Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Основной целью детско–взрослых проектов в ДОУ являлось развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по формированию экологической воспитанности.
Цель данного направления в работе с родителями – вовлекать их в разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию, способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Карповой Натальи Владимировны
Воспитателя МБДОУ ДС №328
Проектная деятельность как форма
воспитания экологической культуры
старших дошкольников
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на первом родительском собрании мы, прежде всего, выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей, советовали обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы работы в этом направлении и остановились на проектном методе, так как проектная деятельность:
- непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
- предполагает широкий спектр видов деятельности;
- позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
- дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
- позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
С родителями были обсуждены и формы участия. Это:
- Помощь детям в исследовательской или информационной части проекта (участие в работе «Клуба Знатоков»);
- Помощь в практической деятельности;
- Эмоциональная поддержка ребенка.
В течение года нами были разработаны и реализованы следующие проекты:
«Птицы», «Лес», «Север», «Африка-это интересно», «Морские чудеса
Все проекты носят межпредметный характер. Эта особенность проектной деятельности соответствует целостному характеру восприятия дошкольниками окружающего мира. В основе работы лежит система занятий по экологии, окружающему миру, художественно – творческой и речевой деятельности.
В процессе работы реализуется программа этих предметных областей, формируются обобщенные учебные навыки: работа по словесной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного планирования, совместное планирование и деятельность.
Активно происходит становление детского коллектива.
В рамках проектов в единстве представлены труд, игра, искусство и учебный процесс
Подготовительные этапы были связаны с подбором необходимых материалов, составлением развернутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей целям данного проекта.
Благодаря стараниям родителей мы имеем обширную библиотеку детской художественной и развивающей литературы.
Мы руководствовались тем, что цели проекта и условия определяют и виды
деятельности его участников. Так как птицы-представители ближайшего
окружения дошкольников, есть возможность наблюдения, исследования и экологической деятельности. Соответственно планируются и формы работы: целевые прогулки, наблюдения, заготовка корма и зимняя подкормка птиц.
На территории нашего детского сада растут разнообразные деревья,
много зелени, что позволяет нам круглый год наблюдать, собирать гербарии, трудиться и играть в окружении красоты.
При изучении тем: «Север», «Морские чудеса», «Лес» и «Африка- это интересно» посещение зоопарка, дельфинария осуществляется с родителями. Дети отражают свои впечатления в книге рассказов «Челябинский зоопарк», «Зима в лесу», «Осеннее настроение».
Больше внимания уделяется детской продуктивной деятельности, в том числе, созданию игры «Зоопарк», макетов климатических зон и экосистем, поделок, стенгазет «Север», «Живой мир пустыни»», «Африка-это интересно», «И летом, и зимой берегите лес родной», «Все на свете нужны».
Большой интерес для детей представляет экспериментально – поисковая деятельность. В содержание проектов включены самые разнообразные опыты.
Во всех проектах использовались наиболее значимые и интересующие детей виды деятельности:
- Досуговые игры « Поле чудес», «Страна Кроссвордия».
- Игра «Что? Где? Когда?»
- «Клуб Знатоков»
Лето представляет самые широкие возможности для наблюдений, игр, труда, сбора лекарственных растений, природного материала. В конце учебного года мы проводим консультации для родителей:
- «Учимся наблюдать за изменениями в природе»
- «Давайте поиграем»
- «Читаем вместе»
Летом мы вместе с детьми представляем родителям альбом и информационный стенд «Зеленая аптека».
Огромное внимание уделяется различным видам игровой деятельности детей. Это сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, подвижные и дидактические игры, игра «Живая планета».
При изучении и закреплении тем нами широко используется аудиосопровождение к занятиям Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
- «Кто живет в реке и озере?»
- «Какие птицы гнездятся по берегам рек и озер?» (голоса водоплавающих птиц).
- «Какие животные приспособились к зиме?» (какие звуки не услышишь зимой в лесу)
- «Какие голоса принадлежат хищным животным»?
Такие занятия, как: «Путешествие в осенний лес», «Как животные приспособились к зиме», « Как поссорились март и февраль», «Путешествие в весенний лес», «Пищевые цепочки в лесу» проводились со звуковым сопровождением и играми.
Материалы детской аудиоэнциклопедии помогают детям больше узнавать о жизни животных разных климатических зон, о временах года, чудесных растениях, произрастающих в различных уголках земли.
В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.
Детьми постоянно пополняется самодельная Красная Книга России, Урала.
Для взрослых участников проектов – педагогов и родителей – основными критериями успешной работы явились: неугасающий интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться. Видим, как природоведческая деятельность способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. В процессе двухлетней совместной работы и родители убедились, что их участие в жизни группы необходимо их собственному ребенку и им самим.
Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимой ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-95174-1403765628.jpg)
«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»
Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...
Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников
Подборка дидактических игр для старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/02/picture-720508-1688292019.jpg)
Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820444-1474800471.jpg)
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-934131-1498750607.jpg)
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1203693-1579845187.jpg)
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....