"Воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе работы с природными материалами"
статья по конструированию, ручному труду на тему
Влияние труда с природным материалом, на развитие ребёнка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!
Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале, воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии.
Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребёнка культуру чувств.
Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлёт своё тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается лёгким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть.
Наступает пора цветения. На лугу солнечные россыпи одуванчиков сменяются голубоватым мерцанием вероники дубравной. В рощах и лесах скромные звёздочки гусиного лука уступают место ярким лучистым цветкам чистяка, розово-лиловому сиянию медуницы. Следом за ними открывается миру созвездия ландышей. Природа быстро меняет свои наряды. Многоцветие июля растворяется в сдержанной цветовой гамме августа; в золоте и пурпуре роскошествует бабье лето. Растительная жизнь от весны до осени впечатляет нас, радует, вдохновляет. В разнообразии её форм – вызов человеческой фантазии, приглашение к поиску гармонии и красоты.
Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимании красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.
Мы пытаемся продлить недолговечную жизнь цветка, вкладывая его лепестки в книгу или журнал. Может быть, поздней осенью или зимой они оживят наши воспоминания о лете, но дадут замечательный повод для весёлой художественной игры: любой лепесток сумеет превратиться в лучик солнца, в гребешок петуха, в перо Жар-птицы.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Общение с природным материалом обогащает ребёнка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломинки, космической форме камешков, смолящему запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво педагог учит ребёнка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус.
А если соединить с ловкостью, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а на земле возле него усыпана бочонками – желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не жёлуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха – гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнётся тебе, станет твоим спутником на прогулке.
В лесу высоко-высоко видна вершина ели. А вблизи надо сильно запрокинуть голову, чтобы увидеть её.
А что под ёлкой? Её шишки. Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, ещё совсем свежий, пахнущий смолой, - видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой – узнаёшь? Да это же ёжик!
Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже можно не обнаружить.
Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада), где сохранён необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ёлки, поблёскивают своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.
Ребёнок берёт в руки камешек. Некоторое время задерживает на нём взгляд, затем рассматривает со всех сторон, поворачивая, слегка подбрасывая, - и вот уже камешек «шагает», «ползёт», «лежит». Тоже самое, происходит с жёлудем, пёрышком, листиком. Свои действия при этом большинство малышей сопровождают определёнными звуками, речью, мимикой.
Совместное творчество ребёнка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и в семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок. Как утверждал Л.С. Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Занятия по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Сбор природных материалов, особенно работа с ними, воспитывают в детях умение видеть прекрасное – бесконечное богатство красок, форм, фактуры.
Работа над созданием игрушки очень увлекательна. Она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, надо задуматься над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и так далее) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценность и культуру…
В игрушке – материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии.
Самое важное в работе с природным материалом – умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (ёлку, ёжика, дикобраза, ракету). А эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош ещё и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котёнка, с другой – на вазу, а если посмотреть снизу – на летающую тарелку.
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоёму – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию, формы, красок, свойств каждого материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; жёлуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и так далее.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок из природного материала требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми, по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстие для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удаётся сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определённым способом. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.
Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся всё с большим эмоциональным подъёмом. При правильной организации воспитательно – образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создаёт ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребёнка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Экспериментирование с различными материалами обогащает знания ребёнка об их свойствах, возможностях применения.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и тому подобное, так как в работе с природным материалом всё это надо учитывать. На каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.
Собирать материал для поделок можно круглый год. Шишки, жёлуди, орехи, веточки разной толщины, каштаны, мох, кора, корни деревьев – всё подойдёт. Природа столь разнообразна, что в её кладовых можно найти всё что угодно.
Гуляя в лесу, внимательнее смотрите по сторонам, вы найдёте много интересных заготовок для поделок.
Единственным условием должно стать правило: не ломать растущие деревья, не срезайте живую кору или бересту, для этого достаточно поваленных деревьев, которые вполне пригодны как материал для заготовок.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.
Шишки. Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как ними легче работать. Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.
Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зелёную хвою.
Орехи. В детском при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.
Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных. Лесные орехи следует собирать зрелыми, в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.
Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и тому подобное. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.
Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных. Хранить орехи можно в сухом помещении, так как скорлупа не твердеет при высыхании.
Каштан. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.
Жёлуди. Плоды дуба – жёлуди бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к жёлудю, их часто используют для различных поделок. Жёлуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала.
Кора. Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала.
Берёзовая кора – береста – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берёз, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.
Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берёз и веток, которые повалены в бурю или спилены. Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается.
Ветки. Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и так далее. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.
Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.
Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клёна дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз.
Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут семена деревьев, цветов, овощей, например семена клёна, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.
Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством является доступность использования его в работе. Плоды шиповника, рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.
Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочкой, спичками. Для хранения ягоды не пригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.
Кувшинки. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.
Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием.
Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и другое.
Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и тому подобное; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.
Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.
Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и тому подобное. Мох легко приклеивается различным клеем.
Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества. Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.
Ракушки. На берегах рек, морей, озёр можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме – овальные, в виде гребешка, сердцевидные и тому подобные.
При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы – бумагу, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, клей, цветные лоскуты, фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки ягод, леску.
Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты:
шило, ножницы, нож, иголка, карандаш простой, краски, кисточки, стека, щипчики.
Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и другом.
Качество изготовления поделок зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);
- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и так далее);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;
- развития у ребёнка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и другое.
Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребёнок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их расширение и изменение. Одновременно следует пробуждать интерес воспитанников к природному материалу, желание действовать с ним, учить видеть в знакомых его формах новые сочетания. Нужно иметь в виду, что интерес ребёнка к данному виду ручного труда является основой формирования положительного отношения к нему.
У ребёнка, который видит, как трудятся его родители, другие взрослые, возникает естественное желание тоже сделать что-то полезное для других.
Ребёнок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду.
Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело. В таком случае советы воспитателя не будут восприниматься как приказ, а общение станет непосредственнее и доверительнее. Когда у ребят появится некоторый опыт работы в коллективе, воспитатель может не принимать участия в ней.
Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к её созданию, с детьми проводят экскурсии в природу (в лес, парк, к реке и так далее). В детском саду с этой целью можно использовать и прогулки. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных берёзках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.
Во время экскурсии в природу весной и осенью можно организовать наблюдение за обрезкой деревьев и кустарников, объяснить детям её оздоровительную и эстетическую цель и напомнить, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев (сосен, берёз), а также опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог делает 1-2 простые игрушки, вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе её организовать сбор веток, сучьев, которые будут необходимы для изготовления различных игрушек.
Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых.
Экскурсии в природу будут предшествовать работе по изготовлению игрушек и в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия – встреча с природой, и задача воспитателя – учить детей видеть красоту природы, любить её и воспитывать желание её беречь. Педагог продолжает учить их замечать изменения в сезонных явлениях. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, о её охране в нашей стране. В конце игры воспитатель сообщает, что из собранного материала дети будут делать разные игрушки.
В беседе с детьми воспитатель уточняет об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретённые знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.
Указанный вид работы характеризуется двумя основными этапами: предварительным, или ориентировочным, и исполнительным (А.В.Запорожец). На первом этапе ребёнок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию игрушки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.
В обычных условиях организации ручного труда деятельность ребёнка направлена преимущественно на результат, а способы его достижения оказываются вне внимания. Такая организация работы затрудняет формирование у детей устойчивых и эффективных трудовых навыков и умений. В связи с этим при изготовлении поделок из природного материала важна правильная организация не только второй (исполнительной), но и предварительной (ориентировочной) части работы над поделкой.
Уже на первом занятии рекомендуется обращать внимание детей на специфику работы с данным материалом: наличие определённого оборудования, использование инструментов. Воспитатель следит, чтобы инструменты соответствовали эстетическим и гигиеническим требованиям, были удобны в пользовании и отвечали не только возрастным, но и индивидуальным возможностям детей.
Детям объясняют, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определённые правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно относиться экономно, бережно.
Прежде всего, ребёнка учат тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца вначале используют игрушку, изготовленную воспитателем заранее. В дальнейшем её заменяют рисунком, фотографией или схемой-моделью. В ходе анализа поделки внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности (цвет, форма, величина), части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из какого она ещё может быть изготовлена.
Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.
Затем ребёнка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки ( что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Воспитатель демонстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создаётся. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети.
Если после этого ребята всё же не могут приступить к работе, воспитатель вторично объясняет и демонстрирует на образце последовательность изготовления игрушки. Следует предусмотреть повторение работы с показом хода труда, чтобы поупражнять детей в выполнении действий в определённой последовательности.
Во время работы не следует без надобности опекать детей, приучать их выполнять задание под диктовку воспитателя. Хороших результатов можно достигнуть, если ребята будут поставлены в такие условия, когда требуется самим подумать, как сделать ту или иную деталь, пофантазировать. Вот почему с первых занятий так важно приобщить ребят к анализу предстоящей работы. Воспитатель при этом использует показ, объяснение, вопросы к детям, ответы на которые помогают выявить или уточнить последовательность изготовления поделки.
По мере накопления у детей определённых трудовых навыков и умений воспитатель переходит к обучению их приёму схематической зарисовки игрушки и созданию наглядного плана-схемы её пооперационного изготовления. Овладение ребёнком данным приёмом работы в значительной степени повлияет на уровень развития конкретно-образного мышления: умения намечать цель, обдумывать трудовой процесс и подчинять своё поведение его осуществлению.
Работа со схематической зарисовкой поделки и планом-схемой пооперационного её изготовления может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько изменённые геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца детям предлагают посмотреть, как рисуют схематический рисунок выполняемой игрушки, используя геометрические формы, после чего они на бумаге повторяют чертёж, данный воспитателем.
Затем взрослый объясняет и показывает, как на доске можно изобразить поэтапное изготовление поделки. Для этого схему поделки как бы растягивают в пространстве, последовательно рисуя одну за другой каждую часть, деталь игрушки в таком порядке, в каком они затем будут соединять. На первых порах воспитатель помогает детям делать модели с помощью схематического рисунка и плана-схемы последовательности её изготовления, в дальнейшем дети смогут самостоятельно делать такие схемы.
Одним из интересных вариантов работы с природным материалом является создание игрушки по условию воспитателя и по собственному замыслу. Такие занятия имеют большое воспитательно - образовательное значение, так как детей учат самостоятельно планировать свою деятельность. Ребёнок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сначала сделать, как соединить части игрушки, детали и так далее). Наличие у детей умения создавать наглядную схему последовательности действий служит той основой, которая помогает ребёнку видеть работу от начала до конца, а также пути воплощения замысла.
Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель учит их использоваться этими же приёмами, способами работы при изготовлении новых поделок. Важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретённые знания. Обучение таким обобщённым способам работы способствует развитию интереса к ручному труду, формированию умения мастерить.
При создании игрушек воспитатель предлагает детям комбинировать природный материал.
В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о том, что оценка детских работ также является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребёнка приобретают особое значение.
В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы. Но если у ребёнка не получилась игрушка, а он старался, то его прилежание не должно остаться без внимания. Важно поддержать старания малыша, помочь ему поверить в свои силы. Лучше всего это удаётся, если воспитатель и ребёнок делают игрушку вместе.
Постепенно к оценке результатов труда приобщают и детей. Воспитатель стремится направить внимание ребят на анализ положительных результатов. В будущем многие игрушки детям предстоит делать совместно со сверстниками. Поэтому важно научить их видеть в первую очередь достижения товарищей, их прилежание. Воспитатель заботится о том, чтобы любая неудача у каждого ребёнка вызывала желание помочь ему, а не посмеяться или похвалиться перед ним своим успехом.
В наше стремительное время при перегруженности повседневными делами очень важно выкроить время для общения с детьми. Время желательно распределить так, чтобы его хватило.
Увлекательные занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества, дают возможность проявить фантазию, развить вкус. Ведь каждый человек носит в себе задатки художника, только их надо развивать, совершенствовать.
Начальные, весьма важные творческие преобразования происходят в сюжетно-ролевой игре, где – в зависимости от цвета, размера, возникших ассоциативно-образных связей – обыкновенные косточки, камешки, семена и тому подобное вступают в сложные смысловые взаимоотношения.
Художественные игры с камешками (раковинами, палочками) на песке.
Ассоциации. Разложите вместе с детьми все богатства, собранные на прогулке или привезённые с дачи, и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает: облако, крону дерева, мороженное, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так – на телефон, а если перевернуть – вылитая лягушка. Если говорить научным языком, в таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком.
Образы. Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана. Предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались узнаваемые изображения бабочки, гусеницы, жука, игрушки, человечка и прочее. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования – составления целого из частей.
Узоры. Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможности поупражнять детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек…
Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Для детей 1,5 – 2 лет выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы, размера и окраски, - это уже создание самого настоящего орнамента. Для более старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинации (или принципов), по которым строится узор: чередование элементов по форме (камешек – раковина), по величине (большой – маленький), декору (одноцветный – с пятнышками). Постепенно усложняйте алгоритм. Пусть дети попробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях: два камешка – одна раковина или один маленький камешек – два больших. Если детям понравятся такие узорные игры, покажите, что орнамент бывает не только линейным. Дети попробуют выкладывать узоры на круге, квадрате, овале…
Для начала нарисуйте эти исходные формы на песке или же предложите в качестве основы для орнамента бумажные салфетки, пластиковые тарелки. Дайте детям возможность поэкспериментировать, а если понадобится, подскажите, что в круге основной мотив идёт по окружности, а в квадрате, прежде всего, выделяются уголки и центр.
Сотрудничество. Игры с природным материалом хороши ещё и тем, что помогают детям осознать столь важное понятие, как сотрудничество. Организовать такие игры чрезвычайно просто. Вот, к примеру, педагог рисует на песке круг и просит одного из детей продолжить работу. Ребёнок может нарисовать палочкой или выложить из камешков глаза, нос и улыбку. Когда полочка перейдёт к третьему ребёнку, он дорисует лучики или же туловище и так далее. Совместные художественные игры развивают не только воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Портреты. Скорее всего, у детей появится желание рисовать портреты на песке или выкладывать их из камешков, шишек, палочек. Такие изображения хороши своей эскизностью: они быстро, без всякого труда возникают и так же быстро исчезают, не оставляя огорчений по поводу расплывшегося «акварельного» глаза или кривого носа. На песке можно легко «набить руку», чтобы к осени стать заядлыми портретистами и не бояться рисовать на бумаге кисточкой и красками.
Флористика.
Создание оригинальных поделок и картин из природного материала, одно из любимейших занятий детей. Малыши старательно прилаживают пёрышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дети постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клёна, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек.
Растительный материал для флористических композиций можно собирать в любое время года. Если вам жалко смотреть на увядающие в вазе цветы, продлите их жизнь, засушив лепестки, листья и розетки срезанных растений. Розы, гвоздики, герберы, хризантемы, тюльпаны дадут вам разнообразный материал для художественного фантазирования.
Флористический материал даёт богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых – художественное обыгрывание природных объектов и явлений.
Конструирование.
Конструирование из природного материала, по своему характеру, ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только (и не столько) их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
И поэтому очень важно отойти от традиционной методики обучения детей созданию конкретных поделок из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик – из желудей, сова – из распушённой шишки и тому подобное.
Задача педагогов – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежат овладение обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и тому подобное.
Была разработана поэтапная развивающая система обучения детей 5-7 лет конструированию из природного материала как художественного вида деятельности.
На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания». При этом они осваивают такие приёмы конструирования, как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего.
Второй этап обучения. Основной задачей этого этапа является формирование у детей умения строить образ способом «включения». Для этого важно научить их анализировать природный материал не только как основу будущей поделки (как на первом этапе, когда строят образ путём «опредмечивания» этой основы), но и как деталь, значимую для построения целостного образа путём её включения в эту целостность. Овладение таким способом построения образа значительно расширяет функциональность природного материала: один и тот же материал может быть и основой поделки, и её деталью.
Конструируя, дети широко используют и способ «опредмечивания», и способ «включения», применяя при этом приёмы достраивания, изменения пространственного положения и убирания лишнего. Анализируя деятельность на данном этапе обучения, можно увидеть и их стремление чаще использовать мелкий материал не только в качестве дополнения, но и в качестве оформления основной части поделки, которая включается в общий сюжет (цветы на шляпке принцессы, на занавесках в доме и другое).
Проведение таких занятий оказывает существенное влияние на развитие описательной речи детей.
Аппликация.
Занятия аппликация имеют большое значение и для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определённом положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт неповторимую игру – блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими подгруппами детей (3-4 ребёнка).
Из целых форм растений можно сделать несложные аппликационные миниатюры, например морковь из листа ясеня и зелени моркови, репку из листа тополя и травы медвежье ушко, яблоко из осеннего листа осины. Можно составить также композиции посложнее – букеты.
Из засушенных растений, так же как и из других природных материалов, можно вырезать различные формы для составления аппликаций. Эта работа требует большой осторожности, так как засушенные растения становятся очень ломкими.
Косточки, орехи также могут быть аппликационным
материалом; например, из грецких орехов, арахиса, миндаля, фисташков делают гроздья винограда.
Апельсиновая кожура – прекрасный материал для рельефной аппликации. Из неё можно делать сердцевинки в цветах, шляпки грибов подосиновиков, ягоды рябины, стилизованные цветы.
Аппликации из тополиного пуха очень нежные, воздушные, однотонные. Аппликация из тополиного пуха может быть предметной, сюжетной и декоративной. Выбирая темы для аппликации из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие.
Поделки и картины из глины.
Легко и приятно лепить из глины на свободную тему. Это можно делать как в групповой комнате, так и на участке детского сада во время прогулки.
Глину – белую, серую, красную, жёлтую, оранжевую, синюю – можно купить или накопать самим в овраге, на дачном участке, в лесу, на берегу реки или озера.
Декоративная народная пластика поможет ознакомить детей с искусством лепки из глины во всём её богатстве и очаровании. Народная пластика – это образы, близкие мироощущению ребёнка; это художественный язык, доступный для понимания и освоения даже самыми маленькими детьми; это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров.
У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад – та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребёнка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение например мастерить, не угасло, а переросло в навык, в привычку. Только творческий союз воспитателя и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребёнка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
семья – это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, чуткость, трудолюбие, отзывчивость и другие ценные личностные качества.
Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Особенно важно организовать правильную помощь детям со стороны родителей при изготовлении поделок. Она должна заключаться:
Сами взрослые должны быть трудолюбивыми, образцом для подражания;
Нужно контролировать действия ребёнка, но не проявлять при этом чрезмерной опеки, не ограничивать его самостоятельности и творчества. В случае затруднения желательно дать возможность ребёнку самому найти способ решения или советом подвести его к ответу;
Родители должны использовать все удобные случаи для проведения с детьми экскурсий или прогулок в природу, прививать им любовь и бережное отношение к ней. После каждого похода желательно пополнять запасы природного материала для изготовления игрушек;
Перед созданием игрушки желательно читать детям произведения художественной литературы соответствующей тематики. Это поможет развить у них интерес к работе, фантазию, творчество, пробуждать образное осмысление задуманной игрушки;
Перед началом работы с ребёнком необходимо поставить конкретные задачи: что будет делать, какие материалы для этого понадобятся, в какой последовательности будет выполнять работу.
В ходе создания игрушки необходимо добиваться результата, не откладывая на другой день. В процессе работы над игрушками приучать ребёнка к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем столике, уборке рабочего места по окончании труда.
Результатом организации труда дома должно быть формирование уважения к труду взрослых, интереса и любви к созидательному труду, воспитанию навыков и умений.
Дружеское общение родителей с детьми во время изготовления игрушек из природного материала создаёт духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей
Список использованной литературы:
- Коллекция идей Р.Туфкрео, М.Кудейко. – М., 2004
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М., 1979
- Программа экологического образования детей «МЫ» Кондратьева. – С.Пб., 1996
- Сказки из даров природы Н.Докучаева. – С.Пб., 1998
- Что можно сделать из природного материала Э.К.Гульянц, И.Я.Базик. – М., 1991
- Экологическое образование в Ленинградской области выпуск 4. – С.Пб., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».
Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколени...
Статья «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»
экологическое воспитание детей дошкольного возраста...
"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"
Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...
«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ».
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения....
«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ».
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения....
Воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Этот материал буудет полезен воспитателям ДОУ...