Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе "Наша дружная семья".
план-конспект занятия (младшая группа)

Коваленко Алла Дмитревна

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству". (Д.С.Лихачёв).

Цель нашего занятия: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_semya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьёй.

Программное содержание: Закрепить понятия «имя» и «фамилия»; систематизировать представления детей о семье; продолжать формировать умение называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье; активизировать употребление в речи прилагательных; воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; развивать диалогическую форму речи, умение выражать свои чувства (радость, нежность), мелкую моторику.

Материал: «Волшебная шкатулка»; лист белой плотной бумаги – рамка; готовые вырезанные фигуры с изображением семьи; игрушки: кастрюля, половник, утюг, молоток, машина, отвёртка; домик; большое сердечко и маленькие сердечки; мягкие игрушки; портрет семьи.

Ход занятия:

Воспитатель: Утром встали малыши,

                         В детский сад они пришли.

                         Гости здесь у нас с утра,

                         Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь я с вами ещё раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята!».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята?

Дети: Нет!

Воспитатель: Вы, ребята, козлята?

Дети: Нет!

Воспитатель: А кто вы?

Дети: Дети!

Воспитатель: У вас есть имя и фамилия?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! Но сначала, ребята, посмотрите, какую необычную шкатулку я сегодня нашла. Она не простая, а волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит?

Дети: Да!

Воспитатель: (достаёт сердечко из шкатулки) Ребята, что это такое?

Дети: Сердечко!

Воспитатель: Это сердечко не простое, а волшебное. С помощью его мы сыграем в игру «Давайте познакомимся».

Игра «Давайте познакомимся».

Воспитатель: Я предлагаю взять это сердечко в руки и передавать его друг другу, называя своё имя и фамилию. Так мы с вами будем передавать друг другу хорошее настроение. Начнём с меня. Меня зовут Алла Дмитриевна…. и т.д.

(дети поочерёдно называют своё имя и фамилию, передавая сердечко друг другу). Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Ребята! (воспитатель обращает внимание детей на домик). Что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…. Давайте-ка его рассмотрим. Что у домика есть? Повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом».

У дома есть крыша, (руки треугольником над головой)

У дома есть окно, (показываем с помощью пальчиков прямоугольник)

У дома есть дверь, (ладони перед грудью)

А в двери есть замок (скрестить пальцы ладоней в кулак)

Кто его открыть бы смог? (покрутили сцепленными в замок пальцами).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Открывайте, я ваш друг! (кулачком стучат по ладони).

Что-то никто не открывает. Постучу ещё разок: тук-тук-тук!

(воспитатель стучит по двери дома, выходит ростовая кукла Маша).

Воспитатель: Ребята, оказывается в этом доме живёт кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуй, Маша!

Воспитатель: Какой красивый у тебя дом! С кем ты живёшь в нём?

Маша: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение и узнаете, с кем я живу в этом доме.

У меня есть папа,

У меня есть мама,

А у них есть я.

Это вся моя…

Дети: Семья!

Маша: Правильно, ребята! Молодцы! Я живу в этом доме со своей семьёй. Вот я вам принесла портрет своей семьи (Маша показывает детям портрет своей семьи). Мы живём дружно, помогаем и заботимся друг о друге. Весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в кино, в цирк, в зоопарк, в гости.

Воспитатель: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: И сейчас они тебе о ней расскажут. Присаживаемся на стульчики. И ты Маша присаживайся. … нам расскажет стихотворение, а вы подскажите Маше, о ком оно.

1 ребёнок: Кто стирает, варит, шьёт.

                   На работе устаёт.

                   Просыпается так рано

                   Лишь заботливая…

Дети: Мама!

Воспитатель: Правильно, мама! И сейчас нам опять понадобится наша волшебная шкатулка. Мы сейчас поиграем с вами в игру «Добрые слова». Давайте наполним шкатулку добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою шкатулку, вы будете говорить слова, они будут долетать и наполнять её. А ты, Маша, запоминай эти слова тоже и будешь говорить своим родителям эти ласковые слова. Итак, начнём с ласковых слов для мамы (воспитатель задаёт детям наводящие вопросы). Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?

Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.

Маша: Когда мама модно одевается. Какая она?

Дети: Красивая, модная.

Воспитатель: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?

Дети: Весёлая.

Маша: Когда мама заботится о вас. Какая она?

Дети: Заботливая.

Воспитатель: Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел. Какая она?

Дети: Трудолюбивая, хозяйственная.

Маша: Я знаю, что вы все очень любите свою маму. Она для вас какая?

Дети: Любимая, единственная.

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в шкатулку. А пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись. Ребята, я вам предлагаю тоже сделать портрет семьи и Маша посмотрит, что же у нас получится. Вот здесь у нас на столе лежат картинки с изображением семьи. А вот и рамка, но она пустая. Сейчас мы с вами будем крепить эти картинки к рамке. Сейчас мы с вами попробуем. … найди, пожалуйста, картинку с изображением мамы и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Молодец! Получилось. А сейчас … расскажет нам тоже стихотворение, а мы подскажем кукле Маше, о ком оно:

2 ребёнок: Кто научит гвоздь забить,

                   Даст машину порулить.

                   И подскажет, как быть смелым,

                   Сильным, ловким и умелым.

                   Все вы знаете, ребята,

                   Это наш любимый…

Дети: Папа!

Воспитатель: Молодцы! Конечно, это папа! А теперь давайте откроем нашу волшебную шкатулку и положим в неё ласковые слова для папы. Папа какой?

Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, весёлый, сильный.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы сказали. Давайте теперь шкатулку нашу закроем, она нам ещё пригодится. Теперь надо папу добавить к нашему портрету. … найди, пожалуйста, картинку с изображением папы и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Папу крепим рядом с мамой. Всё, получилось.

Маша: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кому что подходит». На столе в  одной большой корзине лежат разные предметы, которыми пользуются ваши родители. Их кто-то нечаянно сложил в одну корзину. Давайте поможем родителям: разберём эти предметы: пусть мальчики выберут те предметы, которые подходят для папы и положат их в жёлтую корзину, а девочки те предметы, которые подходят для мамы и должны положить их в розовую корзину.

Игра «Кому что подходит».

Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили предметы, которые выбрали для папы и мамы. Маша, посмотри, справились наши ребята с заданием? (Маша спрашивает у детей, зачем нужен тот или иной предмет).

Маша: Все предметы разложили правильно. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а у кого есть бабушка? (ответы детей). Бабушка – это чья мама?

Дети: Мамина или папина.

Воспитатель: А сейчас … расскажет нам тоже стихотворение, а мы подскажем кукле Маше, о ком оно:

3 ребёнок: Кто любить не устаёт,

                    Пироги для нас печёт.

                    Вкусные оладушки,

                    Это наша…

Дети: Бабушка!

Воспитатель: Ну конечно же это бабушка. А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в шкатулку. Бабушка какая? (ответы детей). Давайте теперь шкатулку нашу закроем. Теперь надо бабушку добавить к нашему портрету. … найди, пожалуйста, картинку с изображением бабушки и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Бабушку крепим рядом с папой. Всё, получилось.

Маша: Ребята, а у кого есть дедушка? (ответы детей). Дедушка – это чей папа?

Дети: Папин или мамин.

Воспитатель: А сейчас … расскажет нам тоже стихотворение, а мы подскажем кукле Маше, о ком же оно:

4 ребёнок: Он научит вас трудиться,

                   От души повеселиться,

                   Всем ребятам он пример –

                   Наш родной любимый …

Дети: Дед!

Воспитатель: Давайте и дедушке тоже соберём ласковые слова в нашу волшебную шкатулку. Дедушка какой? (умелый, заботливый, добрый, умный, мудрый). Давайте теперь шкатулку нашу закроем. Теперь надо дедушку добавить к нашему портрету. … найди, пожалуйста, картинку с изображением дедушки и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Дедушку крепим рядом с бабушкой. Всё, получилось.

Маша: Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им.

Воспитатель: Наша шкатулка наполнена словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова?

Дети: Для мамы, папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Закроем пока нашу шкатулку, чтобы все добрые слова не разлетелись. А сейчас … расскажет нам ещё стихотворение, а мы подскажем кукле Маше, кто ещё есть в ваших семьях:

5 ребёнок: У меня растёт братишка.

                   С ним я нянчусь и дружу.

                   Вместе мы читаем книжки

                   Буквам я его учу.

                   Он усердно повторяет,

                   Выполняет всё подряд.

                   Уже многое он знает

                   Я горжусь им, он мой брат.

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Дети: О брате.

Воспитатель: Правильно, … рассказал нам стихотворение о брате. Теперь надо брата тоже добавить к нашему портрету. … найди, пожалуйста, картинку с изображением брата и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Брата крепим рядом в нижнем ряду, где липучки. Всё, получилось. … хочет нам тоже рассказать стихотворение. Интересно, о ком будет стихотворение.

6 ребёнок: Сестру старшую свою

                   Очень сильно я люблю.

                   Жду, когда она проснётся

                   И из школы как вернётся.

                   И тогда мы с ней опять

                   Будем весело играть!

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Дети: О сестре.

Воспитатель: Ну конечно же, …. рассказал нам стихотворение о сестре. Теперь надо и сестру тоже добавить к нашему портрету. … найди, пожалуйста, картинку с изображением сестры и прикрепи к рамке (ребёнок выполняет задание). Сестру крепим рядом с братом. Всё, получилось. Значит, кто ещё есть в семье, кроме мамы, папы, бабушки и дедушки?

Дети: Братья и сёстры.

Маша: Да, это братья и сёстры. У многих из вас тоже есть братья и сёстры. Как должны жить друг с другом братья и сёстры, как должны друг к другу относиться?

Дети: Они должны жить дружно, не ссориться, не драться, помогать друг другу, защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.

Воспитатель: Вот у нас с вами получился портрет большой, дружной семьи. Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья. Мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры – это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие. А ещё, ребята, детский сад для вас – это второй дом. Группа наша – это ваша семья: воспитатели – это ваши вторые мамы. Все дети в нашей группе должны жить дружно, не ссориться, не драться, помогать друг другу, защищать друг друга, как братья и сёстры. И наши гости, которые здесь сейчас присутствуют, тоже работают в нашем детском саду.

Маша: Ребята, а у вас в саду есть любимые игрушки?

Дети: Да!

Маша: С какими же игрушками вы любите играть? Расскажите?

Воспитатель: Маша, мы сейчас тебе покажем, с какими игрушками любят играть наши дети.

Маша: А у меня тоже есть любимая игрушка (берёт игрушку в руки).

Воспитатель: Ну тогда мы тебя тоже приглашаем на наш танец с игрушками.

Танец с игрушками

Воспитатель: Ну, что, Маша, понравилось тебе гостить у детей в детском саду? Понравились их рассказы о своей семье?

Маша: Спасибо вам, ребята! Да, мне очень у вас понравилось! Я рада, что у каждого из вас есть дружная семья! А ещё мне понравилась ваша группа, вы, ребята, мне понравились. Вы такие молодцы!  Вы такие дружные! Но мне пора домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Дома ждёт меня моя семья. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До свидания, Маша! Приходи ещё к нам в гости (кукла Маша уходит в свой дом). Ребята, что вы сегодня интересного узнали? Что вам  особенно понравилось? Кто приходил к вам в гости? О чём мы кукле Маше рассказали сегодня?

Дети: О своей семье.

Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы с вами говорили о семье. Для каждого человека семья – самое дорогое, что есть на свете. В семье все нужны друг другу. А теперь я предлагаю снова открыть нашу волшебную шкатулку. Ой, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко (открывает шкатулку и показывает сердечки). Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому хотите из вашей семьи. При этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Конспект образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию во 2 младшей группе "Наша дружная семья"

Формировать предпосылки нравственно - патриотического воспитания детей через знакомство с семьёй...