучший собрала букет.
И с вопросом к маме подбегает:
Девочка.  Мама, что такое монумент?
Ведущий: Мать и дочь идут аллеей парка вдоль огромных молчаливых плит,
 А на них венки пылают жарко: «Тише, люди, пусть солдат поспит!».
Надписи…
Девочка.  О чем? - Прочти мне, мама.
Мама. Слушай, дочка, я тебе прочту: «Мы давно не слышим стонов, криков,
Отгремела страшная война, но над нашим подвигом великим
 Не имеют власти времена!».
Девочка. 
Вот солдат,
Ведущий: 
Аленка прошептала,-
Девочка.  
Девочку он держит на руке. - Мама, эта девочка погибла?
Мама.
 - Нет.
Девочка. – А как она спаслась?
Мама.  Он упал, прикрыв ее, без крика, пуля до нее не добралась.
 
Девочка.  Мама, этот дяденька ей папа?
Мама. Нет, он ей не папа и не брат. За нее он жизнь отдал когда-то,
Знаю только то, что он солдат. Поклонись, Аленка, им обоим,
Положи к подножию венок, не пришел тогда он с поля боя,
А для нас он сделал все, что мог!
Ведущий: За страну  родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.

Ведущий: В страшные суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах. Собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.

Ребёнок: Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.

Ребёнок: Нужны были и смелость, и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.

Ребёнок: В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

ТАНЕЦ « Дети  войны» 

Ведущий: Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших,
Минутой почтим одной.

 В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания.

Звучат удары метронома

Песня «Шли солдаты на войну»

Ведущий берет пилотку с солдатскими письмами.

Ведущий: Если хочешь узнать о войне,
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.

Ребенок-чтец 1
На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Передают пилотку с письмами друг другу.

Ребенок-чтец 2
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.

Ведущий: Вместе с солдатами по дороге войны всегда шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.


Кто сказал, что надо бросить песни на войне.
После боя сердце просит музыки вдвойне.
 
Исполнение попурри песен военных лет родителями
(Ритм времени попурри военных лет)

Танец «Смуглянка»


Песня Олега Газманова «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» 
(входят дети с портретами погибших ветеранов родственников)

Ведущий: От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны
Их 27 миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.


Ребёнок. Майский город затаил дыхание,
Даже птичий хор на время смолк.
Под одним на всех
Победным знаменем
Идет, чеканя шаг
Бессмертный полк.

 Ребёнок. Услышь меня из глубины времён,
Ты мой родной, мой легендарный прадед!
И с высоты, на мир спасённый глядя,
Найди себя среди других времён.

Ребёнок. Я с гордостью встаю в Бессмертный полк,
Ведь память о тебе, для сердца свята,
И помнить подвиг каждого солдата
Для правнуков Победы – высший долг!

Песня Олега Газманова «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» 
(дети с портретами выходят из зала)

Ведущий: Вечная слава героям!

Все: Вечная слава!

Ребенок: Вспомним всех поименно,

Вспомним героев своих,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

Ребенок: Вспомним гордо

Погибших солдат в борьбе,

Наш долг - не забывать

Никогда о войне!


Ведущий: Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы. 

Ребёнок: Сияет солнце в день Победы!
И будет нам всегда светить!
В боях жестоких наши деды,
Врага сумели победить!


Ребёнок: За мирное небо, за смех во дворе,
За подвиги на обожжённой земле
И просто за то, что позволили жить.
Мы вечно вас будем благодарить!

(Все отдают земной поклон)

ПЕСНЯ Д. Тухманова «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (поют все)

Ведущий: 9 мая - великий праздник,  День Победы! Я хочу подарить вам Георгиевские ленточки, которые являются символом Дня Победы. И когда вы с родителями пойдёте на парад, прикрепите их к своей одежде, то каждый человек поймёт, что и в вашем сердце живёт память о воинах-героях нашей Родины!

   

Муниципальный конкурс среди воспитателей

и педагогов ДОУ на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование Российской идентичности

Тематическое направление

Тема: «Мы помним, мы гордимся!»

Тема методической разработки

Автор: Крыштоп Ю.В., воспитатель,

Муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное

учреждение детский сад

 «Мальвина» с. Самбек

                                                                                                      

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрирующего вида «Мы помним! Мы гордимся!»

Непосредственная образовательная деятельность, посвященная 68 годовщине Великой Отечественной войны....

Познавательно - творческий проект «Мы помним, мы гордимся»

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу посл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Мы помним, мы гордимся!"

Цель:          1. Привлечь внимание детей дошкольного возраста к детям-героям Великой Отечественной войны....

Проект "Помним и гордимся!"

В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашег...

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»

Игра-викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего (под...

Проект "Мы помним! Мы гордимся!"

Уумственно отсталые дети по своей сути не любознательны. И наша задача пробудить у них интерес к героическим подвигам нашего народа. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей ...

"Мы помним, мы гордимся"

Ко дню Великой Отечественной войны....